Цель: научиться анализировать множество вариантов развития ситуации и строить дерево выигрышной стратегии.
Задачи:
а) Образовательная:
- обеспечить усвоение и первичное закрепление новых знаний
б) Развивающая:
- развитие умений выделять главное в новом изучаемом материале
в) Воспитательная:
- формирование отношения сотрудничества при групповой работе;
г) Здоровьесберегающая:
- соблюдение санитарно - гигиенических требований к занятию по информатике, помещению, к присутствующим.
Оборудование:
Техническое:
- ПК на базе процессора Atlon;
- проектор слайдов;
Программное:
- операционная система Windows XP
- приложения Microsoft Office 2003
Другое:
- раздаточный материал (ПРИЛРЖЕНИЯ).
План урока:
Организационный момент | 1 мин | |
Актуализация знаний | 8 мин | |
Изложение нового материала | 20 мин | |
Первичная проверка усвоения знаний | 10 мин | |
Подведение итогов | 5 мин | |
Домашнее задание | 1 мин |
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь.
Звуковая заставка "Что наша жизнь:игра!".
А вы любите играть? Я хочу предложить вам сегодня поиграть. Это простая игра "Камешки" и вот ее правила: играют два игрока (ваша группа - это один игрок, а я - другой игрок). У нас неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок увеличивает количество камней в какой-то кучке любым из двух способов: либо добавляя несколько камней, либо умножая количество камней в некоторое количество раз. Выигрывает игрок, после хода которого, количество камней в одной или двух кучках будет равно или превысит указанное количество. Конкретные числовые значения для игры я раздаю на листах с условиями для каждой группы.
2. Мотивация и объявление новой темы
Проведение игры.
Учитель проводит игры с группами от имени 1 или 2 игрока по заготовленным решенным задачам на построение правильной стратегии игры, тем самым, выигрывая в любом случае.
Подведение итогов игр.
Как вы думаете, почему получилось так, что я выиграла во всех вариантах игры?
Отчего зависел результат игры?
А можно было повлиять на результат?
А можно в начале игры однозначно определить победителя?
Оказывается можно, но для этого необходимо вести безошибочную, стратегически правильную игру. Это и является темой нашего урока.
ТЕМА: Построение выигрышной стратегии игры.
Цель: научиться анализировать множество вариантов развития ситуации и строить дерево выигрышной стратегии.
Изложение нового материала.
Попробуем разобраться с понятием стратегия. Помогут нам в этом словари, справочники, "всемирная паутина" Интернет.
Стратегия (др.-греч. - "искусство полководца)?- общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Искусное руководство, план поведения или действия, сознательно составленный набор операций для решения некоторой проблемы или достижения некоторой цели (в теории игр), возможный в соответствии с правилами стратегической игры способ действия игрока или коалиции;
Сейчас на доске вы видите задание. Это правила такой же игры, но с другими данными. Теперь здесь появился вопрос: "Кто выигрывает при безошибочной игре?". Так игра стала задачей по информатике. Чтобы ответить на него мы должны выполнить некоторую последовательность действий:
- построить ПОЛНОЕ дерево игры, содержащее множество различных вариантов развития ситуации.
- провести анализ этого дерева с точки зрения выигрышной стратегии (выявить ошибочные* ходы)
- определить победителя и обосновать свой ответ сокращенным деревом игры, содержащим только стратегически верные варианты ходов.
Я раздала вам листы с заготовками таблицы для построения дерева игры. В этой таблице мы должны указать все возможные ходы первого игрока, все ответные ходы на них второго игрока и т.д. (На доске учитель прописывает первые два столбца таблицы, дети выполняют эту работу на своих листах).
После прописанных 1-2 ходов обоих игроков начинается объяснение анализа стратегии. На слайде выведены правила, которые дети переписывают на свои листы:
Для выигрывающего игрока пишем только выгодные ходы
Для проигрывающего игрока пишем все ходы.
Определив и выделив в таблице правильную стратегию, переписываем дерево игры в чистовом варианте.
4. Первичная проверка усвоения знаний.
А теперь попробуйте самостоятельно решить те задачи, которые, мы с вами проигрывали в начале урока.
5. Подведение итогов.
Подводя итоги хочу услышать ваше мнение:
- что нового вы сегодня узнали?
- а могут ли пригодиться в жизни вам эти знания?
*** (Ответы детей)
А еще я хочу добавить: сегодня вы научились решать задачу С3 ЕГЭ по информатике.
А еще, умение правильно прогнозировать ситуацию пригодится вам в развитии личностного и карьерного роста, так как у понятия слова стратегия есть и более глубокий смысл, а именно:
Стратегия - форма организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающая возможности, перспективы, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий, это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
6. Информация о домашнем задании.
Решить задачи на карточках.