Обобщающий урок русского языка. Тема: "Служебные части речи". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цель урока:

  • обобщить знания учащихся о предлогах, частицах и союзах;
  • развитие логического мышления, воображения, самостоятельности;
  • расширять словарный запас слов;
  • прививать любовь к русскому языку.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • тест;
  • презентация к уроку (Приложение№1)

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель

- К нам на урок пришли гости, наши учителя. Поприветствуйте их кивком головы.

2. Сообщение темы урока.

Мы начнем сейчас урок с этих строк.
Вы на строчки посмотрите,
Что заметили - скажите.

Слайд №1

к, на, по, через, около, над, из, в

и, а, но. Если, зато, да

не, ни, ли, бы, то, же, да, нет

(Ответы детей)

- На первой строчке написаны предлоги.

- На второй - союзы, а на третьей - частицы.

- Эти слова не являются членами предложения.

Учитель.

- Молодцы! Сегодня к нам в гости на урок пришли предлоги, союзы, частицы.

Они хотели узнать, хорошо ли вы их знаете?

Как и полагается гостям они пришли с подарками. Для вас они принесли сундучок, в котором находятся медали для тех ребят, которые будут правильно отвечать на уроке.

- Итак, мы будем говорить об этих частях речи.

- А для чего они нужны?

(Ответы детей)

- Для связи слов в предложении.

- Они служат другим частям речи.

Учитель.

- Да, это служебные части речи. И они очень хорошо выполняют свою службу.

- Что вы еще знаете?

(Ответы детей)

- Мы учили, что предлоги помогают существительным, прилагательным и местоимениям вступать в отношения с другими словами.

- Существительные, прилагательные и местоимения захотели, чтобы их отношения с другими словами стали разнообразнее, поэтому согласились взять к себе на службу предлоги.

Учитель

- Как хорошо, что вы это запомнили. У нас с вами каждая часть речи записана на своей строчке. И мы можем все наши знания об этих частях речи разложить по полочкам

3. Обобщение знаний о предлогах.

- Запишите себе в тетрадь почетных гостей сегодняшнего урока.

- На первой строке запишите- предлоги.

- Давайте вспомним все, что мы знаем о предлогах.

(Ответы детей)

- Предлог служит для связи слов в предложении.

- Предлоги нужно отличать от приставок. Приставки пишутся слитно со словами, а предлоги- отдельно, так как это самостоятельные слова.

Учитель

- Приведите примеры.

- Очень хорошо. Вы придумали очень интересные словосочетания. Запишите в тетрадь примеры, которые вы придумали.

(Один ученик записывает свои словосочетания на доске)

- А что еще вы можете рассказать о предлогах?

(Ответы детей)

- По предлогу можно определить падеж. Например, предлоги К, ПО- это предлоги дательного падежа.

Учитель.

- Какие вы молодцы, столько всего знаете.

- А знаете ли вы, что предлоги, которые состоят из одной буквы - В,С,К -или те, которые оканчиваются согласной, могут изменяться?

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выберем и вставим предлоги в словосочетания.

(Слайд № 2)

- Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос. Могут ли изменяться предлоги состоящие из одной согласной буквы или те, которые оканчиваются на согласную?

(Ответы детей)

(Слайд №3)

Учитель

- Ребята, что вы можете рассказать про предлоги и местоимения?

(Слайд № 4)

(Ответы детей)

- Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

- В начале местоимений ЕГО, ЕМУ, ИМ, ЕЙ и других, которые начинаются с гласного, после предлогов добавляется буква Н, например, у него, у них, к нему.

Учитель

- Придумайте свое предложение с такими местоимениями.

(Ответы детей)

Учитель

- Сколько сегодня мы с вами рассказали про предлоги. А что для вас было новым?

(Ответы детей)

- Мы узнали, что предлоги, которые состоят из одной согласной буквы или оканчиваются на согласную. Могут изменяться.

Учитель

- Замечательно. Давайте мы сейчас вернемся к остальным гостям.

- Кого вы оставили без внимания?

(Ответы детей)

- Союзы и частицы.

4. Обобщение знаний о союзах и частицах.

Учитель

- Запишите в тетрадь "Союзы и частицы".

- Нужно поговорить и о них. Что вы знаете о союзах?

(Ответы детей)

- Союзы служат для связи слов в предложении.

Учитель

- В чем тогда различие между предлогом и союзом?

(Ответы детей)

- Предлог связан с существительным и местоимением, а союз связывает любые члены предложения.

- Союзы И, А, НО соединяют однородные члены предложения, а предлоги нет.

Учитель

- Молодцы!

- А сейчас прочитайте рассказ о предлоге и союзе и расскажите, все ли отличия мы назвали?

(На партах лежат отпечатанные тексты.)

