Чтобы что-то узнать,
Нужно уже что-то знать.
С.Лем
Цель: обобщение знаний по теме “Первоначальные химические понятия”.
Образовательные задачи: обобщение и закрепление знаний, умений, навыков по теме “Первоначальные химические понятия”.
Воспитывающие задачи: учить взаимодействовать в группах, достигать общего положительного результата, умению слушать друг друга.
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, умение обобщать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок-игра.
Методы и методические приёмы: словесно-наглядные с преобладанием словесных.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями для команд.
Структура урока: 1) организационный этап, 2) игра-опрос, 3) подведение итогов.
Ход урока
1. Сообщение цели урока. Деление на команды (по рядам). Научный эксперт – учитель, два технических – ученики.
I команда | II команда | III команда |
химия | молекула | атом |
химический элемент | чистое вещество | химические явления |
физические явления | химическая формула | однородные и неоднородные смеси |
относительная атомная масса | относительная молекулярная масса | молярная масса |
2. “Разминка”
Каждый участник команды по очереди даёт определения терминам, если он затрудняется с ответом, то очередь переходит к другому участнику (или команде соперников). За каждый правильный ответ присуждается по 1 баллу.
“Словограмма”
Проверка знаний символов химических элементов. В горизонтальные ряды необходимо вписать названия химических элементов, символы которых представлены в словограмме. Если все ответы записаны верно, то в выделенном вертикальном столбце должно получиться название ещё одного химического элемента. Первая правильно ответившая команда зарабатывает 3 балла, вторая и третья по 2 и 1 соответственно.
“Третий лишний”
Выбрать лишнюю формулу из предложенных трёх формул простых или сложных веществ. Аргументировать свой выбор. За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу.
- S, H2, H2S
- HCl
, Cl2, Si- Fe2O3, MgO, Mg
- NaOH, CaO, O2
- Al, Al2O3, CuO
- O3, C, CO
“Счастливый билет”
Каждый ученик вытягивает карточку с задачей на вычисление массовой доли химических элементов в сложном веществе. За верное решение команде присуждается 1 балл.
“Восстановление утраченного”
Командам необходимо восстановить утраченные данные в соответствующих строках таблицы. Для 1 команды – 1 строка. За каждую верно определённую ячейку начисляется по 1 баллу, а за каждую ошибку вычитается по 1.
Вещество | Mr | M | m | n | N | Vm | NA | V |
O2 | 2г | |||||||
N2 | 2моль | |||||||
HCl | 2,24л |
“Конкурс капитанов”
Определить валентность химических элементов по формулам и по названиям составить формулы. Максимум 4 балла за задание. При затруднении капитан может обратиться за помощью к участникам своей команды.
I. Определить валентность элементов в соединениях SO2 , Al2 S3 , K2S.
Составить формулу оксида углерода (IV).
II. Определить валентность элементов в соединениях Na2S, Na3 P, NaCl.
Составить формулу оксида железа (III).
III. Определить валентность элементов в соединениях CH4, HCl, H2O.
Составить формулу оксида натрия.
Подведение итогов игры.
В конце урока, если позволяет время, возможно выполнение ещё одного задания.
Криптограмма “Химические будни”
Для того чтобы прочитать зашифрованное стихотворение, нужно из названия химического элемента взять букву, порядковый номер которой указан в скобках рядом со знаком этого элемента.
¦At(3)Mn(3)Ru(2)Ra(3)Ne(4)Os(1)¦¦Mg(4)W(7)Br(4)¦
¦Re(1)Cu(2)As(3)Ba(2)Hg(2)Ni(6)¦¦Au(1)K(2)Rn(3)Al(1)ЧIr(1)¦,
¦Se(1)Ga(4)Sn(5)Fe(1)Nd(1)Po(4)¦¦Co(2)Pt(1)As(2)Ta(4)¦
¦Np(3)Cl(4)Mo(2)Pb(2)Fe)6)Rb(5)Be(4)F(2)As(4)¦,
¦S(5)P(2) Se(5)Pb(5) Am(2Rh(2)Fe(1)Xe(3)Os(3)¦
¦Ac(4)Na(1)Pr(3)ЧMn(7)¦ –
¦Sr(5)Ga(2)Mo(1)¦¦B(1)Cu(2)Dy(7) Tc(3)He(4)Bi(4)Ca(6)Li(2)¦
¦In(2)Be(2)¦¦Fe(1)Nb(2)Ru(3)Hg(5)¦.
(Трудно нам решать задачи,
Сложно опыт проводить,
Но не можем мы иначе –
Нам без химии не жить.) [1]
Литература.
- Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.- М.:5 за знания, 2006.-208с.- (Методическая библиотека).