Час общения "Редкие профессии"

Разделы: Классное руководство


(слайд 1)

Предпрофильная подготовка в школе зачастую сводится к рассказам о самых распространенных профессиях, а то и того проще - к рассуждению, кто технарь, а кто -гуманитарий. Между тем в современном мире появляется все больше новых видов деятельности, которых лет 10-15 назад стране просто не существовало. Названия многих профессий могут поставить в тупик не только учеников, но и самих учителей. Предлагаем материал к классному часу, который поможет вам сориентироваться в мире малоизвестных профессий.

Цели:

  • формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  • информирование учащихся о многообразии мира профессий;
  • активизация умственной активности;
  • поддержание атмосферы творческого поиска;
  • формирование информационного пространства;
  • развитие нравственных качеств личности.

Задачи:

  • Познакомить с новыми профессиями на рынке труда.
  • Решить проблемные ситуации.
  • Формирование необходимых навыков и умений, связанных с преодолением трудностей.

Подготовительная работа:

  • Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает свое индивидуальное задание (поиск информации, выпуск газет, создание презентаций).
  • Домашнее задание: поиск людей с редкими профессиями среди близких и знакомых. Найти информацию об учебных заведениях, где можно получить соответствующую профессию. Выяснить требования к представителю данной профессии.
  • Учитель готовит дома презентацию.

Форма мероприятия: час общения, беседа, игра.

Оформление

  • На экране, на слайде написано название классного часа.
  • На слайдах написаны определения и задания.

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал, бумага, ручки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово "Редкие профессии".

Учитель: Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда со своей системой требований к человеку. Каждый из них можно назвать профессией.

Есть множество профессий, известных почти каждому. Ни один человек в своей жизни не может обойтись без пекаря, портного, врача, учителя.

В разговоре о профессиях очень часто употребляют определения, которые ставят ту или иную профессию в определенный ранг или категорию по самым разным признакам. Говорят: эта профессия престижная (о менеджерах, юристах, финансистах), опасная (о летчиках-испытателях, оперативниках, пожарных). Есть еще одна категория - редкие профессии.

Что же это такое? Это или очень старое или очень новое дело, или настолько сложное, требующее такого уровня мастерства, что им владеют очень немногие. Или спрос невелик, а необходимость в специалистах таких профессий все равно есть. Названия некоторых из них звучат загадочно и непонятно: титестер, пастижер, сомелье. Названия других, хотя и имеют иностранное происхождение, очень хорошо всем известны (например, пиротехники, каскадеры, космонавты).

Есть множество редких профессий, о назначении которых можно догадаться из названия: змеелов, стеклодув, фонтанщик, фонарщик, кукольных дел мастер. Об этих профессиях, как правило, люди знают очень мало, потому что со специалистами в этих областях сталкиваются в повседневной жизни очень редко.

Иногда в разряд редких профессии попадают потому, что слишком опасны, и мало находится людей, готовых зарабатывать деньги с риском для жизни. Именно такой является новая для нас профессия стрингера.

О них не рассказывают учителя в школах, потому что сами могут лишь догадываться о существовании этих профессий. Нечасто можно встретить короткие статьи и репортажи о редких профессиях в СМИ. Чем же в действительности занимаются стеклодув, ремюер, трубочист, гример, священнослужитель, мозаичист? Отсутствие информации приводит к тому, что об этом могут знать, лишь те, кто непосредственно сталкивается с ним.

Даже тот, кто часто посещает театр и видит актеров, музыкантов, конферансье, не задумывается о множестве специалистов, создающих спектакль. А ведь любое театральное действо невозможно не только без режиссера, актеров, костюмера, но еще и без очень редкого специалиста - гримера-пастижера.

Посещая церковь прихожане едва ли вспоминают о том, что у пастыря есть профессиональные обязанности и для него церковная служба является частью работы.

Трубочисты слишком редко попадаются на глаза прохожим, чтобы люди знали, что такая профессия существует до сих пор. Трубочист и частный детектив воспринимаются скорее как герои любимых книг, а не как обычные люди, ежедневно выполняющие свою работу.

