Конспект комплексного занятия
(подготовительная группа)
Цель: Закрепление знаний о зиме, о зимних явлениях.
Задачи:
Образовательные:
– Закрепить в сознании детей признаки зимы,
сезонные изменения в природе, связанные с зимним
периодом.
– Упражнять детей в составлении предложений, в
звуковом анализе слов.
– Продолжать учить детей рассказывать о зиме с
опорой на схемы-символы.
Развивающие:
– Активизировать словарный запас, внимание, память, логическое мышление, любознательность.
Воспитательные:
– Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе.
Демонстрационный материал:
– Иллюстрации с изображением птиц.
Раздаточный материал:
– Фишки: красного, зеленого, синего цвета.
– Карточки со словами;
– Буквы.
– Схемы-символы.
– Схемы предложений.
Предварительная работа:
- Наблюдение примет зимы в природе.
- Рассматривание зимних пейзажей.
- Знакомство со стихами о зиме А.С.Пушкина, Н.С.Никитина, И.З.Сурикова и др.
- Чтение рассказов о зимующих птицах, о диких животных наших лесов Г.Скрибицкого, И.Соколова-Микитова, Н.Сладкова, М.Пришвина, К.Ушинского и др.
- Знакомство с приметами, пословицами, поговорками, загадками о зиме.
- Беседы о животных и птицах “Как птицы к зиме приспособились?”, “Покормите птиц зимой”, “Зима полна серебра”, “Зимовье зверей”, “Растение – живое существо” и др.
- Дидактические игры: “Когда это бывает?”, “Назови птицу”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель:
– Ребята, много тайн и загадок скрывает от нас природа. Одна из них – смена времен года. Каждый год один сезон сменяет другой. За весной всегда следует лето, за летом – осень, за осенью – зима.
(На экране появляются иллюстрации: весна, лето, осень, зима)
– Каждое время года по-своему красиво и интересно.
– Какая бывает зима?
(Ответы детей: холодная, морозная, снежная, тёплая и т.д.)
Воспитатель: (Читает стихотворение.)
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
То тихая, то вихрем кружится,
То ласковая - всем очень нравится,
То злющая – за нос кусается,
То оттепель пошлет непрошено,
То забросает всех порошею.
Она художница прилежная:
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея
Такая сказочно красивая.
– Вот какой капризный, изменчивый характер у зимы!
Воспитатель:
– Вспомните песню о зиме.
(Дети поют песню: “Зимушка-зима”)
Воспитатель:
– Ребята, вы узнали много интересных сведений о жизни растений, животных в зимний период, рассматривали иллюстрации о природе, поэтому знаете ответы на многие вопросы. Я приглашаю вас на весёлую игру КВН!
– Что такое КВН?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
– Правильно, это Клуб Весёлых и Находчивых!
Выходит ребёнок: (Читает стихотворение.)
Есть весёлая игра,
Называется она – КВН!
Шутки, смех, вопрос, ответ.
Знает ту игру весь свет.
Воспитатель:
– Ребята, что нужно, чтобы КВН состоялся? (Ответы детей.)
Воспитатель:
– Правильно: команды, зрители и жюри.
Воспитатель:
– Сегодня встретятся две команды: “Снегири”, и “Синички”.
– Команды, прошу занять свои места.
– Нашу игру будет оценивать жюри. За судейский столик приглашаются… (Называются Ф.И.О. членов жюри, их должности.)
– За правильные ответы жюри присуждает командам баллы, а результаты заносит в оценочную таблицу
– Кто-то сегодня выиграет, кому-то чуть-чуть не повезёт. Главное – не надо расстраиваться.
– Победителем игры становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
– Во время игры нельзя выкрикивать и подсказывать. За подсказку снимается одно очко.
– Итак, внимание!!!
– Начинаем игру КВН: “Зимушка-зима” (Звучат позывные игры)
Воспитатель:
– Для начала посоветуйтесь и решите, кто из вас будет капитанами команд? (Дети выбирают капитанов.)
– Капитаном команды “Снегири” будет ….., а капитаном команды “Синички” - …. . (Называются фамилии и имена детей, выбранных капитанами.)
Воспитатель:
– Команда “Синички”, вам слово!
Выходит капитан команды “Синички”:
– Наше приветствие:
Команда дружная “Синички”
Как братишки и сестрички.
Природу знаем лучше всех,
А впереди нас ждёт успех!
Воспитатель:
– Команда “Снегири”, вам слово!
Выходит капитан команды “Снегири”:
– Наше приветствие:
Раз, два, три!
Мы команда “Снегири”!
В КВН пришли играть
И “Синичек” побеждать!
Воспитатель:
Я хочу вам пожелать
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили,
Чтобы не было печали,
Чтоб на все вопросы отвечали.
Первый конкурс: “Что мы знаем о зиме?”.
Задание №1: “Назовите народные приметы и поговорки о зиме”.
(Каждая команда по очереди называет народные приметы и поговорки о зиме.)
Задание №2: “Загадки – отгадки”
(Каждая команда по очереди загадывает загадки о зиме, другая команда – отгадывает.)
Задание №3: “Чем зима отличается от других времён года?”
(Детям предлагаются схемы-символы.)
Воспитатель:
– Послушайте, как в стихотворении говорится о том, чем зима отличается от других времён года.
(Выходят два ребенка)
1 ребенок:
Отличается зима
От весны и лета,
Очень снежная она,
Вся в снега одета.
