Учебно-тематический план образовательной программы по клавишному синтезатору отделения народных инструментов Детской школы искусств

Разделы: Музыка


Образовательная программа по обучению игре на клавишном синтезаторе составлена на основе: "Школа игры на синтезаторе" авторы Красильников И.М., Алемская А.А., КлиппИ.Л.,"Образовательной программы дополнительного образования детей "Клавишный синтезатор"" автор Володина Э.Ю., "Программа "Обучение игре на синтезаторе"" автор Клюквина И. Г., "Программа "Клавишный синтезатор - предмет по выбору для учащихся фортепианного отдела"" авторы Порунова И. В., Порунов А. В..

Программа рассчитана на три года обучения с 3 по 5 класс (10 -14 лет), в рамках предмета по выбору. Урок составляет 1 час в неделю, 36 часов в год(108 часов за 3 года). Программа составлена с таким расчетом, что начало обучения приходится на третий класс, когда учащийся овладел основами музыкальной грамоты и сформированы основные навыки звукоизвлеченияпри игре на фортепиано (в рамках предмета по выбору).

Учебно-тематический план

3 класс

Название темы Всего Теория Практика
1 Введение 2 1 1
2 Знакомство с техникой безопасности 4 2 2
3 Подготовка инструмента к эксплуатации, настройка функций 6 2 4
4 Организация игровых движений, игра простейших попевок и песенок 6 6
5 Овладение теоретическими основами музыки 4 2 2
6 Чтение нот с листа 6 2 4
7 Подбор по слуху 4 4
8 Репетиции 2 2
9 Зачеты 2 2
10 Итого 36 9 27

Содержание программы.

Введение. Знакомство с электронными цифровыми музыкальными инструментами, с их возможностями, с панелью управления.

Знакомство с техникой безопасности. Синтезатор - инструмент электромузыкальный, поэтому обращаться с ним надо с особой осторожностью. Нужно соблюдать правила безопасности для электрических приборов.

Подготовка инструмента к эксплуатации, настройка функций. Игра в основном в режиме Normal, знакомство с режимом Split, использование аккомпанемента. Знакомство с панелью управления.

Организация игровых движений. В 3 классе ученики, в основном, уже знакомы с клавиатурой фортепиано по урокам общего инструмента. Дети готовы играть на синтезаторе простейшие попевки и песенки. Освоение исполнительской техники включает в себя специфическую постановку рук (играют на синтезаторе стоя, реже - сидя), выработку специальных навыков, связанных с позиционной игрой, с подкладыванием 1 пальца, скачками, переключением режимов звучания во время игры.

Овладение теоретическими основами музыки. Изучаемый теоретический материал включает не только элементы музыкальной грамоты, но и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведенияпо гармонии, фактуре. Ученик знакомится с формой произведения, инструментовкой, звукорежиссурой.

Чтение нот с листа развивает не только координацию, но и тембровый слух, чувство стиля,прививается умение выбирать автоаккомпанемент.

Подбор по слуху развивает не только мелодический слух, но и гармонический, умение подбирать аккомпанемент.

Репетиции. Зачеты. Выученное произведение готовят к публичному выступлению или к концерту.

В течение учебного года ученик проходит 3 - 6 произведений различной степени завершенности.

Учебно-тематический план.

4 класс.

№№ Название темы Всего Теория Практика
11 Техника безопасности 4 2 2
22 Подготовка инструмента к эксплуатации, настройка функций 6 2 4
33 Организация игровых движений, освоение исполнительской техники 8   8
44 Овладение теоретическими основами музыки 4 2 2
55 Чтение нот с листа 6 2 4
66 Подбор по слуху 4   4
77 Репетиции 2   2
88 Зачеты 2   2
99 Итого 36 8 28

Содержание программы.

Техника безопасности. Ученик в начале учебного года проходит инструктаж по технике безопасности.

