В процессе поиска возможностей более эффективного использования различных типов уроков особую значимость в современной общеобразовательной школе приобретает форма организации учебной деятельности учащихся. Одной из наиболее современных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности.
Коллективная учебная деятельность как самостоятельная организационная форма обучения стала предметом исследования ученых и педагогов, которые определили основные ее черты (М.Д. Виноградова, В.В. Котов, И.Б. Первин, И.М. Чередов. Разрабатывая основные положения оптимизации учебного процесса, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин. также уделяли большое внимание коллективному подходу к организации учебно-познавательной деятельности. Коллективное обучение – это только такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе. Таким образом, коллективная форма организации учебной работы – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава. А.В. Золотова считает, что коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду. [4].
Организация на уроке коллективной формы учебной деятельности учащихся имеет большое психологическое, социальное и дидактическое значение. В процессе коллективного учебного труда на уроках математики создаются наиболее благоприятные возможности для усвоения знаний и наиболее полного психологического развития каждого школьника. Социальное обоснование коллективной формы учебной деятельности на уроках математики в средней школе народная мудрость выразила в пословице: “Ум – хорошо, а два – лучше”.
Существует несколько приемов организации коллективной работы на уроках, которые приводит в своей книге В.К. Дьяченко [3]. К ним относятся: взаимные опросы, смена заданий в четверках, прием “ручеек”, лабораторные и практические работы, проблемно-поисковые задачи, создание проблемной ситуации. В своей практической деятельности очень часто мне приходиться использовать самые различные приемы организации такой деятельности. Приведу примеры различных уроков, в которых раскрывается эффективность такого метода организации деятельности учителя.
Фрагмент урока для 5-го класса по теме “Таблица умножения”
Тип данного урока – урок закрепления изученного материала. Основная цель урока – закрепить понятие “умножение чисел” и сформировать умения и навыки использования таблицы умножения. В основе разработки урока лежит коллективная форма деятельности учащихся класса. На этапе закрепления используются такие формы коллективной формы деятельности, как работа в парах, работа в цепочке и работа в динамических группах.
Закрепление изученного материала – 10 мин.
Закрепление таблицы умножения предлагается провести в форме коллективной деятельности учащихся, которая делится на три этапа.
1 этап. Работа в парах. Каждый ученик по очереди произносит один пример на умножение, его партнер отвечает, затем наоборот. Учащиеся учатся работать в парах и осуществлять взаимоконтроль друг над другом.
2 этап. Работа по цепочке. Участвуют все учащиеся класса. Учитель называет пример, учащийся отвечает. Затем отвечает следующий сидящий за ним ученик. Контроль над ответами осуществляет учитель.
3 этап. Работа в динамических группах. Учащиеся осуществляют перекрестный опрос, занося результаты друг друга в выданную для этого специальную таблицу.
Фрагмент урока для 6-го класса по теме “Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”
Тип данного урока – обобщение и систематизация знаний. Его основная цель – закрепить основные понятия, связанные со сложением и вычитанием дробей с разными знаменателями.
Приведенный способ применения коллективной формы учебной деятельности учащихся подходит как для данной темы, так и для других тем уроков математики, алгебры или геометрии, которые являются обобщающими в серии уроков на выведение каких-либо правил, определений или теорем.
Обобщение и закрепление знаний – 8 мин.
Готовятся карточки: на одной начало формулировки правила, на другой конец. Раздаются карточки всем учащимся. Произносят сначала те учащиеся, которые имеют карточки с началом формулировки, “откликается” тот учащийся, у которого на карточке конец формулировки. Правильность фиксирует учитель.
Карточки:
- Начало: “При сложении дробей с разными
знаменателями...”.
Конец: “... нужно привести дроби к общему знаменателю и сложить полученные дроби”. - Начало: “Чтобы получилась дробь, равная
данной…”.
Конец: “…нужно числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число ”. - Начало: “При приведении дроби к новому
знаменателю…”.
Конец: “…нужно ее числитель и знаменатель умножить на дополнительный множитель”. - Начало: “Чтобы найти сокращение дроби…”./
Конец: “…нужно разделить числитель и знаменатель на их общий делитель, отличный от единицы”. - Начало: “Чтобы дробь называлась
несократимой…”.
Конец: “…нужно, чтобы числитель и знаменатель дроби были взаимно простыми”.
Фрагмент урока для 9-го класса по теме “Теорема об отрезках хорд, пересекающихся внутри круга”
Данный фрагмент представляет собой пример того, как можно путем постановки проблемного домашнего задания создать на уроке ситуацию, побуждающую учащихся к анализу своих действий и самостоятельному выявлению нового материала. Тема урока заранее не объявляется, а вытекает из проблемной ситуации. Так, тема урока становится проблемой, разрешение которой увлекает учащихся.
Изучение нового материала – 15 мин.
Перед изучением темы учащимися предлагается дома решить следующую задачу:
Хорда AB, пересеклась с хордой CD в точке О, делится на отрезки АО = 45 мм и ОВ = 30 мм. Определить отрезок CD, если OD = 90 мм.
Урок начинается с проверки выполнения домашнего задания. Выясняется, что большинство учеников справились с работой, притом различными способами. Одни построили отрезок АВ = 75 мм, отметили на нем точку О и отложили отрезок OD = 90 мм по трем точкам A, B, D построили окружность. Точка С была найдена как точка пересечения прямой OD с этой окружностью. Другие построили круг произвольного радиуса, в нем хорду АВ = 75 мм и на последней точку О. На окружности отметили точку D так, что OD = 90 мм. Точка С была найдена как точка пересечения прямой OD с окружностью. Третьи построили чертеж и нашли отрезок СО из подобия треугольников AOC и BOD. Каждый способ решения задачи ученики объясняли по своим же чертежам. Последний способ решения задачи отмечается учителем как самый рациональный. Учеников, вероятно, очень удивит то, что, несмотря на произвольность угла пересечения хорд (в первом случае), радиуса круга (во втором случае) и различия способов решения задачи, они получили один и тот же результат: СО = 15 мм. Это убедит их в существовании определенной зависимости между отрезками пересекающихся в круге хорд. Еще раз обратившись к третьему случаю решения задачи, ученики сформулировали проблему: найти свойство отрезков пересекающихся хорд. Затем учитель называет тему урока и записывает ее. Построив чертеж, ученики составляют пропорцию из отношения сходственных сторон подобных треугольников. Используя основное свойство пропорции, они дают формулировку теоремы.
Таким образом, проблемная ситуация возникла в результате рассмотрения способов решения конкретной задачи.
ЛИТЕРАТУРА
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия: Учебник для 7–9 классов средней школы. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика: Учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 1998. – 304 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Просвещение, 1989. – 156 с.
- Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. – 1989. – № 10. С. 34-35.
- Математика: Учебник для 5 класса общеобразоват. учрежд. /Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – М.: Просвещение, 1994. – 272 с.