ЦЕЛИ УРОКА:
- Развить и конкретизировать знания о Западной Сибири, как ТПК;
- Закрепить умения учащихся самостоятельно получать знания, используя различные источники;
- Совершенствовать навыки практической работы с картами атласа и схемами учебника;
- Воспитывать чувство патриотизма.
ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта России, карты атласа, презентация по рекам Тазовского района, интерактивная доска, мультипроектор, учебник 8 класса География: природа России /Баринова И.И. м.: Дрофа, 2010, диск мультимедиа 8 класс География России.
ХОД УРОКА
I ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Вступление: показ фотографии на доске, на его фоне стихи о Сибири.
"СИБИРЬ"
О, здравствуй, родина моя!
Румяно-свежая, как роза.
В венке брильянтовом мороза,
В блестящей тунике снегов,
Ни на кого ты не похожа,
Стоишь невестою пригожей.На всех концах земной планеты
Расскажут все твои приметы:
Сильна - как в сказке богатырь,
Ума и разума - палата,
Как золотой рудник, - богата,
Привольна - как степная ширь.
Название этого объекта вы слышали давно, какие ассоциации возникают у вас при этом? Запись в таблицу.
Сообщение темы и задач урока учителем (развить и расширить представление о природе Западной Сибири как о малой Родине на основе имеющихся знаний о природе страны). Изучение нового материала идет по пунктам типового плана с выполнением заданий информационного листа.
Географическое положение.
- Западную Сибирь легко найти на любой карте, в том числе и на контурной карте.
Задание: составьте описание географического положения равнины, см. информационный лист. Результаты работы оформить в таблицу. Один из учеников дает у карты устный ответ.
Рельеф.
- На старых картах Западная Сибирь именовалась низменностью, а один поэт сказал о ее поверхности так: "Ни яра, ни пади
Равнина - на север,
Равнина - на юг.
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг".
- Какую особенность рельефа территории подметил поэт?
Задание информационного листа:
1. Составьте описание рельефа по пунктам плана.
2. Сравнить рельеф двух равнин.
3. Заполните таблицу в информационном листе:
Название равнины | Абсолютная высота |
Ишимская низменность | |
Васюганская равнина | |
Барабинская низменность | |
Сибирские Увалы |
3. Почему на карте страны возвышенности не просматриваются и создают иллюзию плоской равнины? Сравните рельеф Русской и Западно-Сибирской равнин.
Геологическое и тектоническое строение:
- Особенности рельефа имеют свое объяснение.
Задание:
1. По тектонической карте атласа, схемам учебника стр. 222, 223 назовите тектоническую структуру особенности ее строения и развития.
2. Почему Уральские горы сохранились горами, а Западная Сибирь превратилась в равнину?
3. Найдите ошибку в схеме.
(сопровождается показом схемы "Этапы геологического развития Урала и Западной Сибири" на диске: тектоническая структура, ее развитие, что происходит при поднятии и опускании территории.)
- Современный рельеф продолжает свое развитие под воздействием внутренних и внешних сил.
Влияние внешних и внутренних сил на формирование рельефа.
Влияние внутренних сил | Влияние внешних сил |
Медленные или очень медленные опускания | Ледник на севере - ледниковые формы рельефа, накопление речных отложений. |
- Почему на нашей равнине, по сравнению с другими равнинами эрозионные процессы происходят в ослабленном виде? Сопровождается показом на интерактивной доске неотектонические движения на территории равнины.
Творческое задание:
- Ваш прогноз, как изменится очертание территории равнины через длительный геологический промежуток времени? Какие горные породы по происхождению и по возрасту найдут геологи через много миллионов лет?
Вывод: особенности рельефа Западной Сибири связаны с особенностями строения и развития земной коры этой части страны.
Полезные ископаемые
- Долгое время, Западная Сибирь считалась абсолютно не перспективной. Считалось, что кроме торфа полезных ископаемых нет. Научные исследования показали обратное.
Опережающее задание: Сообщение об открытых месторождениях полезных ископаемых, в том числе на территории Тазовского района.
Рассказ сопровождается составлением схемы на доске и в информационных листах.
Вывод: набор полезных ископаемых зависит от тектонического строения и геологии района.
Климат
Задание: По климатическим картам охарактеризуйте климат равнины по плану:
- Солнечная радиация, воздушные массы, температуры, осадки.
- Близость Северного Ледовитого океана и равнинность территории.
- Влияние соседних территорий (Урал, Восточная Сибирь)
- Климатический пояс и тип климата.
- Определите связь с рельефом и географическим положением.
- Сравнение с климатом Русской равнины.
Вывод: равнины расположены в одних широтах, большая часть их лежит в умеренном поясе, но в разных климатических поясах, уменьшается влияние Атлантики и усиливается влияние Северного Ледовитого океана.
