Неделя детской книги "Юбилеи любимых авторов"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создание условий для формирования у обучающихся читательской культуры.

Задачи:

  • Познакомить с творчеством писателей, чьи юбилейные даты приходятся на 2012 год.
  • Привитие интереса к чтению, к книгам, чувства сопереживания и сострадания.
  • Изучение истории культуры родного Отечества.
  • Развитие навыков работы с дополнительной литературой, умения отбирать, оценивать и преподносить информацию.
  • В рамках недели детской книги были проведены:

1 день Открытие Недели детской книги (Линейка)

"Сегодня дети Маршаку
Приносят свой привет.
Его чеканную строку
Мы знаем с детских лет"
(А. Барто)

- Конкурс чтецов, посвященный 125- летию со дня рождения С.Я. Маршака.

2 день - "Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и поэтому она переживет всё остальное". Д. Н. Мамин-Сибиряк

- Литературный праздник по книге Мамина-Сибиряка "Аленушкины сказки" - к 160-летию со дня рождения писателя.

3 день - "А ты, поэт! Избранник неба..."

- Путешествие в мир поэзии Некрасова" (к 190-летию со дня рождения) .

4 день - "Глубочайшим образом люблю природу. Чем больше ее любишь, тем глубже прячешь в сердце, тем сильнее ее бережешь". К.Г.Паустовский

- Викторина и конкурс рисунков по произведениям Паустовского ( к 120-летию со дня рождения).

5 день - " Да, были люди в наше время..." М.Ю. Лермонтов "Бородино".

- Устный журнал, посвященный 200-летнему юбилею Бородинской битвы.

Приложение 1. Устный журнал " Да, были люди в наше время..."

Приложение 2. Презентация

Приложение 3. Слайд-фильм

Архив  приложений 1, 2, 3.

Устный журнал " Да, были люди в наше время..."

(слайд 1)

1 страница "Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова" (слайд 2)

Ведущий. Родился великий русский поэт, прозаик и драматург в Москве, но раннее детство провел в имении своей бабушки в Тарханах (Пензенская губерния). (слайд 3)

Бабушка заменила ему мать, рано умершую от чахотки. (слайд 4,5)

Сам Михаил Лермонтов рос ребенком слабым и болезненным. Он рано начал говорить, а вот ходить стал только к 4 годам.

Ведущий.Учился Лермонтов в благородном пансионе при Московском университете, затем поступил и в университет. Но учебу ему пришлось оставить, и он круто изменил свою жизнь - стал военным. (слайд 6)

Ведущий. Впоследствии он понял, что воинская служба не его путь, его призвание - литература. С ранней юности он писал стихи и прозу, повести, романы, пьесы. (выставка книг)

Ведущий. Он много создал- а сколько бы ещё мог! Но в 27-летнем возрасте Лермонтов погиб во время дуэли.

2 страница "Русь в огне да в полыме!.." (народная песня)

(слайд 7)

Ведущий.

Русь в огне да в полыме!..
Над полями голыми
Дым клубится, тянется
С дальнего села...
Где шумели с кленами
Тополя зеленые-
Ворогу останутся
Пепел и зола!..
Наша доля -горюшко...
Наша воля- полюшко...
Нам дорогой разною
В лес один идти...
Встали вровень с тучами,
Ворогу заказаны
Будут все пути!..

Ведущий. Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижения, трагедий пришлось испытать нашим соотечественникам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества. И даже дальность минувших событий не убавляет боли от пережитого. Но в то же время оптимизмом наполняются наши сердца от других воспоминаний и уроков истории, которыми восславили русское оружие его защитники, - это героические победы, выкованные храбростью, мужеством, глубочайшей любовью к своей израненной и страдающей Родине, жаждой видеть свой народ свободным, могущественным, величавым.

