Урок окружающего мира "Что такое облака?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Предмет: окружающий мир

УМК, автор: "Школа России", А.А. Плешаков.

Класс: 1 класс.

Оборудование: атлас - определитель, толковый словарь, учебник "Окружающий мир" 1 класс, мультимедийная презентация, альбом, краски, акварельные кисти, баночка с водой, мешочек.

Цель: познакомить детей с общими признаками и разнообразием облаков.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать воображение и чувство прекрасного; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.
  • Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему.
  • Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения; формирование невербальных способов коммуникации - посредством жестов, мимики;

Предметные: уточнить и расширить представления учащихся о тучах и облаках, о круговороте воды в природе; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, учить описанию природных объектов; научить различать виды облаков.

I. Мотивационный - Отгадайте загадку:

Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.

Дети отгадывают загадку.

- Туча.

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы.
II. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию - Что такое туча?

- Какие источники информации вам помогут узнать об этом?

- На столе лежат книги: атлас - определитель "От земли до неба", учебник "Окружающий мир", толковый словарь Ожегова, найдите краткое и точное объяснение слова "туча".

- Какой источник вам помог? Прочитайте определение слова "туча".

Затруднения детей.

Ответы детей (телевизор, Интернет, родители, книги)

 

Работа в группах (руководитель группы - хорошо читающий ученик)

- Толковый словарь:

Туча - большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь или снег.

Регулятивные учебные действия: формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные общеучебные действия: развивать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга; чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение объяснять свой выбор; формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения.

Предметные: уточнить и расширить представления учащихся о тучах; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов.

III. Целеполагание и фиксация затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Планирование выхода из затруднения. Самостоятельное открытие нового знания.

- А что такое облако?

- Хотите узнать об облаках?

- Определите тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

- А какие бывают облака?

- Обратимся к мудрой Черепахе. Слайд.

На небе нет похожих облаков. Они постоянно меняют форму. Перистые облака похожи на беловатые полосы. Они состоят из тонких льдинок. Ниже находятся слоистые облака, часто закрывающие небо серым туманом. Кучевые облака - плотные, тёмные, бесформенные, похожие на цветную капусту. Они приносят грозы и сильный ветер.

- Найдите в этом тексте виды облаков, назовите их.

Слайд.

- Составьте по тексту вопросы и задайте друг другу.

Дети в затруднении.

Заинтересованность учащихся.

Учащиеся формулируют тему урока. Слайд.

 

 

 

 

 

 

Дети в затруднении.

Дети слушают текст.

Работа в группах.

 

 

 

 

Ученики называют виды облаков. (Кучевые, слоистые, перистые).

Дети ещё раз слушают текст, составляют и задают друг другу вопросы.

Регулятивные учебные действия: формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); формировать умение формулировать проблему, определять тему урока и решать поставленную проблему.

Познавательные общеучебные действия: развивать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.

Предметные: уточнить и расширить представления учащихся о тучах и облаках

Коммуникативные учебные действия: формировать умение работать в группах.

Физминутка. Слайд.

Туча, туча, что не льёшь?
Подари нам, туча, дождь!
Будем мы с тобой водиться.
Не жалей для нас водицы.
Тучка - кошка, хвост трубой.
Туча с длинной бородой.
Туча - лошадь, туча - жук.
А всего их 200 штук.

Раскачиваясь, переступают с ноги на ногу, руки подняты кверху.

Присесть, встать.
Изображают кошку.
Показывают длинную бороду.
Изображают жука и лошадь.
Сели за парты.

Коммуникативные учебные действия: формирование невербальных способов коммуникации - посредством жестов, мимики.
V. Расширение и закрепление новых понятий - Определите по фотографии вид облака. Слайд.

- Муравьишка Вопросик утверждает, что однажды летал на облаке. Верите ли вы муравьишке? Слайд.

- А, знаете ли, ребята, как образуются облака?

Облака, облака, пышные, белые,
Расскажите, облака, из чего вас делали?
Может вас, облака, делали из молока?
Может быть из мела?
Может быть из ваты?
Может быть из белой из бумаги мятой?

Мудрая Черепаха поможет вам ответить на этот вопрос. Слайд.

Солнышко пригревает землю, вода в водоёмах начинает испарятся, как вода на горячей плите, образуются мелкие капельки - пар, которые поднимаются в небо. Там ветер, сгоняет капельки в облака и тучки. А из тучек вода опять падает на землю в виде дождя или снега. Такое движение называется круговоротом воды в природе.

"Никогда, никогда! - отвечали облака,
Никогда не делали нас из молока,
Никогда из мела, никогда из ваты,
Никогда из белой, из бумаги мятой!
Мы - дождевые! Мы - снеговые!
Если летом мы плывём,
Мы с собой грозу несём,
Если мы плывём зимою,
Мы пургу везём с собою.

- Облака вы видите почти каждый день у себя над головой. А трогали ли вы когда - нибудь облако руками?

- Сегодня утром оно залетело в этот мешочек.

Я сейчас дам вам его потрогать.

- Что вы почувствовали?

- Сделайте вывод.

Слайд.

- Словарь Ожегова даёт такую формулировку.

Облако - волнистые слои в небе, скопление сгустившегося водяного пара.

- На какой вопрос отвечает слово "облако"?

- Значит "облако" - это предмет.

А, есть ли у облака характер?

В этом нам поможет разобраться мудрая черепаха, она приглашает нас в гости к Мите и Ане. Послушайте, о чём они говорят. Слайд.

- А вы хотите поиграть с ребятами?

- Положите перед собой альбомный лист, раскрасьте заготовку в цвет неба. (На листе учителем выполнен рисунок в технике "Воскография". Рисунок детям не виден.) Слайд.

Слайд.

- Что у вас получилось?

- На что похожи ваши тучки?

- Какой у них характер?

Учащиеся определяют вид облака и называют его.

Различные ответы детей.

Различные ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

- Нет (отвечают дети)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ничего, кроме сырости.

Ответы детей: облака состоят из воды, которая испаряется с поверхности земли. Облака бывают разных видов.

- ЧТО?

Противоречивые ответы детей.

Дети просматривают видеоролик и слушают его героев.

Под музыкальное сопровождение учащиеся выполняют работу.

Дети выходят к доске, демонстрируют творческие работы и дают характеристику своим "тучкам".

Познавательные общеучебные действия: развивать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.

Личностные: формировать стремление к самоизменению -приобретению новых знаний и умений. формировать представление единого, целостного образа мира; формировать воображение и чувство прекрасного;

Предметные: уточнить и расширить представления учащихся о тучах и облаках, о круговороте воды в природе; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, учить описанию природных объектов; научить различать виды облаков.

VI. Рефлексия деятельности на уроке - О чем на уроке мы сегодня говорили?

- Что для вас было новой информацией?

- Захотелось ли вам узнать больше о тучах?

- Оцените свою работу на уроке.

- По каким критериям вы это оценили?

Ответы детей.

- Рисуют на смайликах эмоциональную оценку.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение объяснять свой выбор.

Регулятивные учебные действия: способствовать адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Личностные: формировать, положительное отношение к учебной деятельности.

VII. Выход за рамки урока - Подберите к следующему уроку народные приметы об облаках.

Например: солнце прячется за тучи - к дождю.

  Личностные: формировать интерес к предмету и теме урока; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений