Цели: познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота; учить относиться к природе бережно.
Используемое оборудование:
1. Картинки на бумаге - ("животные", "растения", "грибы", "бактерии").
2. Карточки из плотной бумаги с надписями:
- "почва"
- "вода"
- "воздух"
- "солнечный свет"
- "организмы-производители"
- "организмы-потребители"
- "организмы-разрушители"
3. Чистые листы бумаги.
4. Мультфильм "Король Лев"
5. 14 магнитов
6. Школьная доска с металлической основой.
Ход урока
В начале урока на доске карточки "организмы-производители", "организмы-потребители, производители, тема урока прикреплены магнитами к доске надписью к поверхности классной доски (т. е надписи не видны учащимся).
1. Актуализация знаний (5-7мин.)
-Какая бывает природа? - Живая и неживая.
-Что относится к неживой природе? - Вода, воздух, солнце и т. д
-Что относится к живой природе? - животные, растения, грибы, бактерии.
По мере поступления ответов детей карточки с соответствующими надписями переворачиваем, появляется схема:
2. Формирование проблемы, выдвижение гипотез (5-7 мин.)
-Чем отличается живая природа от неживой?
(Всё живое питается, дышит, растёт, даёт потомство и умирает)
- К какой природе отнести почву: к живой, или к неживой?
(ответы-предположения детей)
Можно наводящие вопросы:
- Что знаем о почве? Её свойствах?
Содержит:
- воздух
- воду
- перегной
- минеральные соли
- Кто живёт в почве?
(черви, насекомые, бактерии, корни растений).
Карточку "почва" помещаем между живой и неживой природой.
- Пока эту карточку поместим сюда, между живой и неживой природой.
- Что вас удивило сейчас?
(Как связаны между собой живая и неживая природа и почва)
- К концу урока мы это выясним.
И сформулируем тему урока, вы сами назовёте её.
3. Открытие нового знания (10-15мин.)
- Я открою несколько слов на доске - "организмы".
- Что означает это слово?
(Предположение детей)
В итоге обсуждения вывод:- это всё живое(животные, растения, грибы, бактерии)
- Открою ещё несколько слов на доске: производители, потребители, разрушители.
- Мы с вами выяснили, что организмы - это всё живое на земле. Оказывается, среди них есть производители, кто-то потребитель, а кто-то разрушитель.
4. Групповая работа.
- Я предлагаю распределиться на группы. И каждой группе подумать, что-то куда отнести, почему, что они такое делают, что их так называют.
1 группа - "Организмы-производители" - это растения. Они производят питательные вещества (сахар, крахмал) из воздуха (углекислый газ), воды (разные соли из почвы) и солнца (его энергии).
2 группа - "Организмы-потребители" - это животные. Они потребляют вещества, производимые растениями.
3 группа - "Организмы-разрушители". Это бактерии и грибы. Они разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а потом из перегноя образуются разные соли, их потребляют растения.
Группа представляет рисунок по своей теме (приложение).
Представители группы выходят к доске и показывают, что получилось у каждой группы.
Схема на доске дополняется картинками и стрелками.
-Что у нас получилось? Все движется по кругу, по кругу движется все живое, т. е. одно дает жизнь другому. Как точнее сказать? - Круговорот, Круговорот жизни.
Открываем тему урока - карточки "круговорот", "жизни".
- Можно ли эту схему оставить так, как есть?
- Может чего-то не хватает? (Почвы) Почему?
Дети отвечают.
Получается, что почва участвует в круговороте жизни в природе.
Добавляем карточку "Почва" к схеме в центр круговорота.
5. Физминутка.
-Ох, и устали, надо отдохнуть.
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
6. Применение нового знания (10-5 мин.)
- Индивидуально
Работа в тетради с. 56
Проверка: - Что отнести к организмам-
- производителям?
- потребителям?
- разрушителям?
- Что произойдёт, если любое из этих звеньев исчезнет? (2 Прервётся жизнь, 1 разорвётся цепочка)
Вывод - Это значит, что в природе всё взаимосвязано, нет ничего ненужного.
- Попробуйте наш вывод выразить в небольшом рассказе, в стихотворении, может, кто-то составит правило-афоризм.
В парах, небольшими группами.
Все организмы на свете нужны.
В природе кто-то дружит,
А кто-то враждует,
Но всё-таки все
Друг другу нужны.
Почва обязательно нужна для круговорота жизни.
6. Итог урока.
-Наш итог урока мне хочется подвести словами известного сказочного героя Короля Льва.
Демонстрируется фрагмент мультфильма "Король Лев", Эпизод объяснения круговорота жизни.
Понравилась работа на уроке?
-Я, честно говоря, растерялась, кому какую оценку поставить. А вы сами смогли бы оценить себя, но не отметкой, а нашими значками ( ! + -). Сделайте это карандашом в дневниках.