Введение.
Пояснительная записка.
Мода давала всегда неограниченные возможности для самовыражения, формирования собственного стиля. При помощи одежды, дополнений и аксессуаров человек меняет внешность, скрывает недостатки, подчеркивает достоинства, демонстрирует свой вкус.
Сегодня актуально быть самобытным, оригинальным, иметь что-то, что будет тебя отличать от других. Умение привлечь к себе внимание простой, но оригинальной вещью требует проявление выдумки и фантазии.
Данная методическая разработка поможет изготовить очень модное сегодня дополнение к одежде - бандану.
Бандана-косынка, платок может служить головным убором, украшением, Она популярна у взрослых, ее с удовольствием носят подростки и дети.
Идея по созданию банданы украшенной вышитой монограммой родилась на занятиях с детьми. Хотелось создать функциональную вещь с интересным декором, которой могут пользоваться и девочки и мальчики. Всегда интересней осваивать основные приемы вышивки, изготавливая оригинальное изделие, которое по-настоящему может удивить друзей, одноклассников, родителей.
Интерес к вышиванию возрождается с новой силой. В настоящее время вышивку воспринимают не просто как народное творчество, а как элемент моды, искусство. Современные модные дизайнеры умело сочетают новые возможности технологии с традициями этноса всех континентов.
Основная цель предлагаемого материала - развитие позновательской активности, стимулирование творческого самовыражения, самореализация, повышение интереса к декоративно-прикладной деятельности.
Используя данное пособие возможно:
- расширить знания детей и взрослых о монограмме и ее создании;
- создать собственную монограмму или вензель;
- вовлечь детей и взрослых в творческий процесс изготовления модной банданы;
- приобрести и развить практические навыки в вышивании;
- изготовить бандану с личной монограммой.
Представленный материал может заинтересовать педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, учителей технологии, родителей и всех тех, кто самостоятельно занимается творчеством.
Изготовление изделия не займет большого количества времени, потребует минимум материальных затрат. Принесет массу положительных эмоций, а в итоге получиться оригинальная и функциональная вещь!
Историческая справка.
Многие из нас не раз сталкивались с изображением замысловато-переплетенных букв украшенных орнаментами, узорами (иллюстр. 1). Разглядев их внимательнее, можно увидеть хитроумно сложенные буквы, которые на самом деле являются инициалами обладателя (начальными буквами имени, фамилии, отчества).
Знак, составленный из переплетенных между собой букв имени и фамилии, отчества владельца или сокращения от полного имени называется "монограммой".
При составлении монограммы могут использоваться не только буквы, но и самые различные знаки, символы, изображения. В старину использовали растительные мотивы, животных, птиц. Монограмма, которая содержит большое количество растительных, геометрических элементов, короны, венки, воинские атрибуты, которые собраны в единую композицию, называется вензелем. Можно отметить, что вензель - усложненная монограмма с добавлением украшений и витиеватостей (иллюст 2).
Понятие монограмма пришло к нам из греческого языка и означает "прямая линия". Монограммой называли любое изображение букв, нарисованных одной линией. История монограммы восходит к первым векам нашей эры. Она помещалась на монетах, печатях, медалях, марках, применялась для знаков отличия в военной и придворной форме (иллюстр. 3). Монограмма в старину заменяла личную подпись властителей, царственных особ, знати.
Увидеть замысловатые монограммы можно было на родовых гербах, личных печатях вельмож. Собственные монограммы имели королевские дома, богатые аристократы, придворные издательства, их можно встретить на полотнах художников, на работах скульпторов, ювелиров, граверов.
В современном мире монограмма выполняется на ювелирных изделиях, украшениях, на предметах личного пользования. Специальные художественные мастерские, ателье могут украсить инициалами вашу одежду, постельное белье, скатерти, салфетки. Некоторые предприятия, чтобы иметь отличительный знак, вместо привычного логотипа (символа фирмы или товара) заказывают у декораторов разработку монограммы или вензеля. После он переносится на униформу работников предприятия, упаковочный материал и т.п. Так в повседневную жизнь современных людей входят художественные приемы далекого прошлого.
Если вы умеете творчески мыслить, привлекать к делу собственную выдумку, воображение, то можно создать личную монограмму и украсить ей свою одежду. Такая "изюминка" поможет любому человеку выглядеть неповторимо и даже изыскано!
2. Практическая часть.
2.1. Используемые инструменты.
