Тема урока: "Согласный звук Р". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: Согласный Р.

Цель: выработка алгоритма написания слов с буквой Р.

Задачи: способствовать:

1) отработке навыка написания слов с буквой Р;
2) развитию фонематического слуха на основе упражнений в нахождении звуков [ р],[ р];
3) коррекции фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах;
4) воспитанию интереса к предмету.

Оборудование: отдельные лепестки цветка, карточка со словарным словом “ветер”, картинка кораблика, предметные картинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Речевая зарядка – хором:

Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой,
Как хорош ты, лист резной.
Рапорт дежурного.

Речевая зарядка.

Ра\3р. – в школу мы пришли с утра.
Ир\3р. – узнаём получше мир.
Ор\3р. – развиваем кругозор.
Ра\3р . – всё умеет детвора.

На дворе осень, пасмурно, хмуро. Листья осыпаются, цветы отцвели. В такую унылую погоду хочется, чтобы глаза радовало что-нибудь яркое, цветное. Сегодня на уроке мы попробуем вырастить цветок. Цветок наш будет необычным, потому что вырастить мы его сможем своими знаниями и старанием. Он будет радовать нас весь день, а дома вы расскажете, что сами вырастили цветок своими знаниями. За выполнение 1 задания у нас будет вырастать 1 лепесток. Чтобы цветок вырос, нам надо успешно справляться со всеми заданиями. Какие качества нам нужно проявить, чтобы у нас все получилось? (Дети отвечают – быть прилежными, трудолюбивыми, старательными, внимательными…)

– Какую отметку вы хотели бы получить за работу на уроке? ( Дети отвечают)

– Давайте хлопнем на удачу 5 раз.

II. Зарядка для рук.

Массаж подушечек пальцев: разминаем каждый палец правой руки и называем любой цветок (Дети называют– георгин, астра…)

III. Мин. чистописания. На доске написаны буквы.

– Назвать буквы: К М Л Н З В Р Б Л Р Г Д Р

– Как можно назвать их одним словом? (согласные)

– Какая согласная встречается чаще всего? (Р)

Учитель показывает образец написания заглавной и строчной Рр. Дети прописывают. (Дети IV уровня обводят написанные учителем в тетради буквы).

IV. Словарная работа.

Загадка.

Носится, свищет, мечется, рыщет,
Где пробежит, листик дрожит,
Где пронесётся, – дерево гнётся. (Ветер).

Выслушиваются ответы детей. (Детям IV уровня предлагаются картинки с изображением ветра и волка с заданием выбрать среди них правильный ответ).

Ветер – хоровое произношение с ударением, определение безударной гласной.

– Как по-татарски будет звучать слово ветер? (ЖИЛ)

– Придумайте словосочетание со словом ветер.

– Придумайте предложение со словом ветер по схеме:

_________ __________ .(Для детей III-IV уровней)

_________ __________ __________ . (Для детей I-II уровней)

Запись предложения из 3 слов в тетрадь.

– Молодцы! Мы с вами справились со словарной работой и своими знаниями смогли дать начало росту цветка – на доске появляется сердцевинка.

V. Работа по теме.

1) – Я загадала букву. Она есть в слове ветер, это согласная, но не Т и не В. Какая это буква? (Дети на ушко шепчут ответ). Когда все ответы детей услышаны учителем, задается вопрос слабой группе детей:

– Назовите последний звук в слове ветеррр (при произношении учитель четко выделяет последний звук). Учитель требует повторного произнесения детьми данного звука.

– Молодцы! Вы все правильно догадались, какую букву я загадала.

Тема нашего урока: согласная Р.

– Какие звуки она обозначает? (Твёрдый – [ Р], мягкий – [Р])

– Для чего нам надо изучать эту тему на уроке русского языка? (Правильно произносить, узнавать, слышать в словах, не пропускать и не заменять другой буквой при письме). Сегодня на уроке мы будем учиться писать слова, в которых есть буква эр.

– Порычали как большой тигр Р-Р-Р, как маленький тигрёнок Р-Р-Р. Вот такие звуки сегодня мы будем учиться слушать в словах, а услышав, писать эту букву в слове.

– Хлопните, если в слове есть звуки [ р], [р]: лампа, рак, рука, лимон, краска, солнце, картина, облако, рисунок, лицо, игра.(Дети хлопками показывают наличие в словах звуков [р], [р])

2) Определите место звука [ р] в слове рыба. (Дети указывают на графической схеме в начале слова – для этого ведут пальчиком по схеме и останавливают палец в том месте схемы, где слышится данный звук, а затем обозначают мелом).

В слове арбуз. (Дети указывают в середине слова – для этого ведут пальчиком по схеме и останавливают палец в том месте схемы, где слышится данный звук, а затем обозначают мелом).

В слове повар. ( Дети указывают в конце слова – для этого ведут пальчиком по схеме и останавливают палец в том месте схемы, где слышится данный звук, а затем обозначают мелом).

Вывод: – Где может стоять звук Р? (в начале, в середине, в конце)

Важно услышать звук [ р ]или [р] и написать букву эр в том месте, где вы услышали.

