Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится сегодня важнейшим направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы помимо развития интеллекта, формирования нравственных чувств является не только забота о здоровье детей, но и формирование у них здорового образа жизни, позволяющего на всем протяжении жизни человека сохранять его здоровье. Все это согласуется с основными направлениями осуществляемой ныне модернизации образования, в концепции которой на одном из приоритетных мест стоит здоровье школьников.
Многочисленные медицинские осмотры и исследования последних 10 лет свидетельствуют о негативных тенденциях в здоровье подрастающего поколения, особенно у детей младшего школьного возраста.
Установлено, что среди факторов, формирующих здоровье – 50% составляет влияние образа жизни человека.
Школьные годы – очень важный период в жизни ребенка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ его жизни.
Для младшего школьного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. В этом возрасте двигательная активность становится всё более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов. В возрасте 7-10 лет уже в состоянии длительно, устойчиво поддерживать функциональную активность. Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребёнок, переступая порог школы, – это … запрет на движение.
Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу разминки в начале уроке, если выполнять ее систематически, а не от случая к случаю. Она – обязательное условие укрепления здоровья, развития физических качеств, воспитания воли, формирования здорового образа жизни. На первый взгляд такое утверждение может показаться странным. Ведь на разминку отводится всего 10-15 минут, да и упражнения выполняются сравнительно просто.
Разминка помогает решить сразу несколько задач:
- Упражнения разминки способствуют физической подготовленности. Правда, поскольку положительные результаты приходят не сразу, для достижения эффекта необходимо проявлять терпение, настойчивость, упорство. Во время сна организм человека отдыхает. Мышцы расслабленны, сердце работает спокойно, дыхание медленно. Все органы в момент пробуждения не сразу начинают работать в полную силу. Чтобы полностью включить организм в работу, необходимо проделать комплекс упражнений разминки, которые часто называют зарядкой поскольку несколько выполненных упражнений заряжают человека энергией и бодростью на предстоящий день.
- Разминка способствует формированию правильной осанки.
- Разминка способствует повышению различных достижений. Для этого в комплексы разминки включаются специальные упражнения , которые помогают повысить свое мастерство.
- Разминка содействует воспитанию воли. Прогулка по лесу. катание с гор, игры с мячом или купание в жаркий день – все это всегда доставляет удовольствие. Для таких занятий больших волевых усилий не требуется. Другое дело – разминка.
Одежда для разминки должна быть не стесняющей свободы движений.
Разминка – это первая ступень на пути к здоровому образу жизни.Она – обязательное условие укрепления здоровья, развития физических качеств, воспитания воли, формирования здорового образа жизни.
Предлагаю Вашему вниманию “Разминку будущих олимпийцев”.
Упражнения для шейного отдела
1) И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе
1-3 – наклоны головы налево, 2-4 наклоны головы направо
2) И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе
Вращение головой на право, налево
Упражнения для плечевого отдела
1) И.п.– ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, ладони сжаты в кулак
1 – поднимаем правое плечо вверх ,
2 – и.п.
3– поднимаем левое плечо вверх, 4 – и.п.
2) И.п.– ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, ладони сжаты в кулак
1-3 поднимаем плечи вверх, 2– 4 и.п.
3) И.п.– ноги на ширине плеч, руки на плечи
1-2-3-4 – вращение плеч вперед, 1-2-3-4– вращение плеч назад
4) И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища
1– руки вперед, 2– руки вверх; 3– руки в стороны ,4– и.п.
Упражнения для грудного отдела
1) И.п.– ноги на ширине плеч, руки перед грудью
1-2– рывки руками перед грудью,3-4 рывки раскрытыми руками с поворотом на лево
1-2– рывки руками перед грудью,3-4 рывки раскрытыми руками с поворотом на право
2) И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, ладони сжаты в кулак
1-2 рывки руками – правая вверх, левая вниз, 3-4– рывки руками левая вверх, правая вниз.
Упражнения для поясничного отдела
1) И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс
Лева рука на поясе, правая поднята вверх 1-2-3– наклоны влево, 4– и.п.
Правая рука на поясе, левая поднята вверх 1-2-3– наклоны вправо, 4– и.п.
2) И.п.– ноги вместе, руки вдоль туловища
1– руки вверх , 2– наклоны вниз;3– присели, руки вперед, 4– и.п.
3) И.п.– ноги вместе, руки в замок перед собой 1– наклоны к правой ноге. 2– наклоны к центру. 3– наклоны к левой ноге, 4– и.п.
Упражнения для ног
1) И.п. – ноги вместе, руки в замок сзади
1– 3 подъем на носки, 2-4 подъем на пятки
2) И.п. – ноги вместе, руки опущены вдоль туловища
1-3– подъем правой стопы на носок, левая рука
вперед, правая назад
2-4 подъем левой стопы на носок, правая рука
вперед, левая назад
3) И.п. – ноги вместе, руки на пояс. Прыжки в высоту на носках(15-20 раз)
4) И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища
1-3 – прыжок – ноги на ширину плеч, хлопок рук над головой (подъем рук через стороны) 2-4– и.п.
5) И.п.– ноги вместе, руки вдоль туловища, ладони сжаты в кулак
1-3– прыжок – правая нога вперед, левая назад, правая рука вперед, левая назад;2-4– прыжок – левая нога вперед, правая назад, левая рука вперед, правая назад
Упражнения для восстановления дыхания
1)И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища
1-2-3-4 ходьба на месте с чередованием рук
2) И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища
Вдох – медленно поднимаем руки вверх (через
стороны), выдох – медленно опускаем руки вниз
(через стороны)
3)Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища