Интерактивный урок географии. Тема: "Западная Сибирь"

Разделы: География


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Развить и конкретизировать знания о Западной Сибири, как ТПК;
  • Закрепить умения учащихся самостоятельно получать знания, используя различные источники;
  • Совершенствовать навыки практической работы с картами атласа и схемами учебника;
  • Воспитывать чувство патриотизма.

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта России, карты атласа, презентация по рекам Тазовского района, интерактивная доска, мультипроектор, учебник 8 класса География: природа России /Баринова И.И. м.: Дрофа, 2010, диск мультимедиа 8 класс География России.

ХОД УРОКА

I ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Презентация

Вступление: показ фотографии на доске, на его фоне стихи о Сибири.

"СИБИРЬ"

О, здравствуй, родина моя!
Румяно-свежая, как роза.
В венке брильянтовом мороза,
В блестящей тунике снегов,
Ни на кого ты не похожа,
Стоишь невестою пригожей.

На всех концах земной планеты
Расскажут все твои приметы:
Сильна - как в сказке богатырь,
Ума и разума - палата,
Как золотой рудник, - богата,
Привольна - как степная ширь.

 Название этого объекта вы слышали давно, какие ассоциации возникают у вас при этом? Запись в таблицу.

Сообщение темы и задач урока учителем (развить и расширить представление о природе Западной Сибири как о малой Родине на основе имеющихся знаний о природе страны). Изучение нового материала идет по пунктам типового плана с выполнением заданий информационного листа.

Географическое положение.

- Западную Сибирь легко найти на любой карте, в том числе и на контурной карте.

Задание: составьте описание географического положения равнины, см. информационный лист. Результаты работы оформить в таблицу. Один из учеников дает у карты устный ответ.

Рельеф.

- На старых картах Западная Сибирь именовалась низменностью, а один поэт сказал о ее поверхности так: "Ни яра, ни пади

Равнина - на север,

Равнина - на юг.

Как будто гористую землю разгладил

Какой-то гигантский утюг".

- Какую особенность рельефа территории подметил поэт?

Задание информационного листа:

1. Составьте описание рельефа по пунктам плана.

2. Сравнить рельеф двух равнин.

3. Заполните таблицу в информационном листе:

Название равнины Абсолютная высота
Ишимская низменность  
Васюганская равнина  
Барабинская низменность  
Сибирские Увалы  

3. Почему на карте страны возвышенности не просматриваются и создают иллюзию плоской равнины? Сравните рельеф Русской и Западно-Сибирской равнин.

Геологическое и тектоническое строение:

- Особенности рельефа имеют свое объяснение.

Задание:

1. По тектонической карте атласа, схемам учебника стр. 222, 223 назовите тектоническую структуру особенности ее строения и развития.

2. Почему Уральские горы сохранились горами, а Западная Сибирь превратилась в равнину?

3. Найдите ошибку в схеме.

(сопровождается показом схемы "Этапы геологического развития Урала и Западной Сибири" на диске: тектоническая структура, ее развитие, что происходит при поднятии и опускании территории.)

- Современный рельеф продолжает свое развитие под воздействием внутренних и внешних сил.

Влияние внешних и внутренних сил на формирование рельефа.

Влияние внутренних сил Влияние внешних сил
Медленные или очень медленные опускания Ледник на севере - ледниковые формы рельефа, накопление речных отложений.

- Почему на нашей равнине, по сравнению с другими равнинами эрозионные процессы происходят в ослабленном виде? Сопровождается показом на интерактивной доске неотектонические движения на территории равнины.

Творческое задание:

- Ваш прогноз, как изменится очертание территории равнины через длительный геологический промежуток времени? Какие горные породы по происхождению и по возрасту найдут геологи через много миллионов лет?

Вывод: особенности рельефа Западной Сибири связаны с особенностями строения и развития земной коры этой части страны.

Полезные ископаемые

- Долгое время, Западная Сибирь считалась абсолютно не перспективной. Считалось, что кроме торфа полезных ископаемых нет. Научные исследования показали обратное.

Опережающее задание: Сообщение об открытых месторождениях полезных ископаемых, в том числе на территории Тазовского района.

Рассказ сопровождается составлением схемы на доске и в информационных листах.

Вывод: набор полезных ископаемых зависит от тектонического строения и геологии района.

Климат

Задание: По климатическим картам охарактеризуйте климат равнины по плану:

  1. Солнечная радиация, воздушные массы, температуры, осадки.
  2. Близость Северного Ледовитого океана и равнинность территории.
  3. Влияние соседних территорий (Урал, Восточная Сибирь)
  4. Климатический пояс и тип климата.
  5. Определите связь с рельефом и географическим положением.
  6. Сравнение с климатом Русской равнины.

