Внеклассное мероприятие "Калейдоскоп знаний" (интеллектуальная игра)

Разделы: Внеклассная работа


Цель: расширение и углубление знаний, развитие познавательного интереса.

Ход мероприятия

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём интеллектуальную игру по страницам журнала "Калейдоскоп знаний". Сейчас мы разделимся на 2   команды. Каждая команда выберет своего капитана и название команды. За правильные ответы вы будете получать жетоны. В ходе игры мы побываем на различных страницах нашего журнала.

- Итак, мы начинаем!

Первая страница "Русский язык"

- Первая страница русский язык

Задание №1.

- Вам надо в предложенных словах переставить буквы так, чтобы получились новые слова (каждой команде даются карточки с набором слов)

1 карточка

Урок, уклон, колун, увидимся, уборка, угар, сачок, удар, вход.

2 карточка

Актер, баян, банка, вобла, волос, водопад, лучок, улан, ушат.

Задание №2.

- Послушайте следующее задание. Из слова "ГАСТРОНОМ" составьте как можно больше слов. Выигрывает та команда, которая придумает больше слов.

Задание №3

- Подберите слова с противоположным смыслом:

1 карточка

Маленький, трусливый, узкий, хороший, ясный, толстый, глубокий.

2 карточка

День, зима, жара, восход, восток, север, старт.

Задание №4

1.Из каждого слова исключить слова по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть - гость

Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд, град, скот, всласть, краска, стол, тепло, беда, экран.

2.Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот - крот.

Роза (г), рубка (т), стол (б), дар (у), клад (с), лапа (м), шар (ф), усы (б), укус (с).

3. Замените в словах один согласный звук. Вот так: корж - морж.

Ногти (к), булка (р), лапка (ц), зубы (д), киска (м), песок (л), галка (п), орел (с), норка (к), клин (б), свет (ц), поленок ( к), рамочка (м).

Вторая страница "Математика".

- Следующая математическая страница

Задание №1.

- Каждой команде дается задачка и три минуты на размышление.

1. "Взвод солдат"

Взвод солдат возвращается с полевых учений. Однако когда солдаты подошли к реке, выяснилось, что мост через нее сломан, а река глубока. Вдруг командир заметил двух мальчиков, которые катались на лодке недалеко от берега. Но лодка так мала, что на ней может переправиться только один солдат или только двое мальчиков - не больше! Однако все переправились через реку именно на этой лодке. Как они это сделали?

2. "Волк, коза и капуста".

Помогите крестьянину перевезти через реку волка, козу и капусту, если в лодке может поместиться крестьянин, а с ним волк, или только коза, или только капуста. Ведь если оставить волка с козой, то волк съест козу. А если козу с капустой, то она тогда съест капусту.

Задание №2.

- Ваша задача ответить на вопросы, та команда, которая отвечает первой, получает жетон.

1. Горело пять электрических лампочек. Две погасли. Сколько осталось?

2. У трех шоферов был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Могло ли это быть?

3. У одного отца было шестеро сыновей. У каждого сына одна сестра. Сколько у отца было детей?

4. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько их всего?

5. Сели четыре кошки, против каждой по три кошки. Много ли их?

6. Пара лошадей пробежала 50км. Сколько пробежала каждая лошадь?

Задание №3

- Вам дается следующее задание:

1. Из произведения чисел 7 и 8 вычесть сумму чисел 6 и 5 (7*8) - (6+5)
2. Найди разность суммы чисел 25 и 40 и произведения чисел 2 и 10 (25 +40) - (2*10)
3. Чему равна сумма произведения чисел 3 и 5 и разность чисел 70 и 40 3*5 + (70-40)
4. Какое частное суммы чисел 65 и 25 и разности чисел 48 и 46 (65 +25) : (48 - 46)

Задание №4

- "Веселые задачки" - наше следующее испытание:

1. Под тремя символами "спрятались" 3 разных числа. Найди их:

M +M=28

M - Z=8

Z + V=13

M + Z + V=27

M=14; Z=6; V=7;

2.Я задумал число, уменьшил его на 51, получил 21. Какое число я задумал?

3. Найди количество М, которое уравновесит А, если АА = АММ, то А =? (А=ММ).

