Цель: создание образного представления о зиме, на основе восприятия поэтических, живописных произведений искусства. Совершенствовать навык выразительного чтения, развивать воображение, устную речь и творческие способности.
Задачи:
1. Обучающие: учить воспринимать поэтическое содержание произведения (приметы зимы в восприятии поэтов).
2. Воспитательные: формирования эстетического отношения к действительности (красота зимней природы) и к речи (красота и точность словесного изображения картин природы).
3. Развивающие:
- развивать представления о теме произведения;
- определять настроение;
- развивать речевой слух.
Виды работы:
- чтение;
- выразительное чтение (передача настроения);
- беседа по вопросам;
- речевая работа: толкование образных выражений, нахождение созвучий, подбор синонимов;
- исследовательская работа.
Оборудование: портрет С. Есенина, фотографии, рисунки детей, картины художников.
- Для прослушивания: А. Вивальди "Из цикла " Времена года" Зима".
Ход урока
Организационный момент
Эпиграф урока (на доске)
Ум и сердце в работу вложи
Каждой секундой в труде дорожи.
- Как вы понимаете эти слова?
Минутка чтения
- артикуляционное чтение (отметили);
- жужжащее чтение (отметили);
- выразительное чтение (оценивание).
Введение в раздел
- Рассмотрите иллюстрацию на развороте седьмого раздела (с 50-51).
- Прочитайте название раздела.
- Умеет ли зима петь?
- Как? (Воет, гудит ветер, хрустит снег, потрескивают от мороза деревья)
- Почему эта строка в кавычках? (Цитата)
- Из какого произведения? Кто автор? (С. Есенин "Поет зима, аукает:")
- Любите ли вы зиму?
- А что особенно нравится?
- А Настина семья любит зимой кататься на лыжах.
Приятно побежать по лыжне и открывать для себя заново все хорошо знакомые места. А вечером :
Чтение авторского текста (с.52)
- Давайте прочитаем и подумаем, какие чувства и воспоминания переполняют Настю? (Чувство удовлетворения, радости, восторга. Она вспоминает как красив и чудесен лес зимой).
Работа над стихотворением.
- Сегодня мы будем работать над стихотворением С. Есенина "Поет зима, аукает :"
- Послушайте его.
Рассказ об авторе (портрет).
С. Есенин - русский поэт. Он родился и вырос в семье Константиново, под Рязанью, на берегу Оки. Он любил своего деда, который учил его быть сильным, чтобы его никто не поборол. Читать Сережа научился в 5 лет под руководством деда. С тех пор чтение стало одним из самых любимых занятий. Стихи стал складывать в 8-9 лет. Многие стихи С. Есенина стали песнями - это знак любви и памяти поэта и его творчества. С. Есенин очень любил родную природу и воспевал ее в своих стихах.
Чтения стихотворения про себя.
- Сейчас вы прочитаете стихотворение артикуляционным чтением. И после чтения ответьте на вопрос:
- Какие картины зимы вы себе представили?
- Подчеркните слова, которые вам непонятны.
- Итак, вы прочитали. Какие же картины вы себе представили?
а) Словарная работа.
- А теперь давайте разберем значение непонятных вам слов.
- Аукать - кричать, перекликаться.
- Озябли - замерзли, продрогли.
- Баюкает - укачивает напевая.
- Стозвон - много звука.
- Сосняк - сосновый лес.
- Шелковым - очень мягким.
- Стелется - распространяется понизу, простирается низко по земле.
- Сиротливый - тоскливо-одинокий, унылый.
- Рев - громко плакать.
- Бешенным - большой силой напряжения, яростно.
- Ставня - дощатая створка для прикрытия окна.
- Свешенные - опущенные к низу.
- Вихрь - круговое движение ветра.
-Давайте прочитаем текст и поразмышляем над его содержанием.
б) Чтение вслух по строфам.
- Сейчас мы читать будем по 1 строфе и размышлять.
1 строфа.
- Кого напоминает зима? (Живое существо)
- Что она делает? (Поет, аукает, баюкает)
- Почему седые облака вызывают чувство тоски, грусти? (Цвет - седые, серые).
- Какие приемы использует автор?
- Как читать эти строки? (Неторопливо, с тоской)
2 строфа.
- Прочитаем.
- Как автор говорит о метели?
- Какие чувства вызывают у автора воробьи? (Жалеет, сочувствует им)
- Как нужно читать эти строки? (С нежностью, с чувством жалости)
3 строфа.
- Подберите синонимы к слову озябли. (Озябли - замерзли, продрогли, окоченели, застыли)
- Почему автор употребил слово "озябли"? (Оно мягче передает состояние птичек, отношение к ним автора)
- Какими вы себе представляете воробышков? (Нахохлились, спрятали клювики, прижались друг к другу)
- Как изменилось отношение автора к метели?
- Как он ее называет? (Вьюга с ревом бешенным)
- От чего злится метель? (Как бы она не старалась, воробышки дремлют и ждут весны)
- О чем мечтают пташки? (О весне)
в) Вопросы после чтения
- Кому автор сочувствует, кого жалеет?
- Что его тревожит? (Как птички доживут до весны)
- Как мы можем помочь птицам перезимовать и не погибнуть зимой? (Делать кормушки)
На доке учитель открывает картинку с изображением кормушек.
Физкультминутка.
Исследовательская работа.
I в - подчеркните слова, которые помогли увидеть цвет зимы.
II в - подчеркните слова, которые помогли услышать звуки.
- Коллективная проверка.
Вывод:
- В стихотворении С. Есенина о зиме мало красок, но много звуков?
- За счет чего создаются звуки?
- Какая музыка по характеру соответствует настроению стихотворения? (Тоскливая, грустная, то медленная, то быстрая)
- Послушаем музыку А. Вивальди "Из цикла"Времена года "Зима".
- Обратите внимание, как музыка меняется, и подумайте с чем в стихотворении ее можно сравнить.
- Мы сказали, что в стихотворении мало красок. Вот мы можем с вами это увидеть на фотографиях, рисунках детей, картинах известных художников: М.Глущенко "Зимний день", Александрова "Зимняя сказка", Игоря Эммануиловича Грабарь "Зимний пейзаж". Где художники используют минимум красок, передают состояние природы зимой.
Выразительное чтение.
- Сейчас мы с вами попробуем прочитать стихотворение, передавая все чувства и настроение.
- С каким чувством будем читать о вьюге? (С тревогой, печалью)
- О птичках? (С нежностью)
- О весне? (С радостью)
- Выберите темп чтения. (Неторопливо, громко)
Итог.
- С каким произведением знакомились?
- Кто автор?
- Что выяснили? (Что зимой мало красок, но много звуков)
-Удалось ли нам соответствовать словам девиза?