КВН "Зимушка-зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспект комплексного занятия

(подготовительная группа)

Цель: Закрепление знаний о зиме, о зимних явлениях.

Задачи:

Образовательные:

– Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
– Упражнять детей в составлении предложений, в звуковом анализе слов.
– Продолжать учить детей рассказывать о зиме с опорой на схемы-символы.

Развивающие:

– Активизировать словарный запас, внимание, память, логическое мышление, любознательность.

Воспитательные:

– Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе.

Демонстрационный материал:

– Иллюстрации с изображением птиц.

Раздаточный материал:

– Фишки: красного, зеленого, синего цвета.
– Карточки со словами;
– Буквы.
– Схемы-символы.
– Схемы предложений.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение примет зимы в природе.
  2. Рассматривание зимних пейзажей.
  3. Знакомство со стихами о зиме А.С.Пушкина, Н.С.Никитина, И.З.Сурикова и др.
  4. Чтение рассказов о зимующих птицах, о диких животных наших лесов Г.Скрибицкого, И.Соколова-Микитова, Н.Сладкова, М.Пришвина, К.Ушинского и др.
  5. Знакомство с приметами, пословицами, поговорками, загадками о зиме.
  6. Беседы о животных и птицах “Как птицы к зиме приспособились?”, “Покормите птиц зимой”, “Зима полна серебра”, “Зимовье зверей”, “Растение – живое существо” и др.
  7. Дидактические игры: “Когда это бывает?”, “Назови птицу”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети под музыку входят в зал.

Воспитатель:

– Ребята, много тайн и загадок скрывает от нас природа. Одна из них – смена времен года. Каждый год один сезон сменяет другой. За весной всегда следует лето, за летом – осень, за осенью – зима.

(На экране появляются иллюстрации: весна, лето, осень, зима)

– Каждое время года по-своему красиво и интересно.

– Какая бывает зима?

(Ответы детей: холодная, морозная, снежная, тёплая и т.д.)

Воспитатель: (Читает стихотворение.)

Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
То тихая, то вихрем кружится,
То ласковая - всем очень нравится,
То злющая – за нос кусается,
То оттепель пошлет непрошено,
То забросает всех порошею.
Она художница прилежная:
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея
Такая сказочно красивая.

– Вот какой капризный, изменчивый характер у зимы!

Воспитатель:

– Вспомните песню о зиме.

(Дети поют песню: “Зимушка-зима”)

Воспитатель:

– Ребята, вы узнали много интересных сведений о жизни растений, животных в зимний период, рассматривали иллюстрации о природе, поэтому знаете ответы на многие вопросы. Я приглашаю вас на весёлую игру КВН!

– Что такое КВН?

(Ответы детей.)

Воспитатель:

– Правильно, это Клуб Весёлых и Находчивых!

Выходит ребёнок: (Читает стихотворение.)

Есть весёлая игра,
Называется она – КВН!
Шутки, смех, вопрос, ответ.
Знает ту игру весь свет.

Воспитатель:

Ребята, что нужно, чтобы КВН состоялся? (Ответы детей.)

Воспитатель:

– Правильно: команды, зрители и жюри.

Воспитатель:

– Сегодня встретятся две команды: “Снегири”, и “Синички”.

– Команды, прошу занять свои места.

– Нашу игру будет оценивать жюри. За судейский столик приглашаются… (Называются Ф.И.О. членов жюри, их должности.)

– За правильные ответы жюри присуждает командам баллы, а результаты заносит в оценочную таблицу

– Кто-то сегодня выиграет, кому-то чуть-чуть не повезёт. Главное – не надо расстраиваться.

– Победителем игры становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.

– Во время игры нельзя выкрикивать и подсказывать. За подсказку снимается одно очко.

– Итак, внимание!!!

– Начинаем игру КВН: “Зимушка-зима” (Звучат позывные игры)

Воспитатель:

– Для начала посоветуйтесь и решите, кто из вас будет капитанами команд? (Дети выбирают капитанов.)

– Капитаном команды “Снегири” будет ….., а капитаном команды “Синички” - …. . (Называются фамилии и имена детей, выбранных капитанами.)

Воспитатель:

– Команда “Синички”, вам слово!

Выходит капитан команды “Синички”:

– Наше приветствие:

Команда дружная “Синички”
Как братишки и сестрички.
Природу знаем лучше всех,
А впереди нас ждёт успех!

Воспитатель:

– Команда “Снегири”, вам слово!

Выходит капитан команды “Снегири”:

– Наше приветствие:

Раз, два, три!
Мы команда “Снегири”!
В КВН пришли играть
И “Синичек” побеждать!

Воспитатель:

Я хочу вам пожелать
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили,
Чтобы не было печали,
Чтоб на все вопросы отвечали.

Первый конкурс: “Что мы знаем о зиме?”.

Задание №1: “Назовите народные приметы и поговорки о зиме”.

(Каждая команда по очереди называет народные приметы и поговорки о зиме.)

Задание №2: “Загадки – отгадки”

(Каждая команда по очереди загадывает загадки о зиме, другая команда – отгадывает.)

Задание №3: “Чем зима отличается от других времён года?”

(Детям предлагаются схемы-символы.)

Воспитатель:

– Послушайте, как в стихотворении говорится о том, чем зима отличается от других времён года.

(Выходят два ребенка)

1 ребенок:

Отличается зима
От весны и лета,
Очень снежная она,
Вся в снега одета.
Реки скованы все льдом,
И в узорах стекла,
Иней на ветвях висит,
Вьюга дует в окна.

