Сложение и вычитание десятичных дробей

Разделы: Математика


Цели урока:

  • образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; выработка умений по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой на уроке.
  • развивающая: развитие логического мышления, математической речи, познавательного интереса.
  • воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточные материалы.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Посмотрите, все ль порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок
Начинаем мы урок!

Сообщение темы и цели урока. (Слайд 2)

II. Актуализация знаний.

1.Индивидуальная работа у доски (трое учащихся). Как только они закончат выполнение заданий, присаживаются на место и присоединяются к работе класса.

Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3
1. Найдите значение выражения, применяя свойства сложения и вычитания
(3,75+0,237)+0,25 2,37+3,57+4,43 (18,23+7,983)-7,23
2. Решите уравнение
6,7 - х =28 у - 2,7 =3,4 у + 0,83 =1,1
3. Округлите числа до десятых
7,167; 2,853; 4,341; 6,219 6,35; 3,524

2. Фронтальная работа класса.

Проводится устная работа:

Вопросы к учащимся:

Как отличить десятичную дробь от обыкновенной?

Приведите свои примеры десятичных дробей.

Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Как сравнить десятичные дроби? Приведите примеры.

Стороны треугольника равны 3см, 7,12см и 5,6 см. Вычислите периметр данного треугольника. (Слайд 3)

Скорость течения реки 2,4 км/ч, а скорость теплохода 30км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и против течения реки. (Слайд 4)

Дети открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока.

III. Работа в тетради (по вариантам) (Слайд 5).

В тетради запишите буквы, которые соответствуют вашему ответу:

Вариант I              Вариант II

+ 0,8 1,2 0,45   - 0,2 1,5 0,04
1,2       1,8      
0,6       2,2      

Ш (2,4) Е(2) О(1,4) Р(1,05) К(1,65) Л(1,8) А(1,6) Т(1,76) В(0,7) О(0,3) С (2) Н (2,16)

Какие слова у вас получились?

Вариант I Вариант II
Шерлок Ватсон

Вы знакомы с персонажами произведений Артура Конан Дойла? (Слайд 6) <Рисунок 1>

Сегодня на уроке, ребята, вы будете сами выступать в роли этих персонажей, будете разгадывать тайны и говорить об этом языком математики, языком цифр.

Восстановите в записи примера запятые. Вот трубка вот шарф - атрибуты наших героев, вперед друзья!

(Слайд 7)

Холмс Ватсон
53+17 = 7 32+18 = 5
4+102 = 4,08 7+103 = 8,03
629 - 329 = 3 825 -125 = 7
67- 2 = 4,7 75- 3 = 4,5

Решение уравнений.

Буквы, соответствующие ответам перепутались. Помогите восстановить предложение! Решите уравнения, буквы расположите в соответствии с ответами уравнений.

(Слайд 8)

Вариант I Вариант II
Шерлок Ватсон
х - 5,2 = 4,9 5,3 - х = 2,4
2,9 + х = 3,5 х - 2,8 = 1,7
12,1 - (х +5,8) = 1,7 (2,9 + х) - 3,5 = 4,7
Ответ 0,6 2,9 5,3 4,6 10,1 4,5
Буква М- И А! С У Л

(Слайд 9) Получилось предложение "Ум-сила!"

IV. Физкультминутка (Слайд 10)

Движения по тексту, учитель показывает, дети повторяют.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.

V. Работа в парах (по учебнику)

Наши герои живут в Англии, где по утрам, на завтрак предпочитают есть овсяную кашу. (Слайд 11)

"Великий русский полководец А.В. Суворов называл __________ кашу "богатырской", т.к. она дает организму в 5 раз больше энергии, чем картофель".

Выполните №1228 (а, г, д, е)

Используя найденные результаты и данные таблицы, узнайте методом исключения слово, которым следует дополнить данное предложение.

ПЕРЛОВАЯ РИСОВАЯ ГРЕЧНЕВАЯ ОВСЯНАЯ ПШЕННАЯ
40,879 18,65 41,243 40,243 6,4

Ответ: гречневая. (Слайд 12)

Шерлок Холмс любил музыку, играл на скрипке. Проведем и мы с вами музыкальное расследование. (Слайд 13)

"Времена года"- одно из самых известных произведений П.И. Чайковского. Оно состоит из 12 фортепианных пьес, каждая из которых посвящена одному из месяцев года. Все пьесы имеют второе дополнительное название.

Выполните №1248. Совпадающие ответы в заданиях помогут вам получить полное (двойное) название музыкальных пьес. Оставшаяся пьеса посвящена июлю.

6 и 7 Подснежник
5 и 6 Песнь жаворонка
9 и 10 Белые ночи
4 и 5 Песнь косаря
25 и 26 Баркарола
№1248
а) Март
б) Апрель
в) Май
г) июнь

Ответ: март- песня жаворонка; апрель-подснежник, май- белые ночи, июнь- баркарола, июль- песнь косаря. (Слайд 14)

VI. Тест по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Проверка знаний с помощью теста (Приложение 1), после выполнения заданий дети меняются тетрадями и сверяют правильность выполнения с ответами на слайде.

Учащиеся во время проверки рядом с каждым заданием ставим знак "+" или "-". Самостоятельно оценивают работы соседа по парте. (Слайд 15)

Критерии оценки: "5" - 7 заданий; "4" - 5 или 6 заданий; "3" - 4 задания.

VII. Домашнее задание.

Дети открывают дневники и записывают домашнее задание. (Слайд 16)

№ 1263 (а,в), № 1261 - примеры и задача на сложение и вычитание десятичных дробей, № 1268(а,в) - более сложные уравнения, для тех кто испытывает интерес к изучению математики.

VIII. Итог урока.

Оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, обсуждение допущенных ошибок и того, что необходимо для их коррекции. Объявление оценок.

IX. Рефлексия (Слайд 17)

В конце урока раздается небольшая анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. По желанию учащихся могут письменно аргументировать свой ответ.

1 На уроке я работал активно / пассивно
2 Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3 Урок для меня показался коротким / длинным
4 За урок я не устал / устал
5 Мое настроение стало лучше / стало хуже
6 Материал урока мне был интересен / скучен
7 Домашнее задание мне кажется легким / трудным

Слова благодарности детям за урок. (Слайд 18)

Литература:

  1. Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Мнемозина, 2007. - 280с.
  2. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5-6 класс/ Составитель Л.П. Попова. - М.: ВАКО, 2011. - 96с.
  3. Суворова, С.Б. Математика, 5 - 6 кл.: книга для учителя/ С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова и др. - М.: Просвещение, 2006. - 191с.
  4. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике: 5 класс. - М.: ВАКО, 2008. -496с.
  5. Чесноков А. С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. - М.: Классикс Стиль, 2008. - 144с.
  6. Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Задания для обучения и развития учащихся.- М.: Интеллект - Центр, 2003 - 176с.