Адаптационная игра для первоклассников "Я – моя школа – мой класс"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель: адаптации детей к школе, к новой социальной ситуации.

Задачи:

  • Социализация детей через освоение новых норм, правил, требований, предъявляемых школой (этап игры: "Наши правила");
  • Понижение школьной тревожности (этап игры: "Взрослые, окружающие меня в школе");
  • Создание условий для межличностного общения учащихся в парах и группах;
  • Повышение самооценки (этап игры: "Наши увлечения").
  • Развитие рефлексии (этап игры: "Радуга настроения", "Ситуации в школе").

Предварительная подготовка:

  • Обсуждение с учителями условий проведения;
  • Выяснение взрослых, с которыми взаимодействуют учащиеся данных первых классов;

Необходимое оборудование:

  • Газета- заготовка;
  • Личики (для "Радуги настроения" 60 штук);
  • Разрезанные карточки с правилами поведения в школе;
  • Разрезанные карточки с именами отчествами учителей, работников школы: медсестры, библиотекаря, логопеда, психологов и т.д.;
  • Разрезанные карточки с названиями кабинетов и этажей;
  • Разрезанные карточки с изображениями книжек (60 штук);
  • Клей, скотч, ножницы, цветные карандаши;
  • Разрезанные карточки с ситуациями в школе;

Ход игры

Этапы игры Действия ведущего Действия участников Необходимые материалы Время
Введение в игровую ситуацию Работа с плакатом, отдельно с радугой настроения, объяснение значения цветов Рассматривают радугу настроения, этапы игры плакат 5 мин
Радуга настроения Ведущий помогает приклеивать на радугу и подводит итоги настроения в начале игры Раскрашивают личики и приклеивают на плакат Личики, клей, цветные карандаши 5 мин
Наши правила Ведущий объясняет, что школа всегда связана с выполнением определенных правил, раздает карточки в парах учащимся и предлагает определить- можно ли так вести себя или нет, раскрашивают- если так вести себя можно- зеленым, если нет- красным. см. Приложение [1] Учащиеся читают, в парах обсуждают и перед всем классом доказывают свою точку зрения, если правило принимается, то они его приклеивают на плакат Карточки с правилами, клей 10 мин.
Мы в школе Ведущий говорит о том, что учащиеся уже какое- то время учатся в школе и уже с некоторыми особенностями школы знакомы. Но со всеми ли очень хорошо? Учащиеся получают два набора карточек. В дном представлены помещения школы, а в другом люди, которые там работают. Задача учащихся правильно определить, что за человек (чье имя отчество написано на карточке), где и кем он работает и правильно наклеить на нужный этаж Каточки с помещениями и именами отчествами, клей 10 мин
Трудности школы Ведущий предлагает помочь ученику, который написал им письмо. Учащиеся выдвигают предположения- а как же ему можно помочь Письмо и конверт 5 мин
Мой класс Ведущий предлагает классу создать свою библиотеку увлечений их класса. Для этого каждому предлагается подумать и написать в раскрытой книге то, чем он любит заниматься больше всего и поставить эту раскрытую книгу с его увлечениями на полку, чтобы мы могли знать и разделить эти увлечения Учащиеся записывают свои увлечения и отдают ведущему, который их озвучивает и помещает на полку Изображения книжек, клей 7 мин.
Радуга настроения Ведущий предлагает в конце игры определить цвет своего настроения Учащиеся раскрашивают личико в тот цвет, который соответствует настроению Цветные карандаши, клей 2 мин
Подведение итогов Ведущий подводит итоги игры     1 мин

Самоанализ

Получилось Не получилось Взять на заметку
     

Литература

Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.1-4 класс/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова.- М.: Эксмо, 2008