4. Баба - Яга, Леший и Домовой живут в избах. У одного в избе одна комната, у другого - две, а у третьего - три. У Бабы - Яги больше комнат, чем у Лешего. У Домового - на одну комнату меньше, чем у Бабы - Яги. Поскольку комнат у каждого? ( У Бабы- Яги - 3, у Домового - 2, у Лешего - 1).

Третья страница "Литература".

- На литературной странице нас ждет сказочная викторина.

1. Что пришлось пережить и преодолеть Герде во время поисков брата!.. Но горячее сердце растопило лед. Как называется эта сказка и кто автор? ("Снежная королева", Г.Х. Андерсен)

2. Капризные и нелепые, а порой жестокие выходки девочки-королевы иногда оканчиваются вполне благополучно для других. Как называется эта сказка и кто автор? ("Двенадцать месяцев", С.Я. Маршак)

3. Солдат есть солдат! Он не только хорошо воюет, но и может сварить необычную кашу, удивив жадную хозяйку. Что это за сказка? ( "Каша из топора", русская народная сказка)

4. Бывают ли цветы волшебными, которые могут исполнить любое твое желание? В. Катаев считает, что бывают. А как называется эта сказка? ( "Цветик-семицветик", В.Катаев)

5. Много испытаний выпало на долю этой маленькой девочки. Однажды она все лето жила в лесу под большим листом лопуха в маленькой колыбельке, сплетенной из травы. Кто знает автора сказки и что это за сказка? ("Дюймовочка", Г.Х.Андерсен)

6. Можно представить, как жилось падчерице, если мачеха заставила старика отвезти ее в лес и там оставить. Но нет, худабез добра, попался ей на пути старик.: Как называется сказка? (Морозко)

Четвертая страница "Природоведение"

- Следующее испытание - это страница по природоведению. Попробуем ответить на вопросы викторины.

1. Кто "включает радугу"? (После прошедшего обильного дождя воздух наполнен множеством плавающих в нем капелек воды, в этих каплях преломляются солнечные лучи, свет распадается на составные части, и получается разноцветная полоса, которая называется радугой)

2. Что такое Солнечная система? (Солнечная система - это солнце и все тела, которые вращаются вокруг него под действием его притяжения, в нашу Солнечную систему входят планеты, их спутники, астероиды и кометы)

3. Какой зверек всю зиму спит вниз головой? (летучая мышь)

4. Какие животные "вылезают из кожи вон"? (это змеи, при линьке они вылезают из старой кожи, протискиваясь между камнями или корнями деревьев)

5. Есть ли польза от дождевых червей? (С помощью дождевых червей можно самую непригодную для земледелия почву превратить в плодородную, черви обогащают ее всеми питательными веществами, которые необходимы растениям)

6. Куда осенью улетают бабочки? (большинство гибнет с первыми холодами, но некоторые забиваются в щели деревьев, заборов, домов и там перезимовывают).

7. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка).

8. Из чего делают гнезда наши ласточки? (из глины).

9. Какая самая большая птица в мире? (африканский страус).

10. название какой птицы содержит 40 букв "А"? (сорока)

11. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

Пятая страница "История"

- Наша следующая страница историческая. Здесь нас тоже ждут несложные вопросы.

1. Как пещерные люди разводили огонь? (высекали огонь, ударяя камнем о камень)

2. Откуда пошло название "Русь"? (начало русскому государству положили варяжские князья Рюрик, Трувор и Синеус, которые принадлежали к племени русичей)

3. Кто такие варяги? (варягами славяне называли скандинавские племена, которые жили на берегах Балтийского (Варяжского) моря)

4. Почему Москву называют белокаменной? (в древней Москве было много боярских и княжеских домов из белого камня, белокаменной стеной был обнесен Кремль)

5. Как называется самая известная башня Московского кремля? (Спасская башня, так как когда-то на ней находилась икона Спаса. На Спасской башне находятся знаменитые кремлевские куранты)

6. Как красная площадь получила свое название? (в старину на Руси слово "красный" употреблялось, когда говорили о чем-то красивом, потому Красная площадь остается самой большой, красивой и главной площадью Москвы)

Подведение итогов. Награждение победителей.