Некоторые учителя отказываются от планирования уроков, полагаясь на свой опыт работы. Однако большинство учителей готовится к урокам на протяжении всей своей карьеры.
Для учащихся наличие плана означает, что учитель думал о классе. План свидетельствует об уровне профессионализма и компетентности учителя. Он дает ученикам уверенность, что информация, которую они получают, была всесторонне проработана учителем и донесена до них в лучшем виде.
Для учителя наличие плана (даже схематичного) позволяет определить границы урока. Конечно, опытные учителя умеют перестроиться, если класс "буксует" на одном месте, но и им необходимо четко видеть цель, к которой они стремятся в ходе урока. Планирование позволяет учителю не отвлекаться и не уходить от темы урока.
Конечно, прекрасно, когда все идет по плану, а если нет? Не сработавшее оборудование, уставшие ученики, учащиеся, которые уже проходили этот материал, ученики, которые любят задавать вопросы. В таких случаях учителю необходима гибкость, чтобы отойти от плана, удовлетворить потребности учеников и вернуться к плану урока снова.
Хороший план урока должен быть логически построен, и иметь разнообразные формы работы. План, который учитель пишет для себя, может быть как схематичным, так и детальным. Если мы посмотрим на планы опытных учителей, то увидим, что они часто записывают вид деятельности и номер страницы учебника. Выглядит такой план неубедительно, однако учитель находит в нем всю интересующую его информацию, держа в голове детали урока. Другие учителя записывают все подробно, фиксируя даже необходимость собрать тетради учащихся.
Чтобы написать удачный план урока надо: во-первых, знать количество учащихся в группе, их возраст, пол, предпочтения, дружный ли коллектив, тихий или шумный класс. Во-вторых, следует определить направленность урока: аудирование, грамматика, чтение, письмо, если элементов несколько, то связать их логически. В-третьих, понять каким образом учитель будет достигать цель урока, какие виды деятельности использовать. Для каждого вида деятельности учитель определяет, как долго этот элемент будет продолжаться. В плане, также, следует отметить какие ТСО и наглядные пособия понадобятся. Учителю стоит "предвидеть", с какими трудностями могут столкнуться учащиеся и заранее найти несколько путей решения проблемы.
Нет единственного правильного формата записи плана урока. Главное, чтобы запись была удобна учителю. Некоторые учителя записывают план урока на карточках, другие предпочитают тетрадь или еженедельник, третьих устраивает только отпечатанный вариант. Одни учителя выделяют самое главное маркерами или ручками, другие делают план в виде таблицы. Иногда учителя подробно записывают не только каждое свое слово, но и приблизительные ответы учеников, а иногда пишут конспективно, например: "У. собирает тетради".
Когда у учителя есть план, у него всегда есть возможность проанализировать урок исправить недочеты.