Ведущий. Перелистаем страницы истории . Никогда не должна умирать в народе память о тяжелом и героическом 1812 годе, о победе, увековеченной в великом памятнике - храме Христа Спасителя в Москве. (слайд 8)

Ведущий . 12 июня 1812 году французский император Наполеон 1 (слайд 9) отдал приказ о вторжении в Россию. Тогда Франция, покорившая всю Европу, имела более чем миллионную армию, а в российских войсках было около 220 тысяч человек. Главнокомандующий нашей армии генерал Михаил Богданович Барклай-де-Толли посчитал правильным отступить, чтобы как следует вымотать французов. При отходе вглубь страны русские солдаты забирали с собой все, что можно, - эвакуировали мирных жителей, спасали имущество, продовольствие, корма для лошадей, а оставшееся предпочитали сжечь, чем подарить врагу.

Ведущий Два месяца продолжалось отступление русских войск.

Многие солдаты были недовольны отступлением, стали поговаривать, что Барклай в сговоре с самим Наполеоном. И тогда император назначил главнокомандующим русского генерала, сподвижника Суворова - Михаила Илларионовича Кутузова. (слайд 10 )Но и Кутузов отступление не отменил. (слайд Кутузов , Барклай, Наполеон)

3 страница - Знаменитое сражение или Бородинская битва

(слайд 11)

Ведущий. 22 августа русские армии подошли к с. Бородино, где была выбрана плоская позиция протяженностью до 8 км. она представляла собой покрытую кустарником и перелесками холмистую равнину, через которую протекало несколько небольших речек, русла которых проходили по глубоким оврагам. С левого фланга Бородинское поле прикрывал труднопроходимый Утицкий лес, а правый, проходивший по высокому берегу р. Колочи, заканчивался у д. Маслово. ( слайд 11)

Ведущий. 26 августа 1812 года под Бородино произошло генеральное сражение отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит -России. Потери русских составили (слайд) 45,6 тыс. человек; французы потеряли от 50 до 58 тысяч человек. (слайд 12)

Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все "за" и "против", желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве.

Ведущий. (слайды)

  • 26 августа состоялось Бородинское сражение. (слайд 13)
  • 1 сентября военный совет в Филях, где Кутузов принимает решение оставить Москву. (слайд 14)
  • 2-6 сентября - пожар Москвы. (слайд 15)
  • Октябрь - Кутузов вынуждает французов покинуть Москву и отступать по Старой Смоленской дороге. (слайд 16)
  • Ноябрь-декабрь - окончательный разгром французской армии и изгнание её остатков за пределы России. (слайд 17)

Ведущий. Бородинская битва разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. И именно тогда наша держава прославилась как его победительница.

Французы были поражены стойкостью русских , которые, потеряв половину войска, стояли так же твердо, как и в начале сражения. Не только армия, но и простой народ встал на защиту своего отечества. ( слайд 18)

Страница 4 Стихотворение М. Ю. Лермонтова Бородино

(слайд 19)

В 1837 году исполнилось 25 лет со дня, когда русская армия на Бородинском поле дала отпор полчищам Наполеона. С приближением годовщины стали появляться исторические описания великого сражения, рассказы и воспоминания его участников, романы и стихотворения о доблести полководцев и о подвигах героев Отечественной войны. Лермонтов описал великий день в стихотворении "Бородино"

Выразительное стихотворение Лермонтова. (звукозапись) (слайд 20)

Страница 5. Рефлексия

(слайд 21)

- Продолжи предложения:

  • Мне показалось важным...
  • Я понял, что...
  • Я почувствовал, что...
  • Меня восхитило...

Используемая литература (слайд 23)

1. Школьная энциклопедия "История России 18-19 века" Москва "ОЛМА-ПРЕСС ОБРАЗОВАНИЕ" 2003 год

2. А.В. Шишов Сто великих героев. Москва "ВЕЧЕ" 2007 год

3. Алексеев С.П.Книга для чтения по истории нашей родины. Москва "Просвещение" 2001.

4. Серия "Я познаю мир" Литература. Москва АСТ 2007

5. Большая.энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010 (DVD).

6. Белибихина Н.А. Патриотическое воспитание школьников 1-11 классы. Волгоград

7. И.А. Агапова, М.А. Давыдова Тематические праздники по истории России. 2004 год