Вывод: равнины расположены в одних широтах, большая часть их лежит в умеренном поясе, но в разных климатических поясах, уменьшается влияние Атлантики и усиливается влияние Северного Ледовитого океана.

Внутренние воды.

Презентация по внутренним водам сопровождается сообщением (опережающее задание) о реке Таз.

Прослушав сообщение, учащиеся на листах выполняют задание и определяют влияние рельефа и климата на развитие речной сети (заполняют таблицу информационного листа):

Рельеф Климат

Направление течения, скорость течения, Питание, режим, заторы

Извилистость.

- Но и реки влияют на характер поверхности (см. фото).

Краткое сообщение о хозяйственном использовании рек в Западной Сибири и Тазовском районе.

- На территории Западной Сибири, особенно в центральной и северной частях, очень много озер. Определите их происхождение (см.диск).

Общий вывод: мы еще раз убедились, что все в природе связано и на определенной территории они образуют ТПК - ТПК Западной Сибири, в чем-то похожей и отличающейся от других регионов. Что я узнал нового о Западной Сибири? (запись в таблицу).

Но и в пределах одного ТПК природа не одинакова и причины разнообразия предстоит выяснить в ходе выполнения домашнего задания.

Домашнее задание: прочитать параграф 38, выполнить задание на выбор:

1. Объяснить обилие болот с точки зрения взаимосвязи элементов природы.

2. Изменение ПК по профилю (задание усложненное).

3. Задание в рабочей тетради стр.51 (В.И. Сиротин рабочая тетрадь с комплектом контурных карт).


 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ученика(цы) 8-а класса ______________________________

ТЕМА УРОКА: Западная Сибирь

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление о Западной Сибири, как о ТПК.

Задание:

Что означает ТПК? Что вы знаете о Западной Сибири. Запишите в таблицу:

Знаю Узнал новое
   

 Географическое положение

Задание:

Составьте описание географического положения Западно-Сибирской равнины по плану. Результаты запишите в таблицу. Приготовьтесь отвечать у карты.

План Ответ
1. В какой части России находится  
2. В какой части света расположена  
3. Естественные рубежи  
4. Крайние точки  
5. Протяженность с севера на юг  
6. Сравните с ГП Русской равнины  

Рельеф

Задание

Составьте описание рельефа равнины по плану: средняя и максимальная абсолютная высота местности, наклон равнины, расположение крупных возвышенностей и низменностей. Сравните рельеф Русской и Западно-Сибирской равнин (устно). Приготовьтесь отвечать у карты.

Заполните таблицу:

Название равнин Абсолютная высота
Ишимская низменность  
Васюганская равнина  
Барабинская низменность  
Сибирские Увалы  

- Почему не на всех физических картах видны возвышенности Западной Сибири?

Геологическое и тектоническое строение

Задание 1.

По тектонической карте атласа, схемам учебника с 222, 223 назовите тектоническую структуру, расскажите о ходе ее развития, определите особенности строения.

Вспомните значение терминов: плита, чехол, фундамент, щит.

Задание 2.

 Влияние внешних и внутренних сил на развитие рельефа.

Влияние внутренних сил Влияние внешних сил
   
   
   
   

Для заполнения используйте схемы учебника стр.66,73.

- Сделайте вывод.

- Почему на равнине эрозионные процессы проходят в ослабленном виде?

Задание 3.

Составьте научный прогноз, основанный на достоверных данных неотектонических движений земной коры. Как изменятся очертания территории Западно-Сибирской равнины через длительный геологический промежуток времени? Какие горные породы по происхождению найдут геологи через много миллионов лет.

Полезные ископаемые

Задание.

По материалу сообщения заполните схему:

Климат

Задание.

  1. По климатическим картам атласа охарактеризуйте климат Западной Сибири по плану:
  2. Солнечная радиация, воздушные массы, температура зимой и летом, осадки, К увлажнения .
  3. Близость Северного Ледовитого океана, равнинность территории.
  4. Влияние Уральских гор и Восточной Сибири
  5. Климатический пояс и область
  6. Определите связь с рельефом и географическим положением
  7. Сравните климат Русской и Западно-Сибирской равнин (устно).

Внутренние воды

Задание:

Что характерно для рек Западной Сибири (на примере р. Таз).

Закончи предложения:

1. Направление течения ______________

2. Характер течения_____________________

3. Уклоны рек____________

4. Питание в основном__________________

5. Режим у рек______________

6. Извилистость________________

7. Используются человеком как___________________

- Какие особенности рек можно объяснить влиянием рельефа и климата? Запишите в таблицу:

Рельеф Климат
   
   
   

- Сравните с реками Русской равнины.

- МОЖЕМ ЛИ МЫ СЧИТАТЬ ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ Т П К? (общий вывод)

Что я узнал нового о Западной Сибири? Запиши кратко в таблицу.

Подведение итогов урока и запись домашнего задания.