Урок окружающего мира. Тема: "Великий круговорот жизни". 3–4-е классы

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота; учить относиться к природе бережно.

Используемое оборудование:

1. Картинки на бумаге - ("животные", "растения", "грибы", "бактерии").

2. Карточки из плотной бумаги с надписями:

  • "почва"
  • "вода"
  • "воздух"
  • "солнечный свет"
  • "организмы-производители"
  • "организмы-потребители"
  • "организмы-разрушители"

3. Чистые листы бумаги.

4. Мультфильм "Король Лев"

5. 14 магнитов

6. Школьная доска с металлической основой.

Ход урока

В начале урока на доске карточки "организмы-производители", "организмы-потребители, производители, тема урока прикреплены магнитами к доске надписью к поверхности классной доски (т. е надписи не видны учащимся).

1. Актуализация знаний (5-7мин.)

-Какая бывает природа? - Живая и неживая.

-Что относится к неживой природе? - Вода, воздух, солнце и т. д

-Что относится к живой природе? - животные, растения, грибы, бактерии.

По мере поступления ответов детей карточки с соответствующими надписями переворачиваем, появляется схема:

2. Формирование проблемы, выдвижение гипотез (5-7 мин.)

-Чем отличается живая природа от неживой?

(Всё живое питается, дышит, растёт, даёт потомство и умирает)

- К какой природе отнести почву: к живой, или к неживой?

(ответы-предположения детей)

Можно наводящие вопросы:

- Что знаем о почве? Её свойствах?

Содержит:

  • воздух
  • воду
  • перегной
  • минеральные соли

- Кто живёт в почве?

(черви, насекомые, бактерии, корни растений).

Карточку "почва" помещаем между живой и неживой природой.

- Пока эту карточку поместим сюда, между живой и неживой природой.

- Что вас удивило сейчас?

(Как связаны между собой живая и неживая природа и почва)

- К концу урока мы это выясним.

И сформулируем тему урока, вы сами назовёте её.

3. Открытие нового знания (10-15мин.)

- Я открою несколько слов на доске - "организмы".

- Что означает это слово?

(Предположение детей)

В итоге обсуждения вывод:- это всё живое(животные, растения, грибы, бактерии)

- Открою ещё несколько слов на доске: производители, потребители, разрушители.

- Мы с вами выяснили, что организмы - это всё живое на земле. Оказывается, среди них есть производители, кто-то потребитель, а кто-то разрушитель.

4. Групповая работа.

- Я предлагаю распределиться на группы. И каждой группе подумать, что-то куда отнести, почему, что они такое делают, что их так называют.

1 группа - "Организмы-производители" - это растения. Они производят питательные вещества (сахар, крахмал) из воздуха (углекислый газ), воды (разные соли из почвы) и солнца (его энергии).

2 группа - "Организмы-потребители" - это животные. Они потребляют вещества, производимые растениями.

3 группа - "Организмы-разрушители". Это бактерии и грибы. Они разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а потом из перегноя образуются разные соли, их потребляют растения.

Группа представляет рисунок по своей теме (приложение).

Представители группы выходят к доске и показывают, что получилось у каждой группы.

Схема на доске дополняется картинками и стрелками.

-Что у нас получилось? Все движется по кругу, по кругу движется все живое, т. е. одно дает жизнь другому. Как точнее сказать? - Круговорот, Круговорот жизни.

Открываем тему урока - карточки "круговорот", "жизни".

- Можно ли эту схему оставить так, как есть?

- Может чего-то не хватает? (Почвы) Почему?

Дети отвечают.

Получается, что почва участвует в круговороте жизни в природе.

Добавляем карточку "Почва" к схеме в центр круговорота.

5. Физминутка.

-Ох, и устали, надо отдохнуть.

Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.

6. Применение нового знания (10-5 мин.)

- Индивидуально

Работа в тетради с. 56

Проверка: - Что отнести к организмам-

  • производителям?
  • потребителям?
  • разрушителям?

- Что произойдёт, если любое из этих звеньев исчезнет? (2 Прервётся жизнь, 1 разорвётся цепочка)

Вывод - Это значит, что в природе всё взаимосвязано, нет ничего ненужного.

- Попробуйте наш вывод выразить в небольшом рассказе, в стихотворении, может, кто-то составит правило-афоризм.

В парах, небольшими группами.

Все организмы на свете нужны.
В природе кто-то дружит,
А кто-то враждует,
Но всё-таки все
Друг другу нужны.

Почва обязательно нужна для круговорота жизни.

6. Итог урока.

-Наш итог урока мне хочется подвести словами известного сказочного героя Короля Льва.

Демонстрируется фрагмент мультфильма "Король Лев", Эпизод объяснения круговорота жизни.

Понравилась работа на уроке?

-Я, честно говоря, растерялась, кому какую оценку поставить. А вы сами смогли бы оценить себя, но не отметкой, а нашими значками ( ! + -). Сделайте это карандашом в дневниках.