– Cейчас мы будем учиться выделять голосом звуки [р], [р], чтобы потом правильно писать слова с этой буквой. Поиграем. Вот такой замечательный корррабль отпррравляется в горррод РРРигу. В РРРигу на нем мы отправим лишь те предметы, в названии которых есть звуки [р], [р]. Придумайте слова со звуками [ р] или [р] и выделите его голосом. (Дети придумывают слова)

(Детям IV уровня предлагаются картинки с изображением рыбы, руки – они называют данные слова, четко выделяя звук [р])

– Молодцы! Мы смогли вырастить самый первый лепесток нашего замечательного цветка.

Вывод: чтобы правильно написать слово с буквой Р, надо чётко произнести слово, и услышать , есть ли этот звук в данном слове.

2) Работа по учебнику – с. 53 № 4.

– Назовите, что здесь нарисовано? Роза, астра, зверобой, георгин, орех, укроп, ромашка, трава, дрова, топор, клевер.

– Запишите по 1 слову с буквой Р в начале, в середине, в конце.

Работа у доски учеником, который пишет свой вариант слов по заданию.

Проверка хлопками правильности выбора каждого слова у доски. Чтение детьми других вариантов ответов. ( Дети IV уровня обводят в тетради вариант слов, прописанный учителем).

– Мы успешно справились с заданием и поэтому у нашего цветка появляется еще один лепесток.

Появляется второй лепесток.

VI. Физ. минутка

Движения руками.

На двери висит замок, (руки в замок)
Кто его открыть бы мог, (покачивание рук в замке)
Постучали, покрутили, (постукивание руками в замке по парте, )
Потянули и открыли. (раскрывание замка)

3). Поиграем в игру “ Звук заблудился”. Перед вами написаны предложения. В выделенном слове надо изменить одну букву так, чтобы смысл стишка получился верный.

Писем мы не написали – тучку целый день искали.
Сидит на грядке крепко желтенькая кепка.
Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.

По ходу работы появляются слова, написанные догадавшимися детьми на доске с четким произнесением звука [р] и комментированием: РРРучку, слышу звук [р] , пишу р-у-ч-к-у. Аналогично проговариваются слова репка, гром. Слова синхронно записываются детьми в тетрадь. ( Дети IV уровня обводят).

Вывод: чтобы правильно написать слова со зуком [р], [р], надо четко произнести слово , услышать звук и, диктуя себе, написать слово правильно.

– Молодцы! Вы снова успешно справились с заданием и наш цветок продолжает расти.

На доске появляется 3 лепесток. ( Рисунок)

4) Картинный диктант – ребенок у доски четко произносит слово, если в слове есть звуки [ р], [р] , то записывает это слово.

Предлагаются картинки банта, рыбы, стула, машины, гриба, листа, груши, ведра.( Дети IV уровня обводят в тетради по шаблону гриб и обводят слово гриб, написанное учителем)

– Ребята, вы просто молодцы! Наш цветок уже имеет 4 лепестка.

На доске появляется 4 лепесток.

5) Отгадать загадки; отгадки пишутся детьми на доске c четким проговариванием звуков и объяснением, почему необходимо писать букву эр.( Дети IV уровня выбирают отгадку из предложенных картинок и показывают учителю свой ответ, а затем по обводке пишут слова в тетради)

Посмотрите, выше крыш
шею вытянул малыш,
хочет, глупый, хоть чуть-чуть
в небе солнышко лизнуть. (Жираф)

Ну, а это кто в кольчуге
целый день ползёт к подруге:
снизу – крышка, сверху – тоже,
на коробочку похожа? (Черепаха)

Вот ещё одна загадка
девочкам и мальчикам:
кто рождается в кармане
с маленьким карманчиком? (Кенгуру)

По лужайке целый час
бегает игриво
полосатенький матрас
с хвостиком и гривой. (Зебра)

Вывод: если слышим звуки [р], [р], то пишем букву эр.

На доске появляется ещё один лепесток.

6)Составить из слов предложение (слова на карточках).

Рисовала, радугу, Рита.

После опроса всех вариантов написания предложения, выясняется верный порядок слов, устанавливается на доске и идет работа по запоминанию предложения – повторяются правила оформления предложения на письме и четко проговариваются слова, после чего предложение записывается по памяти.

На доске появляется 6 лепесток.

7) Самостоятельная работа после повтора вывода: Чтобы правильно написать слово с буквой Р, надо чётко произнести слово , если звук [р] или[ р ]слышится, то диктуя себе слово по слогам, надо его написать и проверить написанное.

Сильной группе детей(I – II уровни) предлагается написать 2 слова с буквой р.
Средней группе (III уровень) – вставить букву в слова: .ама, у.ок
Слабой группе ( IV уровень) – написать по обводке 2 предложенных слова и подчеркнуть Р.

На доске появляется 7 лепесток. Цветок готов.

– Как приятно видеть в нашем классе выращенный нами цветок. Ребята, вы – молодцы!

Оценивание.

VII. Итог.

– Какую тему изучали?

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с буквой эр?

Повторение вывода: Чтобы правильно написать слово с буквой Р, надо чётко произнести слово , если звук [р ]или[ р ]слышится, то диктуя себе слово по слогам, надо его написать и проверить написанное.