Как же приходят люди в профессии, о которых мало известно? Откуда они узнают о существовании таких профессий? Многие из этих профессий передаются по наследству. Нередко дети священника принимают сан и посвящают жизнь служению Богу. Ведь такой ребенок растет в особенной атмосфере, и выбрать другой путь для него достаточно сложно.

"Закулисного" ребенка может заворожить работа гримера, и он с малолетства обучается азам мастерства. Профессия стеклодува может захватить того, кому понравилось какое-нибудь необыкновенное елочное украшение. О работе стеклодува или ремюера можно узнать в туристической поездке.

Редкие профессии специально не прячутся от людей. Любой, кто захочет заниматься чем-то необыкновенным, обязательно найдет себе занятие по душе. Ведь редкие профессии выбираются по зову, сердца. Об этих профессиях, как правило, люди знают очень мало, потому что со специалистами в этих областях сталкиваются в повседневной жизни очень редко. Сегодня вы познакомитесь с несколькими такими профессиями.

Но для начала, давайте вспомним какие вообще существуют профессии. Для этого сыграем в игру "Необитаемый остров". На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья: А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки: Что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюль Верна:

Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время! (Дети совещаются, а затем зачитывают свои варианты, пытаясь убедить своих соперников, что их список более верный)

Учитель: Вот мы и вспомнили некоторые профессии. Но тема сегодняшнего мероприятия "Редкие профессии". Давайте попробуем выяснить, какие еще существуют редкие профессии, о которых вы, наверняка, знаете и которые я не упомянула выше.

Ученики: (Перечисляют профессии, которые они знают)

Учитель: Вы назвали много профессий, но есть еще огромное количество профессий, о которых, возможно, даже никогда не слышали. И сейчас мы с вами познакомимся с ними. Для начала, давайте выслушаем ваших одноклассников, которые подготовили небольшие доклады по редким профессиям.

Ученики: (Выступают ученики с докладами ("Аудитор", "Дилер", "Брокер", "Дистрибьютор", "Клерк")) (слайд 2)

Учитель: А теперь, давайте поговорим, обсудим эти профессии. Кто такой Аудитор? Чем он занимается? Какие на ваш взгляд, есть преимущества у данной профессии? Это сложно работать аудитором? (и т.п. про другие профессии, о которых говорилось в докладах)

Ученики:

Учитель: Спасибо за ваши ответы. А теперь позвольте я вам расскажу о некоторых профессиях, о которых еще не упоминалось. (слайд 3)

Актуарий - специалист по страхованию, занимающийся разработкой научно обоснованных методов, исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни. Профессия актуария весьма ответственная.(слайд 4)

Аудитор веб-сайтов. Эта профессия очень молодая и перспективная. Это экспертиза сайтов сточки зрения их организации и соответствия заявленным целям, удобства навигации по сайту, общей привлекательности для посетителей. (слайд 5)

Копирайтер. Творчество коперайтера - это яркий, интересный, точный способ доставки информации в мозг или сердце потребителя. Само слово "копирайтер" приживалось долго, и представители этой профессии называли себя сценаристами, криэйторами и даже концепт-мейкерами. Это креативный, творческий специалист по созданию рекламных слоганов и текстов, который пишет также заказные статьи, прямо или косвенно носящие рекламный характер. (слайд 6)

Манимейкер. Желание делать деньги "из воздуха" присуще всем представителям рода человеческого. Мечты о доходе, получаемом без затрат трудовых и денежных ресурсов, посещают каждого, особенно в детском и юношеском возрасте. Мечты о "халяве" по мере взросления уходят. Но отдельные личности остаются верными своим детским идеям. Они и формируют сословие манимейкеров. Человек, занимающийся заработком в интернете, используя потенциал веб-сайтов. (слайд 7)

Маркшейдер. Для практической деятельности человека необходимо ориентироваться на поверхности и в недрах земли, на воде и в воздухе. Маркшейдерия - это наука, которая дает возможность точно находить свое местонахождение в подземных условиях. (слайд 8)

Имиджмейкер. Его задача - направить воображение человека в нужную сторону, то есть предложить аудитории такую информацию об объекте, чтобы она сама сформировала представление об этом объекте в заданном имиджмейкером контуре. Чаще всего имиджмейкерами называют тех специалистов, которые работают на ниве презентации политических лидеров и шоу-звезд. (слайд 9)

Учитель: Итак, мы с вами поговорили о таких профессиях , как Актуарий, Аудитор веб-сайтов, Копирайтер, Манимейкер, Маркшейдер, Имиджмейкер. Какая из этих профессий вам больше всего понравилась? И почему?