Реки скованы все льдом,
И в узорах стекла,
Иней на ветвях висит,
Вьюга дует в окна.
2 ребенок:
Небо серое зимой,
Падают снежинки.
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки.
Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи,
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен.
Слепят вмиг снеговика-
И кататься с горки.
Шуба, шапка и штаны-
Все в ледовой корке!
Воспитатель:
– Пока жюри подводит итоги первого конкурса – музыкальная пауза.
(Дети исполняют песню “Ой, мороз, мороз, мороз!”)
Жюри оглашает итоги первого конкурса.
Второй конкурс: “Зимующие птицы”
Задание №1: “Догадайтесь, о каких птицах идёт речь?”
Вопросы:
- Эту птицу узнаешь по красивому оперению и большому хохолку на голове. Почему её можно увидеть только зимой? (На экране появляется свиристель.)
- Какую птицу называют “лесным доктором”? Почему? (На экране появляется дятел)
- Какая птица выводит птенцов зимой? С чем связана эта особенность? (На экране появляется клёст.)
- Эту птицу называют настоящим “акробатом”. Почему? (На экране появляется поползень.)
- Что страшнее для птиц зимой: холод или голод? Почему? 6. Почему у птиц разные клювы?
Задание №2: “Как птицы лакомятся ягодами рябины?”
(Детям раздаются конверты с иллюстрациями птиц: снегирь и синичка, свиристель и ворона.)
Задание №3: “Какая птица лишняя и почему?”
(На экране появляются карточки с изображением птиц, одна из них лишняя.
Например:
а. свиристель, снегирь, воробей
б. синичка, сорока, свиристель
в. дятел, ворона, синичка, ласточка
г. воробей, голубь, сорока, клёст)
Задание №4: “Составьте предложения по схемам, используя слова: “снегири”, “синички”. (По иллюстрациям.)
Воспитатель:
– Пока жюри подводит итоги второго конкурса, задаю детям вопросы:
- Как человек может помочь птицам зимой?
- Вспомните: какие птицы прилетают на наши кормушки?
- Чем вы подкармливаете птиц зимой?
– Знаете, ребята, зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и ….
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”
К. Мухаммали
– Музыкальная пауза: Исполняется песня: “Здравствуйте, птицы!”
Жюри оглашает итоги второго конкурса.
Третий конкурс: “Капитанов”
Воспитатель:
Задание №1: “Какие буквы пропущены?”
СИН * Ч * А | С * ЕГ * РИ | |||||||||||||
Задание №2: “Звуковой анализ слов: синичка, снегири”.
Воспитатель:
– Пока капитаны команд готовятся – объявляю:
Четвёртый конкурс: “Как звери зимуют?”
Вопросы детям:
- Какие животные не делают запасов на зиму? Почему? (На экране появляются волк, лиса, заяц)
- Какие животные всю зиму спят? Почему? (На экране появляются медведь, барсук, ёж)
- Как приспособились к зиме белки? (На экране появляется белка)
- Как приспособились к зиме зайцы? (На экране появляется заяц)
– Если капитаны команд не успеют выполнить задания, предлагаю участникам игры загадки о животных.
– Прошу жюри подвести итоги 2-х последних конкурсов и всей игры.
Раздаётся стук в дверь. Входит Почтальон Печкин:
– Здравствуйте, дети! Это детский сад № 96? Воспитатель:
– Ребята, догадались, кто к нам пришёл?
Почтальон Печкин:
– Наконец-то, я вас нашёл! Почему вы здесь собрались? (Ответы детей.)
Почтальон Печкин:
– У меня посылка знатокам природы.
– Вы знатоки природы? (Обращается к детям.)
Воспитатель:
– Наши дети много знают о природе. Значит – эта посылка для них! (Воспитатель пытается взять у Печкина посылку)
Почтальон Печкин:
– Подождите, подождите, сначала предъявите документы.
Воспитатель: – А у нас и документов-то никаких нет!
Почтальон Печкин:
– А у вас есть документы? (Обращается к детям)
Дети:
– Нет!
Почтальон Печкин:
– Документов у вас нет, а как вы докажите что вы знатоки природы?
– А я вот сейчас проверю ваши знания! Если ответите на мои вопросы –посылка ваша!
Вопросы:
- Почему птиц зимой меньше, чем летом?
- Что будет, если с деревьев не облетят листья на зиму?
- Угадайте, для каких птиц эти угощения: хлебные крошки, пшено, семечки, кусочки несолёного сала?
Почтальон Печкин:
– Молодцы, теперь я вижу, что вы настоящие знатоки природы! Забирайте посылку!
(Отдаёт посылку.)
– А ещё я хочу узнать, кто же победил в этой игре?
Члены жюри оглашают результаты. Если количество баллов, набранных командами в ходе игры не равное, проигравшей команде предлагается заработать дополнительные баллы, ответив на вопросы блицтурнира:
- Какую птицу называют “лесным радио”?
- Назовите зимние месяцы.
– Вручение дипломов об участии в игре
Воспитатель:
Вы думали и веселились
И даже спорили порой,
Но очень подружились
За этою игрой!
Почтальон Печкин:
Всем спасибо за смекалку.
За находчивость и смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!
(Предлагает сфотографироваться на память).
Почтальон Печкин прощается с детьми. Уходит.
Воспитатель открывает посылку. Рассматривают её содержимое.