Внутренние воды.
Презентация по внутренним водам сопровождается сообщением (опережающее задание) о реке Таз.
Прослушав сообщение, учащиеся на листах выполняют задание и определяют влияние рельефа и климата на развитие речной сети (заполняют таблицу информационного листа):
Рельеф Климат
Направление течения, скорость течения, Питание, режим, заторы
Извилистость.
- Но и реки влияют на характер поверхности (см. фото).
Краткое сообщение о хозяйственном использовании рек в Западной Сибири и Тазовском районе.
- На территории Западной Сибири, особенно в центральной и северной частях, очень много озер. Определите их происхождение (см.диск).
Общий вывод: мы еще раз убедились, что все в природе связано и на определенной территории они образуют ТПК - ТПК Западной Сибири, в чем-то похожей и отличающейся от других регионов. Что я узнал нового о Западной Сибири? (запись в таблицу).
Но и в пределах одного ТПК природа не одинакова и причины разнообразия предстоит выяснить в ходе выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: прочитать параграф 38, выполнить задание на выбор:
1. Объяснить обилие болот с точки зрения взаимосвязи элементов природы.
2. Изменение ПК по профилю (задание усложненное).
3. Задание в рабочей тетради стр.51 (В.И. Сиротин рабочая тетрадь с комплектом контурных карт).
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ученика(цы) 8-а класса ______________________________
ТЕМА УРОКА: Западная Сибирь
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление о Западной Сибири, как о ТПК.
Задание:
Что означает ТПК? Что вы знаете о Западной Сибири. Запишите в таблицу:
Знаю | Узнал новое |
Географическое положение
Задание:
Составьте описание географического положения Западно-Сибирской равнины по плану. Результаты запишите в таблицу. Приготовьтесь отвечать у карты.
План | Ответ |
1. В какой части России находится | |
2. В какой части света расположена | |
3. Естественные рубежи | |
4. Крайние точки | |
5. Протяженность с севера на юг | |
6. Сравните с ГП Русской равнины |
Рельеф
Задание
Составьте описание рельефа равнины по плану: средняя и максимальная абсолютная высота местности, наклон равнины, расположение крупных возвышенностей и низменностей. Сравните рельеф Русской и Западно-Сибирской равнин (устно). Приготовьтесь отвечать у карты.
Заполните таблицу:
Название равнин | Абсолютная высота |
Ишимская низменность | |
Васюганская равнина | |
Барабинская низменность | |
Сибирские Увалы |
- Почему не на всех физических картах видны возвышенности Западной Сибири?
Геологическое и тектоническое строение
Задание 1.
По тектонической карте атласа, схемам учебника с 222, 223 назовите тектоническую структуру, расскажите о ходе ее развития, определите особенности строения.
Вспомните значение терминов: плита, чехол, фундамент, щит.
Задание 2.
Влияние внешних и внутренних сил на развитие рельефа.
Влияние внутренних сил | Влияние внешних сил |
Для заполнения используйте схемы учебника стр.66,73.
- Сделайте вывод.
- Почему на равнине эрозионные процессы проходят в ослабленном виде?
Задание 3.
Составьте научный прогноз, основанный на достоверных данных неотектонических движений земной коры. Как изменятся очертания территории Западно-Сибирской равнины через длительный геологический промежуток времени? Какие горные породы по происхождению найдут геологи через много миллионов лет.
Полезные ископаемые
Задание.
По материалу сообщения заполните схему:
Климат
Задание.
- По климатическим картам атласа охарактеризуйте климат Западной Сибири по плану:
- Солнечная радиация, воздушные массы, температура зимой и летом, осадки, К увлажнения .
- Близость Северного Ледовитого океана, равнинность территории.
- Влияние Уральских гор и Восточной Сибири
- Климатический пояс и область
- Определите связь с рельефом и географическим положением
- Сравните климат Русской и Западно-Сибирской равнин (устно).
Внутренние воды
Задание:
Что характерно для рек Западной Сибири (на примере р. Таз).
Закончи предложения:
1. Направление течения ______________
2. Характер течения_____________________
3. Уклоны рек____________
4. Питание в основном__________________
5. Режим у рек______________
6. Извилистость________________
7. Используются человеком как___________________
- Какие особенности рек можно объяснить влиянием рельефа и климата? Запишите в таблицу:
Рельеф | Климат |
- Сравните с реками Русской равнины.
- МОЖЕМ ЛИ МЫ СЧИТАТЬ ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ Т П К? (общий вывод)
Что я узнал нового о Западной Сибири? Запиши кратко в таблицу.
Подведение итогов урока и запись домашнего задания.