В последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. При этом часто у педагогов возникают вопросы: как создать предметную среду для исследования, где ребенок получает возможность напрямую удовлетворить свою любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому я стремлюсь организовывать образовательный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Примерный план образовательного проекта “Вода-вода”
(подготовительная к школе группа)
Задачи:
- сформировать у детей восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности; представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы;
- расширять знания детей о значении воды в жизни человека;
- уточнять представления детей о свойствах воды.
Под-проект | Содержание деятельности детей | Вид деятельности | Презентация |
Вода на земле | Беседы с детьми о воде: океаническая, морская, речная, родниковая, болотная. | Совместная
|
Создание альбома -иллюстраций |
Игры – эстафеты с водой: “Перепрыгни через ручей” “День, ночь, огонь, вода” |
Совместная | ||
Дидактические игра “Да – нет” |
Самостоятельная | ||
Создание книги различные свойства воды | Подгрупповая | Презентация книги | |
Водный мир | Образовательная деятельность на тему: “Вода в жизни человека” | Групповая | |
Разгадывание тематических кроссвордов, загадок , головоломок | Совместная | Вечер загадок | |
Конструирование (Лего) “Батискаф - подводная станция” |
Самостоятельная | Выставка детских работ | |
Рисование на тему: “У воды” | Совместная | Рисунки детей | |
Свойства воды | Образовательная деятельность на тему:
“Вода – растворитель. Очищение воды с помощью фильтра” |
Групповая | Зарисовка опыта |
Игра-путешествие “Отважные мореплаватели” | Совместная | Рассказы детей | |
Физкультурно-тематическое развлечение: “Мореплаватели” | Специально-организованная | Фотовыставка | |
Книжный уголок (рассматривание иллюстраций различных водоёмов и чтение) | Самостоятельная деятельность | Чтение сказки народов Сибири “Живая вода” | |
Эксперимент “Река из-под горы” | Совместная | Зарисовка опыта | |
Мы и природа | Образовательная деятельность на тему: “Круговорот воды в природе” | Групповая | Плакат “Берегите воду” |
Дидактические игры: “Капитан укладывает чемодан” “Круги на воде” |
Подгрупповая | ||
Аппликация: “Золотые рыбки” (техника обрывания бумаги) | Самостоятельная | Выставка работ | |
Копилка идей и добрых дел. Экологическая акция “Береги воду” | Совместная | Изготовление листовок, плакатов | |
Домашнее задание: составить вместе с родителями фотоколлаж “Летний отдых у водоёма”. |
Совместная | Выставка работ |
Организация образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему “Вода – растворитель. Очищение воды с помощью фильтра”
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность; вода-растворитель);
- Развивать навыки проведения опытов, социальные навыки, прививать бережное отношение к воде;
Предварительная работа:
- рассматривание фотоиллюстраций различных водоёмов;
- беседа на тему “Какая бывает вода?” (вода в морях и океанах – солёная, т.е. морская, океаническая; вода в реках, озёрах, родниках, болотах – пресная, т.е. речная, озёрная, родниковая, болотная; вода бывает питьевая, она должна быть обязательно чистой).
Вывод: вода – одно из самых удивительных веществ на земле.
Проведение опыта:
- Сегодня мы с вами более подробно ознакомимся со свойствами воды, Есть ещё одно свойство воды – она растворяет различные вещества, Давайте все вместе попробуем это узнать.
Но для этого необходимо вспомнить меры безопасности:
- нельзя пробовать вещества на вкус;
- нюхать осторожно.
Вместе с детьми определяем, что находится на столе: мука, соль, сахар, настой мяты.
- А теперь попробуем эти вещества растворить.
Вещества растворяются, и дети приходят к выводам: соль и сахар быстро растворяются, вода – прозрачная; мука растворяется, вода мутная, но потом оседает на дно; настой мяты растворился, вода меняет цвет.
Физкультминутка “Быстро встаньте, улыбнитесь”:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
выше, выше потянитесь.
ну-ка плечи распрямите,
поднимите, опустите.
влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
- Теперь мы с вами попробуем воду нашу очистить. Чем это можно сделать? (с помощью марли, специального фильтра).
- Это можно сделать с помощью простого фильтра, который можно сделать из фильтрованной бумаги.
Дети вместе с воспитателем делают фильтры из бумаги, вырезанной кругом. После окончания фильтрации делаем выводы:
- плохо отфильтровались те вещества, которые растворились в воде, на фильтре ничего не осталось;
- хорошо отфильтровался раствор с мукой, большая часть муки осталась на фильтре;
Мы узнали самый простой способ очищения воды. Сейчас мы зарисуем наши опыты.
Дома вместе с родителями сделаете домашнее задание: подобрать фотографию и составить рассказ о летнем отдыхе у водоема.