2 ребенок:

Небо серое зимой,
Падают снежинки.
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки.
Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи,
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен.
Слепят вмиг снеговика-
И кататься с горки.
Шуба, шапка и штаны-
Все в ледовой корке!

Воспитатель:

– Пока жюри подводит итоги первого конкурса – музыкальная пауза.

(Дети исполняют песню “Ой, мороз, мороз, мороз!”)

Жюри оглашает итоги первого конкурса.

Второй конкурс: “Зимующие птицы”

Задание №1: “Догадайтесь, о каких птицах идёт речь?”

Вопросы:

  1. Эту птицу узнаешь по красивому оперению и большому хохолку на голове. Почему её можно увидеть только зимой? (На экране появляется свиристель.)
  2. Какую птицу называют “лесным доктором”? Почему? (На экране появляется дятел)
  3. Какая птица выводит птенцов зимой? С чем связана эта особенность? (На экране появляется клёст.)
  4. Эту птицу называют настоящим “акробатом”. Почему? (На экране появляется поползень.)
  5. Что страшнее для птиц зимой: холод или голод? Почему? 6. Почему у птиц разные клювы?

Задание №2: “Как птицы лакомятся ягодами рябины?”

(Детям раздаются конверты с иллюстрациями птиц: снегирь и синичка, свиристель и ворона.)

Задание №3: “Какая птица лишняя и почему?”

(На экране появляются карточки с изображением птиц, одна из них лишняя.

Например:

а. свиристель, снегирь, воробей
б. синичка, сорока, свиристель
в. дятел, ворона, синичка, ласточка
г. воробей, голубь, сорока, клёст)

Задание №4: “Составьте предложения по схемам, используя слова:  “снегири”, “синички”. (По иллюстрациям.)

Воспитатель:

– Пока жюри подводит итоги второго конкурса, задаю детям вопросы:

  1. Как человек может помочь птицам зимой?
  2. Вспомните: какие птицы прилетают на наши кормушки?
  3. Чем вы подкармливаете птиц зимой?

– Знаете, ребята, зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и ….

По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

К. Мухаммали

Музыкальная пауза: Исполняется песня: “Здравствуйте, птицы!”

Жюри оглашает итоги второго конкурса.

Третий конкурс: “Капитанов”

Воспитатель:

Задание №1: “Какие буквы пропущены?”

СИН * Ч * А   С * ЕГ * РИ
                           

Задание №2: “Звуковой анализ слов: синичка, снегири”.

Воспитатель:

– Пока капитаны команд готовятся – объявляю:

Четвёртый конкурс: “Как звери зимуют?”

Вопросы детям:

  1. Какие животные не делают запасов на зиму? Почему? (На экране появляются волк, лиса, заяц)
  2. Какие животные всю зиму спят? Почему? (На экране появляются медведь, барсук, ёж)
  3. Как приспособились к зиме белки?  (На экране появляется белка)
  4. Как приспособились к зиме зайцы? (На экране появляется заяц)

– Если капитаны команд не успеют выполнить задания, предлагаю участникам игры загадки о животных.

– Прошу жюри подвести итоги 2-х последних конкурсов и всей игры.

Раздаётся стук в дверь. Входит Почтальон Печкин:

– Здравствуйте, дети! Это детский сад № 96? Воспитатель:

– Ребята, догадались, кто к нам пришёл?

Почтальон Печкин:

– Наконец-то, я вас нашёл! Почему вы здесь собрались? (Ответы детей.)

Почтальон Печкин:

– У меня посылка знатокам природы.

– Вы знатоки природы? (Обращается к детям.)

Воспитатель:

– Наши дети много знают о природе. Значит – эта посылка для них! (Воспитатель пытается взять у Печкина посылку)

Почтальон Печкин:

– Подождите, подождите, сначала предъявите документы.

Воспитатель: – А у нас и документов-то никаких нет!

Почтальон Печкин:

– А у вас есть документы? (Обращается к детям)

Дети:

– Нет!

Почтальон Печкин:

– Документов у вас нет, а как вы докажите что вы знатоки природы?

– А я вот сейчас проверю ваши знания! Если ответите на мои вопросы –посылка ваша!

Вопросы:

  1. Почему птиц зимой меньше, чем летом?
  2. Что будет, если с деревьев не облетят листья на зиму?
  3. Угадайте, для каких птиц эти угощения: хлебные крошки, пшено, семечки, кусочки несолёного сала?

Почтальон Печкин:

– Молодцы, теперь я вижу, что вы настоящие знатоки природы! Забирайте посылку!

(Отдаёт посылку.)

– А ещё я хочу узнать, кто же победил в этой игре?

Члены жюри оглашают результаты. Если количество баллов, набранных командами в ходе игры не равное, проигравшей команде предлагается заработать дополнительные баллы, ответив на вопросы блицтурнира:

  1. Какую птицу называют “лесным радио”?
  2. Назовите зимние месяцы.

– Вручение дипломов об участии в игре

Воспитатель:

Вы думали и веселились
И даже спорили порой,
Но очень подружились
За этою игрой!

Почтальон Печкин:

Всем спасибо за смекалку.
За находчивость и смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!

(Предлагает сфотографироваться на память).

Почтальон Печкин прощается с детьми. Уходит.

Воспитатель открывает посылку. Рассматривают её содержимое.