Ориентировка в пространстве как начальный этап обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


К моменту поступления ребенка в школу, в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой, у ребенка должны быть сформированы специальные знания, умения, навыки. Федеральные Государственные Требования раскрывают понятие "Готовность к школе" - это необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" указывает, что выпускник ДОУ должен "решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). : Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции"

Среди навыков, необходимых для успешного освоения программы начальной школы, значительное место занимает умение ориентироваться в пространстве.

В нашем учреждении воспитываются дети с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата. Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое - собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек и строительного материала).

Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией. При срисовывании дети часто выполняют рисунок в зеркальном отображении. Отмечается прямая зависимость между тяжестью двигательной патологии и степенью выраженности пространственных нарушений.

В исследованиях Г.А.Дворниковой показано, что при гемипаретической форме ДЦП особенно часто наблюдаются нарушения в формировании ориентировки в собственном теле, у сидящего напротив человека. Структура нарушений у детей с гемипарезом, по мнению И.И.Мамайчук, в значительной степени определяется локальными поражениями мозга. У больных с левосторонним гемипарезом (правополушарный дефект) ведущим является недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, а при правосторонних гемипарезах (левополушарный дефект) наблюдается недостаточное развитие вербальных функций: уровня словесных обобщений, словарного запаса, характеристика суждений.

Нами был проведен анализ Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой по данному направлению. Результаты представлены в таблице (Приложение №1). Из данного анализа видно, что задача развития пространственных представлений проходит через все возрастные группы, начиная со второй младшей.

В воспитании и обучении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата данное направлении работы вызывает большие затруднения. Это выражается в нарушении у детей представлений о схеме тела:

  • формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников,
  • выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела.

Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения.

Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия "далеко, близко, дальше" заменяются у них определениями "там" и "тут".

Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около).

Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое - собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек и строительного материала).

Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией. При срисовывании дети часто выполняют рисунок в зеркальном отображении. Отмечается прямая зависимость между тяжестью двигательной патологии и степенью выраженности пространственных нарушений.

В связи с этим, развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данной категорией детей.

Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Примером нетрадиционных развивающих игр являются "Логические блоки Дьенеша". Данные блоки широко применяются как педагогами, так и родителями в работе с детьми.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия:

  • математики,
  • информатики:
  • алгоритмы кодирования информации,
  • логические операции;
  • умение строить высказывание с союзами "И", "ИЛИ", частицей "НЕ", предлогами "В", "НА", "НАД", "ПОД",

Обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету.

С помощью игр с блоками дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Мы использовали блоки Дьенеша для обучения детей ориентировке в пространстве.

Ориентировка в пространстве включает в себя не только ориентировку в окружающем пространстве, но и ориентировку на плоскости (на листе бумаги), обозначение пространственных отношений словами. Как было указано выше, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата более медленно осваивают этот раздел математики, чем их сверстники без патологии в развитии. Так как на этот раздел по годовому плану занятий по математике в подготовительной группе отводится всего 2 занятия, я решила использовать данное направление работы на каждом занятии как третью часть основного занятия. В приложении №3 представлены конспекты (приложение №2) и дидактические упражнения, используемые в нашей работе. (Приложение №3)

Задачи, которые мы планировали реализовать на этих занятиях:

Развитие ориентировки на листе бумаги:

Уточнение понятий "Выше, ниже", "правее - левее", "правый верхний угол, левый нижний угол", "в центре", "в середине".

Учить моделировать пространственные отношения , правильно обозначать их словами: правее, левее, выше - ниже, правый верхний угол, левый нижний угол, над, под, за, перед, сзади, впереди, напротив, между, в середине, вокруг, вдоль, поперек и т.д.

Формирование умения переносить пространственное положение предмета на план.

Реализация данного направления работы представлена нами в перспективном плане (Приложение №4)

Для того чтобы оценить эффективность разработанного нами плана, мы отслеживали результат с помощью диагностики.

Диагностика включала в себя:

  • наблюдения за детьми с фиксацией результатов во время режимных моментов, физкультурных и музыкальных занятий, занятий ручным трудом и аппликацией
  • дидактические игры с блоками Дьенеша

По результатам диагностики:

  • дети стали быстрее и легче ориентироваться относительно себя, в зеркальном отражении,
  • при выполнении заданий с блоками и карточками увеличилась скорость выполнения задания.

Работа по данному направлению рассчитана нами на один учебный год, в связи с тем, что у детей был невысокий уровень знаний по ориентировке в пространстве (в частности - ориентировка вокруг себя), но лучше всего начать эту работу как можно раньше (со второй младшей группы). Тогда содержание работы в подготовительной группе будет включать в себя ориентировку на листе бумаги и обучение составлению плана.

Данный перспективный план могут использовать другие специалисты:

  • Воспитатели массовых детских садов
  • Логопеды
  • Музыкальные руководители
  • Преподаватель изодеятельности
  • Инструктора по физической культуре
  • Инструктора по лечебной физкультуре
  • Психолог
  • Учителя начальных классов

Список литературы:

  1. О.В.Титова "Справа - слева" Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. Москва - Гном и Д. 2004
  2. А.В.Белошистая "Обучение математике в ДОУ" методическое пособие, "Айрис - пресс", Москва, 2005
  3. Мария Фидлер "Математика уже в детском саду"
  4. С.А.Козлова, т.А.Куликова "Дошкольная педагогика", Москва "Академия", 2007.