Подготовка инструмента к эксплуатации, настройка функций. Ученик готовит синтезатор к работе, настраивает панель управления для дальнейшей игры: выбирает инструмент, стиль, автоаккомпанемент, темп, громкость.

Организация игровых движений, освоение исполнительской техники. В 4 классе ученики, в основном, уже имеют достаточный опыт общения с клавиатурой синтезатора (игра в режимах Normal, Split, использование аккомпанемента). Дети умеют играть на синтезаторе простейшие попевки и песенки. Дальнейшее освоение исполнительской техники включает в себя воспроизведение во время игры точного музыкально-художественного плана произведения, знакомство с "многопальцевыми" режимами аккордов. Ребенок учится самостоятельно гармонизовать мелодию, учится аранжировке. Постепенно усложняется фактура произведения. Прививается навык гармонизации по записи аккордов в буквенной системе записи.

Овладение теоретическими основами музыки. Теоретический материал включает в себя базу 3-го класса, знакомит с новыми компонентами: буквенная система записи аккордов, знакомство с подголосочной и имитационной полифонией. Ученик знакомится с формой произведения (период, простая 2-х и 3-х частная форма, форма рондо), с жанровыми особенностями марша, польки, вальса, песни, продолжает знакомство с инструментовкой, звукорежиссурой.

Чтение нот с листа развивает не только координацию, но и тембровый слух, чувство стиля, умение выбрать автоаккомпанемент. Развивается ритмические способности ученика.

Подбор по слуху развивает гармонический слух, умение подбирать аккомпанемент, ориентироваться в гармонизации разных стилей.

В течение учебного года ученик проходит 3 - 6 произведения различной степени завершенности, различных эпох, стилей и жанров.

Учебно-тематический план.

5 класс.

№№ Название темы Всего Теория Практика
11 Техника безопасности 4 2 2
22 Подготовка инструмента к эксплуатации, настройка функций 6 2 4
33 Освоение исполнительской техники 8   8
44 Овладение теоретическими основами музыки 4 2 2
55 Чтение нот с листа 4 2 4
66 Подбор по слуху, овладение элементами записи простейших фонограмм 6 2 4
77 Репетиции 2   2
88 Зачеты 2   2
99 Итого 36 10 26

Содержание программы.

Техника безопасности. В начале учебного года ученик проходит ежегодный инструктаж по технике безопасности.

Ученик самостоятельно готовит инструмент к эксплуатации, настраиваетего функции

Освоение исполнительской техники. В 5 классе ученики играют в режимах Normal, Split, используют аккомпанемента в режимах Single, NormBass- и Full- . Дальнейшее освоение исполнительской техники включает в себя воспроизведение во время игры точного музыкально-художественного плана произведения, его строения и жанровые особенности. Ребенок умеет самостоятельно гармонизовать мелодию, учится аранжировке. Постепенно усложняет фактуру произведения. Прививается навык гармонизации по записи аккордов в буквенной системе записи.

Происходит дальнейшее овладение теоретическими основами музыки.

Чтение нот с листа, овладение элементами записи простейших фонограмм. Ученик развивает координацию, тембровый слух, чувство стиля, ритма, умеет подобрать автоаккомпанемент. На занятиях большое место отводится экспериментальной, исследовательской работе.

Подбор по слуху развивает гармонический слух, умение ориентироваться в пьесах разных стилей и жанров.

В течение учебного года ученик проходит 3 - 6 произведений различной степени завершенности, различных эпох, стилей и жанров.

Важнейшим условием успешной реализации задач данной программы является разумный подбор учебного репертуара. Он должен включать наилучшие образцы музыкального искусства, быть сбалансированным по жанрам, стилям и эпохам (классическая, народная, современная музыка), отвечать возрастным возможностям ученика и особенностям наличного электронного инструментария.

Итогом этой разносторонней работы является участие в концертах, где исполнение на новом электронном инструменте всегда проходит с большим интересом.