Ученики:

Учитель: А теперь мы немного поиграем "Составь слово". Мне нужно две команды по 10 человек. Я прикреплю на спину каждому по букве. Ваша задача догадаться, что это за слово и выстроиться в правильном порядке. Слово - это одно из названий профессий, о которых мы только что говорили.

МАНИМЕЙКЕР

МАРКШЕЙДЕР

Учитель: Немного мы размялись, теперь я расскажу вам еще о некоторых профессиях. (слайд 10)

Мерчендайзер (с англ. - купец). Это искусство продвижения и продажи товаров на рынке. Задача мерчендайзера, во-первых, оповестить потребителя о новом товаре и приложить все возможные усилия для его продажи и, во-вторых, поддерживать ее на достаточно высоком уровне. (слайд 11)

Пастижер. Пастижер - специалист по изготовлению из натуральных волос и искусственных волокон париков, усов, бород и бакенбард. (слайд 12)

Промоутер. Человек в костюме тигра, раздающий рекламные листовки магазина детских товаров, длинноногая девица, которая уговаривает вас приобрести две банки кофе, чтобы получить еще одну в подарок, -это промоутеры, люди, которые при маркетинге товаров или услуг делают их популярными. (слайд 13)

Саунд-дизайнер - это дизайнер, который создает звуковые образы. (слайд 14)

Сомелье называют продавцом красивой жизни. Он знает все о винах и церемонии винопития: как правильно открыть бутылку, налить, подать к нужному блюду и что сказать при этом. (слайд 15)

Стрингер - внештатный корреспондент, который работает, как правило, в экстремальных условиях: это зоны военных действий, и стихийных бедствий, и массовых беспорядков.(слайд 16)

Таксидермист-чучельник. (слайд 17)

Титестер - дегустатор чая, оценивает по 50-60 образцов в день: Оценки идут по внешнему виду, вкусу, цвету листьев, аромату заварки. (слайд 18)

Учитель: А теперь давайте немного поиграем. Игра-пантомима. Вытягиваете название профессии, о которых мы только что говорили, и без слов должны показать эту профессию, а все остальные должны отгадать. (слайд 19)

МЕРЧЕНДАЙЗЕР, ПАСТИЖЕР, ПРОМОУТЕР, САУНД-ДИЗАЙНЕР, СОМЕЛЬЕ, СТРИНГЕР, ТАКСИДЕРМИСТ, ТИТЕСТЕР

Учитель: Итак, сегодня мы с вами говорили о редких профессиях. Что нового вы узнали? О каких профессиях мы говорили? Перечислите их. (Слайд 20)

Ученики перечисляют.

Учитель: Какие профессии вам больше всего понравились?

Учитель: Понравилось ли вам мероприятие?

Учитель: На сегодняшний день развитие социально-экономической сферы неизбежно ведет к изменению спектра профессий, пользующихся спросом на рынке труда. Изменяется содержание некоторых специальностей, возникают новые и просто меняются названия давно привычных профессий.

Предлагаю вашему вниманию словарь составлен по материалам периодической печати с учетом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда и содержит перечень более 70 специальностей. (Раздаю каждой группе "Краткий словарь новых профессий", см. Приложение 2)

Всем спасибо за работу. Было очень интересно с вами работать. До свидания! (Слайд 21)

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Мартынова А.В. Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации / А.В. Мартынова. - М.: ЛОИРО, 2006.- 228 с.
  2. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профоориентация / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Просвещение, 2008. - 278с.
  3. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 2000.- 223 с.
  4. Шевченко М. Профориентация для старшеклассников / М. Шевченко.- М.: Речь, 2007. - 168 с.

Приложение 1.

Приложение 2.