Уроки 28,29 к учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм. 6 класс"
Цель: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных
Задачи:
- расширить знания обучающихся о разнообразии способов получения пищи животными;
- показать усложнение пищеварительной системы в ходе эволюции;
- продолжить формирование умений сравнивать объекты, анализировать, делать выводы, работать с разными источниками информации;
- привитие навыков здорового образа жизни.
Оборудование: таблицы: "Тип Кишечнополостные. Гидра", "Тип Плоские черви", "Внутреннее строение дождевого червя", "Внутренне строение кролика", презентация к уроку по теме "Особенности питания и пищеварения у животных", презентация исследовательской работы обучающегося 6Б класса МОУ СОШ №11 г. Бердска Цыганова Алексея "Жевательная резинка - польза или вред?"
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний обучающихся
(слайд 3)
Подумайте и ответьте:
- Как растения получают необходимые им питательные вещества?
- Что является источником энергии для создания этих веществ?
- Могут ли бактерии, грибы, животные создавать органические вещества из неорганических?
- Какие типы питания называются автотрофное и гетеротрофное?
3. Изучение нового материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Гетеротрофное питание - тип питания,
при котором живой организм питается готовыми
органическими веществами. Это тип питания,
характерный для животных. 2. Питание животных составляет совокупность процессов (слайд 4) Гетеротрофное питание - сложный процесс, в котором необходимо преобразовать пищу, чтобы ее усвоить. Следовательно, с питанием связан и процесс пищеварения Пищеварение - процесс механической переработки пищи в организме и химическое расщепление ее на простые растворимые вещества, которые поступают в кровь и поглощаются из нее клетками. 3. Различают три типа пищеварения (слайд 5) Внутриклеточное (пищеварительные вакуоли - одноклеточные) Внеклеточное (во внешней среде под действием ферментов - кишечнополостные, головоногие, ракообразные) Мембранное (поверхность стенок эпителия кишечника - беспозвоночные, позвоночные) 4. Рассказ об особенностях пищеварения у разных групп организмов, начиная с простейших. Усложнение строения пищеварительной системы в процессе эволюции. Работа с таблицами: "Тип Кишечнополостные. Гидра", "Тип Плоские черви", "Внутреннее строение дождевого червя", "Внутренне строение кролика" Учебник: стр. 50-51 Слайды 7-10 5. Закрепление изученного материала (слайд 11) Сравните пищеварительные системы гидры и белой планарии Сравните пищеварительные системы плоских и кольчатых червей Что общего в строении пищеварительной системы кольчатых червей и позвоночных животных? 6. Рассказ о разнообразии животных по типу питания (слайды 12, 13,14) Симбионты - организмы, существующие совместно и помогающие друг другу (акула и рыба - прилипала) Паразиты - организмы, питающиеся соками, тканями или переваренной пищей своего хозяина Хищники - организмы, питающиеся живыми организмами; зоофаги - плотоядные 7. Пищеварительная система человека, как представителя млекопитающих (слайд 15) 8. Пищеварение и здоровье (слайд 16) 9. Презентация исследовательской работы "Жевательная резинка - польза или вред?" (слайды 17 - 43) 10. Закрепление изученного материала (слайды 44-46) Подберите определение к каждому процессу: 1. Питание 2. Пищеварение А. Процесс переваривания сложных органических веществ пищи в более простые Б. Процесс поступления питательных веществ и энергии в организм Подберите определение к каждому понятию: 1. Паразит 2. Симбиоз А. Взаимовыгодное существование двух организмов Б. Организм, который живет за счет организма - хозяина Ответьте на вопрос: С чем связано многообразие приспособлений животных к потреблению пищи? 11. Домашнее задание: 1. Учебник: стр. 64-71 вопросы 1,2, 6-10 на стр. 72 2. конспект урока 3. По желанию: по материалу из дополнительных источников подготовить презентацию по одной из тем: Растительноядные животные Хищники Паразиты Симбионты Падальщики 12. Подведение итогов урока, выставление оценок за работу. |
Записывают схему в тетрадь Питание животных Записывают понятие в тетрадь
Записывают типы и примеры в тетрадь
Работа с таблицами, рисунками учебника
Фронтальная беседа и работа с таблицами
Составление таблицы в тетради, запись понятий
запись в тетрадь составление опорного конспекта в тетради
Ответы на вопросы
Запись домашнего задания в дневник |