Исследовательский проект "Вершки-корешки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство очень любознательный период. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. В работе над темой "Овощи" возникли следующие вопросы:

- Почему у одних овощей съедобны корнеплоды, а у других - листья?

- Почему овощи называют витаминами с грядки?

Проблемные вопросы детей не остались без внимания. Так появился проект "Вершки-корешки".

Проект объединил два индивидуальных исследования:

- Вершки - корешки

- Овощи - витаминные продукты

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих потребностей детей в процессе работы над проектом. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Задачи:

  • Упорядочить и обобщить знания детей об овощах, их многообразии, их происхождении и полезных свойствах.
  • Расширить и активизировать словарь по теме "Овощи".
  • Совершенствовать грамматический строй речи: образование прилагательных, согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже.
  • Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности воспитанников.
  • Развивать воображение, художественный вкус, творческое мышление.
  • Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле. Прививать трудолюбие.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Сроки реализации: летний период 2011г.

Участники проекта: дети старшей группы "Сказка", воспитатели группы, родители воспитанников.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Повышение речевой активности детей по теме.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.
  • Усвоение детьми позитивного опыта в процессе реализации собственных замыслов
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом
  • Овладение детьми трудовыми навыками: перекапывание земли, посев семян, высадка рассады, прополка, окучивание, полив растений.

Этапы проекта.

  1. Подготовительный:
  2. Постановка целей и задач проекта, его конечного результата.
  3. Определение типа проекта, времени, необходимого для его осуществления.
  4. Разработка плана деятельности по достижению цели.
  5. Привлечение специалистов, родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  6. Подготовка необходимого оборудования, принадлежностей, источников информации.
  7. Основной:
  8. Сбор, накопление материала.
  9. Разнообразные виды деятельности (занятия, игры, экскурсии, эксперименты, художественно-продуктивная деятельность).
  10. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  11. Заключительный:
  12. Подведение итогов.
  13. Презентация проекта (развлечение, фоторепортаж "Вот какой я огородник", выставка детских рисунков и поделок "Чудеса с грядки", подборка кулинарных рецептов блюд из овощей).
  14. Рефлексия.

Содержание работы над проектом.

Содержание деятельности. Цель.
Рассматривание иллюстраций по теме "Овощи". Уточнять знания детей об овощах.
Чтение художественной литературы:

- Р.н.с. "Вершки-корешки".

- Е.Бехтерова "Капусный лист".

- Е.Фартутдинова "Сказка о том, почему помидор стал красным".

- Н. Носов "Огурцы".

- С. Маршак "Синьор Помидор".

- Я. Пинясов "Хитрый огурчик".

- П. Синявский "Непобедимое пугало".

- Отрывки из сказки "Чиполлино".

- Инсценировка стихотворения.

Б. Заходера "Помидор" ("В огороде помидор взгромоздился на забор:")

Устанавливать многообразные связи в тексте, формировать умение передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении стихотворений.

Подвести детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир.

- Загадки, поговорки об овощах.

- Рассказы - описания об овощах.

Закреплять знания об овощах, формировать умения по характерным признакам определять овощи.
Беседы:

- География овощей.

- Почему так называются.

- Польза овощей для человека.

Развивать познавательные способности детей, умение использовать ранее полученные знания.
Познавательная деятельность:

- Коллекция семян (мини-лаборатория)

- Посадка помидоров (занятие)

- Приготовим винегрет (практическое занятие).

Систематизировать знания детей об овощах. Формировать у детей представления о том, что овощи выращивают из семян, совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности. Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей, о способах их использования в пищу, закреплять представления о значении овощей для здоровья людей
Игра.

Дидактические игры:

- "Вершки-корешки"

- "Что, где растет"

- "Чудесный сундучок"

- "Что необходимо для роста растений"

- "Магазин семян"

- "Узнай по описанию"

Сюжетно-ролевые игры:

- "Мы - повара"

- "Овощной магазин"

Подвижные игры:

- "Огуречик"

- "Кто быстрее соберет урожай"

Игра-драматизация

- "Веселые овощи"

Закреплять знания детей об овощах, их характерных особенностях, об инструментах, необходимых для труда на огороде, классификации растений по месту их произрастания, Формировать представления о происхождении растений, их строении, способах размножения. Развивать внимание.

Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать художественный вкус при оформлении блюд и сервировке стола. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Экскурсии:

- На огород "Станции юннатов".

- В овощной магазин.

- На кухню детского сада.

Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности, расширять представление о труде взрослых, воспитывать уважение к людям труда.
Художественно-продуктивная деятельность:

- Овощи - натюрморт (рисование).

- Корзинка с овощами (лепка из соленого теста).

- Сохраним витамины на зиму (аппликация).

Закреплять умение детей передавать в своей работе форму, цвет и характерные особенности овощей. Развивать творчество детей.
Развлечение "Вершки - корешки". Систематизировать знания детей об овощах, о сезонном труде людей.
Трудовая деятельность:

- Посадка овощных культур на огороде.

- Прореживание всходов, удаление сорняков, внесение удобрений, полив растений.

- Кормление животных зимнего сада собранным урожаем овощей.

Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле. Прививать трудолюбие.

В рамках заключительного этапа была проведена защита проекта и подведение итогов проведенной работы.

Свой проект ребята защищали перед детьми группы "Теремок", где загадывали загадки, рассказывали стихи и показывали сценку.

В группе состоялась родительская гостиная, где проводилась викторина "Загадки с грядки". Родители представили блюда и заготовки из овощей, и поделились рецептами их приготовления.

Продукт проектной деятельности: выставка детских рисунков, выставка поделок из овощей (совместная работа детей с родителями), фоторепортаж с грядки "Вот какой я огородник", подборка кулинарных рецептов блюд из овощей.

Выводы:

В результате работы над проектом дети узнали много нового об овощах, их пользе для организма человека.

Родители воспитанников принимали активное участие в работе над проектом.

Были подготовлены выставка творческих работ и защита проекта перед детьми другой группы.

Рефлексия: Узнав так много о пользе овощей, дети задумались, почему так говорят "Пейте, дети, молоко будете здоровы!", ведь молоко - не овощ. Чем же молочные продукты полезны для человека?

Список использованной литературы:

  1. И. А. Михалевская "Большая хрестоматия для дошкольников", Москва, "Мой мир", 2008 г.
  2. Е. А. Алябьева "Итоговые дни по лексическим темам", Москва, 2010г.
  3. Н.В. Нищева "Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР", Санкт-Петербург, "Детство-Пресс", 2008г.

Приложение.