Оборудование и инструменты:
Утюг, пяльца, ножницы, сантиметровая лента или линейка, иглы для вышивания (№ 1, № 2), копировальная бумага.
Материалы: Ткань х/б (ситец, бязь), отрез четырехугольной или треугольной формы по диагонали 0,9-0,8 м (обхват головы плюс 0,2-0,25м) однотонного крашения, нитки "мулине" или хлопчатобумажные мерсиризованные, возможно использование шелковых или льняных.
2.2. Этапы и методы работы.
I) Создание эскиза монограммы:
Создавая эскиз монограммы необходимо:
- выбрать буквы, из которых составляется монограмма;
- решить шрифтовое и декоративное оформление букв;
- включить украшающие элементы;
- продумать цветовые решения композиции.
Для оптимального зрительного восприятия не перегружайте композицию украшающими элементами и цветовыми пятнами.
Если ребенок затрудняется в изображении букв, элементов, то ему можно предложить готовые шаблоны, иллюстрации. Но самостоятельно доработав, изменив элементы декора составить свой эскиз (иллюст 4, 5, 6).
Создавая монограмму возможно включение элементов не только "растительно-цветочного" типа, но и атрибутов связанных с увлечениями ребенка, профессиональной деятельностью семьи автора. Вы увлечены живописью - пусть монограмму украсит кисть, палитра. Музыкант вплетет в рисунок скрипичный ключ и пару нот, спортсмен - футбольный мяч.
II) Перенос рисунка на ткань. Данный этап удобнее произвести с помощью копировальной бумаги.
III) Изготовление вышитой композиции. Вышить монограмму можно используя: стебельчатый шов, тамбурный, прямой шов "вперед иголку", прямой шов "назад иголку", различные гладьевые швы.
Использовать вышивальные приемы необходимо в зависимости от составленного эскиза и владения техникой. Дети, хорошо владеющие техникой вышивания, могут выполнять виды швов по самостоятельному выбору. Новичкам стоит предложить вышивание композиции простейшими швами (выполняя основной рисунок по контуру). В виде украшающих элементов можно использовать бисер, стеклярус, паетки разных форм.
IV) Обработка вышитого изделия: стирка (в теплой воде, мыльном растворе); сушка; утюжка (с изнаночной стороны); обработка срезов изделия (ручным или машинным способом).
Аналитическая часть.
Формы работы с детьми: групповая, индивидуальная.
Возраст детей: от 7 до 14 лет.
Уровень знаний: возможно использование представленной разработки на любом уровне обучения.
Методы, использованные в работе: объяснительно-иллюстрированный, метод частичного поиска, практической работы, рефлексия.
Заключение: Данная разработка является итогом экспериментальной работы, которая проводилась в течении 2-х лет. За это время сформированы оптимальные формы, приемы обучения. Выявлены наиболее удачные технологические способы изготовления изделия и его оформления. Собрана фотоколлекция изделий выполненных детьми (фото 1, 2), эскизный материал (фото 3).
Проводя рефлексию, можно отметить, что данная работа показала высокую результативность в учебной деятельности. Желание изготовить бандану с личной монограммой активизирует поиск интересных решений при составлении эскиза, выборе методов работы, подводит к активному освоению новых знаний и расширению ранее сформированных навыков.
Сделать выполненную работу значимой и актуальной помогает итоговая часть занятий, которая может пройти не только в форме выставки, но и подиумного показа авторами, фотосессии (фото 4, 5).
Таким образом, интересная идея стала разделом образовательной программы творческого объединения "Художественная вышивка"
Учебно-тематический план.
Раздел: "Изготовление банданы с личной вышитой монограммой"
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | ||
теории | практики | |||
1 | Монограмма. История. Основные понятия. Зарисовка эскизов | 1 | 1 | |
2 | Выполнение эскиза в цвете. Подготовительный этап. | 2 | ||
3 | Выполнение вышитой композиции | 2 | 8 | |
4 | Завершение работы. Окончательная отделка и оформление изделия. | 2 | ||
5 | Экскурсия в парк. Фотосессия | 2 | ||
Итого: | 3 | 15 |
Литература:
- Н.В. Малеванная. Рукоделие - Удмуртское редакционное издательское объединение "Алфавит". 1992 г.
- Майкова Н.А., Майкова Т.А. Серебряные пяльцы. - М. "Молодая гвардия" 1992 г.
- Полная энциклопедия женских рукоделий. - Ташкент. Издательство "Правда Востока" 1993 г.