Дошкольное детство очень любознательный период. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. В работе над темой "Овощи" возникли следующие вопросы:
- Почему у одних овощей съедобны корнеплоды, а у других - листья?
- Почему овощи называют витаминами с грядки?
Проблемные вопросы детей не остались без внимания. Так появился проект "Вершки-корешки".
Проект объединил два индивидуальных исследования:
- Вершки - корешки
- Овощи - витаминные продукты
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих потребностей детей в процессе работы над проектом. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.
Задачи:
- Упорядочить и обобщить знания детей об овощах, их многообразии, их происхождении и полезных свойствах.
- Расширить и активизировать словарь по теме "Овощи".
- Совершенствовать грамматический строй речи: образование прилагательных, согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже.
- Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности воспитанников.
- Развивать воображение, художественный вкус, творческое мышление.
- Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле. Прививать трудолюбие.
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Сроки реализации: летний период 2011г.
Участники проекта: дети старшей группы "Сказка", воспитатели группы, родители воспитанников.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Повышение речевой активности детей по теме.
- Развитие у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.
- Усвоение детьми позитивного опыта в процессе реализации собственных замыслов
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом
- Овладение детьми трудовыми навыками: перекапывание земли, посев семян, высадка рассады, прополка, окучивание, полив растений.
Этапы проекта.
- Подготовительный:
- Постановка целей и задач проекта, его конечного результата.
- Определение типа проекта, времени, необходимого для его осуществления.
- Разработка плана деятельности по достижению цели.
- Привлечение специалистов, родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Подготовка необходимого оборудования, принадлежностей, источников информации.
- Основной:
- Сбор, накопление материала.
- Разнообразные виды деятельности (занятия, игры, экскурсии, эксперименты, художественно-продуктивная деятельность).
- Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Заключительный:
- Подведение итогов.
- Презентация проекта (развлечение, фоторепортаж "Вот какой я огородник", выставка детских рисунков и поделок "Чудеса с грядки", подборка кулинарных рецептов блюд из овощей).
- Рефлексия.
Содержание работы над проектом.
Содержание деятельности. | Цель. |
Рассматривание иллюстраций по теме "Овощи". | Уточнять знания детей об овощах. |
Чтение художественной литературы: - Р.н.с. "Вершки-корешки". - Е.Бехтерова "Капусный лист". - Е.Фартутдинова "Сказка о том, почему помидор стал красным". - Н. Носов "Огурцы". - С. Маршак "Синьор Помидор". - Я. Пинясов "Хитрый огурчик". - П. Синявский "Непобедимое пугало". - Отрывки из сказки "Чиполлино". - Инсценировка стихотворения. Б. Заходера "Помидор" ("В огороде помидор взгромоздился на забор:") |
Устанавливать многообразные связи в
тексте, формировать умение передавать свое
эмоциональное отношение в выразительном чтении
стихотворений. Подвести детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир. |
- Загадки, поговорки об овощах. - Рассказы - описания об овощах. |
Закреплять знания об овощах, формировать умения по характерным признакам определять овощи. |
Беседы: - География овощей. - Почему так называются. - Польза овощей для человека. |
Развивать познавательные способности детей, умение использовать ранее полученные знания. |
Познавательная деятельность: - Коллекция семян (мини-лаборатория) - Посадка помидоров (занятие) - Приготовим винегрет (практическое занятие). |
Систематизировать знания детей об овощах. Формировать у детей представления о том, что овощи выращивают из семян, совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности. Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей, о способах их использования в пищу, закреплять представления о значении овощей для здоровья людей |
Игра. Дидактические игры: - "Вершки-корешки" - "Что, где растет" - "Чудесный сундучок" - "Что необходимо для роста растений" - "Магазин семян" - "Узнай по описанию" Сюжетно-ролевые игры: - "Мы - повара" - "Овощной магазин" Подвижные игры: - "Огуречик" - "Кто быстрее соберет урожай" Игра-драматизация - "Веселые овощи" |
Закреплять знания детей об овощах, их
характерных особенностях, об инструментах,
необходимых для труда на огороде, классификации
растений по месту их произрастания, Формировать
представления о происхождении растений, их
строении, способах размножения. Развивать
внимание. Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать художественный вкус при оформлении блюд и сервировке стола. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. |
Экскурсии: - На огород "Станции юннатов". - В овощной магазин. - На кухню детского сада. |
Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности, расширять представление о труде взрослых, воспитывать уважение к людям труда. |
Художественно-продуктивная
деятельность: - Овощи - натюрморт (рисование). - Корзинка с овощами (лепка из соленого теста). - Сохраним витамины на зиму (аппликация). |
Закреплять умение детей передавать в своей работе форму, цвет и характерные особенности овощей. Развивать творчество детей. |
Развлечение "Вершки - корешки". | Систематизировать знания детей об овощах, о сезонном труде людей. |
Трудовая деятельность: - Посадка овощных культур на огороде. - Прореживание всходов, удаление сорняков, внесение удобрений, полив растений. - Кормление животных зимнего сада собранным урожаем овощей. |
Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле. Прививать трудолюбие. |
В рамках заключительного этапа была проведена защита проекта и подведение итогов проведенной работы.
Свой проект ребята защищали перед детьми группы "Теремок", где загадывали загадки, рассказывали стихи и показывали сценку.
В группе состоялась родительская гостиная, где проводилась викторина "Загадки с грядки". Родители представили блюда и заготовки из овощей, и поделились рецептами их приготовления.
Продукт проектной деятельности: выставка детских рисунков, выставка поделок из овощей (совместная работа детей с родителями), фоторепортаж с грядки "Вот какой я огородник", подборка кулинарных рецептов блюд из овощей.
Выводы:
В результате работы над проектом дети узнали много нового об овощах, их пользе для организма человека.
Родители воспитанников принимали активное участие в работе над проектом.
Были подготовлены выставка творческих работ и защита проекта перед детьми другой группы.
Рефлексия: Узнав так много о пользе овощей, дети задумались, почему так говорят "Пейте, дети, молоко будете здоровы!", ведь молоко - не овощ. Чем же молочные продукты полезны для человека?
Список использованной литературы:
- И. А. Михалевская "Большая хрестоматия для дошкольников", Москва, "Мой мир", 2008 г.
- Е. А. Алябьева "Итоговые дни по лексическим темам", Москва, 2010г.
- Н.В. Нищева "Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР", Санкт-Петербург, "Детство-Пресс", 2008г.