Цели урока:
- образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой на уроке.
- развивающая : развитие логического мышления, математической речи, познавательного интереса.
- воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.
Тип урока:
урок закрепления и совершенствования умений и навыков.Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточные материалы.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Посмотрите, все ль порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок
Начинаем мы урок!
Сообщение темы и цели урока. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний.
1.Индивидуальная работа у доски (трое учащихся). Как только они закончат выполнение заданий, присаживаются на место и присоединяются к работе класса.
Карточка №1 | Карточка №2 | Карточка №3 |
1. Найдите значение выражения, применяя свойства сложения и вычитания | ||
(3,75+0,237)+0,25 | 2,37+3,57+4,43 | (18,23+7,983)-7,23 |
2. Решите уравнение | ||
6,7 - х =28 | у - 2,7 =3,4 | у + 0,83 =1,1 |
3. Округлите числа до десятых | ||
7,167; 2,853; | 4,341; 6,219 | 6,35; 3,524 |
2. Фронтальная работа класса.
Проводится устная работа:
Вопросы к учащимся:
Как отличить десятичную дробь от обыкновенной?
Приведите свои примеры десятичных дробей.
Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
Как сравнить десятичные дроби? Приведите примеры.
Стороны треугольника равны 3см, 7,12см и 5,6 см. Вычислите периметр данного треугольника. (Слайд 3)
Скорость течения реки 2,4 км/ч, а скорость теплохода 30км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и против течения реки. (Слайд 4)
Дети открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока.
III. Работа в тетради (по вариантам) (Слайд 5).
В тетради запишите буквы, которые соответствуют вашему ответу:
Вариант I Вариант II
+ | 0,8 | 1,2 | 0,45 | - | 0,2 | 1,5 | 0,04 | |
1,2 | 1,8 | |||||||
0,6 | 2,2 |
Ш (2,4) Е(2) О(1,4) Р(1,05) К(1,65) Л(1,8) А(1,6) Т(1,76) В(0,7) О(0,3) С (2) Н (2,16)
Какие слова у вас получились?
Вариант I | Вариант II |
Шерлок | Ватсон |
Вы знакомы с персонажами произведений Артура Конан Дойла? (Слайд 6) <Рисунок 1>
Сегодня на уроке, ребята, вы будете сами выступать в роли этих персонажей, будете разгадывать тайны и говорить об этом языком математики, языком цифр.
Восстановите в записи примера запятые. Вот трубка вот шарф - атрибуты наших героев, вперед друзья!
(Слайд 7)
Холмс | Ватсон |
53+17 = 7 | 32+18 = 5 |
4+102 = 4,08 | 7+103 = 8,03 |
629 - 329 = 3 | 825 -125 = 7 |
67- 2 = 4,7 | 75- 3 = 4,5 |
Решение уравнений.
Буквы, соответствующие ответам перепутались. Помогите восстановить предложение! Решите уравнения, буквы расположите в соответствии с ответами уравнений.
(Слайд 8)
Вариант I | Вариант II |
Шерлок | Ватсон |
х - 5,2 = 4,9 | 5,3 - х = 2,4 |
2,9 + х = 3,5 | х - 2,8 = 1,7 |
12,1 - (х +5,8) = 1,7 | (2,9 + х) - 3,5 = 4,7 |
Ответ | 0,6 | 2,9 | 5,3 | 4,6 | 10,1 | 4,5 |
Буква | М- | И | А! | С | У | Л |
(Слайд 9) Получилось предложение "Ум-сила!"
IV. Физкультминутка (Слайд 10)
Движения по тексту, учитель показывает, дети повторяют.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
V. Работа в парах (по учебнику)
Наши герои живут в Англии, где по утрам, на завтрак предпочитают есть овсяную кашу. (Слайд 11)
"Великий русский полководец А.В. Суворов называл __________ кашу "богатырской", т.к. она дает организму в 5 раз больше энергии, чем картофель".
Выполните №1228 (а, г, д, е)
Используя найденные результаты и данные таблицы, узнайте методом исключения слово, которым следует дополнить данное предложение.
ПЕРЛОВАЯ | РИСОВАЯ | ГРЕЧНЕВАЯ | ОВСЯНАЯ | ПШЕННАЯ |
40,879 | 18,65 | 41,243 | 40,243 | 6,4 |
Ответ: гречневая. (Слайд 12)
Шерлок Холмс любил музыку, играл на скрипке. Проведем и мы с вами музыкальное расследование. (Слайд 13)
"Времена года"- одно из самых известных произведений П.И. Чайковского. Оно состоит из 12 фортепианных пьес, каждая из которых посвящена одному из месяцев года. Все пьесы имеют второе дополнительное название.
Выполните №1248. Совпадающие ответы в заданиях помогут вам получить полное (двойное) название музыкальных пьес. Оставшаяся пьеса посвящена июлю.
6 и 7 | Подснежник |
5 и 6 | Песнь жаворонка |
9 и 10 | Белые ночи |
4 и 5 | Песнь косаря |
25 и 26 | Баркарола |
№1248 | |
а) | Март |
б) | Апрель |
в) | Май |
г) | июнь |
Ответ: март- песня жаворонка; апрель-подснежник, май- белые ночи, июнь- баркарола, июль- песнь косаря. (Слайд 14)
VI. Тест по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Проверка знаний с помощью теста (Приложение 1), после выполнения заданий дети меняются тетрадями и сверяют правильность выполнения с ответами на слайде.
Учащиеся во время проверки рядом с каждым заданием ставим знак "+" или "-". Самостоятельно оценивают работы соседа по парте. (Слайд 15)
Критерии оценки: "5" - 7 заданий; "4" - 5 или 6 заданий; "3" - 4 задания.
VII. Домашнее задание.
Дети открывают дневники и записывают домашнее задание. (Слайд 16)
№ 1263 (а,в), № 1261 - примеры и задача на сложение и вычитание десятичных дробей, № 1268(а,в) - более сложные уравнения, для тех кто испытывает интерес к изучению математики.
VIII. Итог урока.
Оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, обсуждение допущенных ошибок и того, что необходимо для их коррекции. Объявление оценок.
IX. Рефлексия (Слайд 17)
В конце урока раздается небольшая анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. По желанию учащихся могут письменно аргументировать свой ответ.
1 | На уроке я работал | активно / пассивно |
2 | Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3 | Урок для меня показался | коротким / длинным |
4 | За урок я | не устал / устал |
5 | Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6 | Материал урока мне был | интересен / скучен |
7 | Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
Слова благодарности детям за урок. (Слайд 18)
Литература:
- Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Мнемозина, 2007. - 280с.
- Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5-6 класс/ Составитель Л.П. Попова. - М.: ВАКО, 2011. - 96с.
- Суворова, С.Б. Математика, 5 - 6 кл.: книга для учителя/ С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова и др. - М.: Просвещение, 2006. - 191с.
- Попова Л.П. Поурочные разработки по математике: 5 класс. - М.: ВАКО, 2008. -496с.
- Чесноков А. С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. - М.: Классикс Стиль, 2008. - 144с.
- Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Задания для обучения и развития учащихся.- М.: Интеллект - Центр, 2003 - 176с.