Предлог и союз очень дружны. Для того чтобы дружить, нужно иметь много общего. А значит, вместе служить другим частям речи. Но чтобы не скучать вместе, надо иметь и различия. Жизнь этих слов достаточно разнообразна: предлог помогает то существительному, то числительному, то местоимению. Союз связывает то однородные члены предложения, то части предложения. С тех пор как люди научились говорить и писать, союзы и предлоги помогают им в этом.

(Ответы детей)

- Мы не назвали, что предлог помогает числительному.

Например, погнаться за двумя зайцами.

Учитель

- Какие вы внимательные! С числительными вы познакомитесь в 5 классе.

5. Работа с учебником.

Учитель

- А сейчас работа с учебником. Откроем книги на стр. 225.Найдем упр. 527

- Задание будет следующее: списать стихотворение, найти в тексте и подчеркнуть служебные части речи, если таковы есть, а также найти слова на изученные правила и подчеркнуть орфограмму и последнее задание цифра 3 - разобрать слово как часть речи.

6. Физминутка.

Учитель

- Внимание! Новое задание. Вы говорили, что союзы соединяют однородные члены предложения.

- Напомните, что вы знаете про это.

(Ответы детей)

- Перед союзами А и НО ставиться запятая, а перед союзом И не ставиться

Учитель

- Составьте предложение с однородными членами предложения

- Разобрать по членам предложения.

- Составить схему предложения

(У доски работает один человек)

Учитель

- Сегодня мы с вами говорим только о трех союзах. А знакомство с остальными союзами и их работой у вас впереди.

- Я предлагаю вернуться к нашим гостям.

7. Обобщение знаний о частицах.

- Давайте вспомним все о частицах.

(Ответы детей)

- Частицы не являются членами предложения.

- Частица ДА - утверждает, а частица НЕТ - отрицает.

- Частица НЕ всегда дружит с другими частями речи.

- НЕ с глаголами пишется отдельно

Учитель

- Приведите примеры.

(Ответы детей)

- Нет, я не буду решать задачу.

- Да, вы правильно написали.

Учитель

- Запишите в тетрадь свои примеры.

- А что еще знаете про частицы?

(Ответы детей)

- Частица БЫ тоже служит глаголу. Например, съел бы, прочитал бы.

- Частицы могут придавать разные оттенки значениям. Например, покажите вот эту книгу. Частицей ВОТ мы указали, что хотим именно эту книгу.

Учитель

- Замечательно! Я вам предлагаю прочитать на доске устойчивые обороты и найти в них наших гостей: предлоги, частицы, и союзы

На доске

  • Пусть пыль в глаза.
  • С глазу на глаз.
  • Глаз не спускать.

(Ответы детей)

- В этих выражениях нет союзов.

Пустить пыль в глаза. В этом выражении предлог В.

Учитель

- А как вы понимаете это выражение?

- Что вы можете рассказать про остальные устойчивые обороты?

( Ответы детей)

- С глазу на глаз. В этом предложении два предлога С и НА

Учитель

- Как вы понимаете это выражение?

(Ответы детей)

- Значит, нужно поговорить наедине. Один на один без посторонних.

Учитель

- И последнее.

(Ответы детей)

- Глаз не спускать. В этом выражении есть частица НЕ.

Учитель.

- Как вы понимаете это выражение?

(Ответы Детей)

- Это значит внимательно смотреть, следить за кем-то.

Учитель

- Молодцы! Наши гости подготовили загадки для вас .

Попробуем их отгадать?

1.

Встречаюсь вам почти на всех страницах,
Могу оттенки придавать значеньям,
Могут усилить их без напряженья,
Могу помочь я форм образованью,
Когда глагол на службу призовет,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Все то, что кто-нибудь произнесет. (Частица)

2.

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает. (Союз)

3.

Он не станет членом предложения,
Всегда свободен, хоть стоит в строю.
Объединять и связывать способен,
Незаменим и помнит роль свою. (Предлог)

8. Итог урока.

Учитель

- У меня для вас последнее задание.

- Как вы понимаете выражение: МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ?

(Ответы детей)

- Бывает и небольшая вещь, но очень нужная.

Учитель

- Посмотрите на союзы, предлоги, частицы.

- Какой можно сделать вывод ?

(Ответы детей)

- Малы предлоги, союзы, частицы, но они очень нам нужны.

Учитель

- Вы сегодня очень хорошо работали на уроке.

- Давайте подведем итог нашего урока.

- Что мы знаем о предлогах, союзах, частицах?

(Ответы детей)

- Частицы, предлоги, союзы не являются членами предложения.

- Они помогают связывать слова в предложении.

- все они служебные части речи.

9. Тест.

В конце урока проводиться тест.

(С результатами теста ознакомить на следующем уроке.)

В конце урока лучшие ученики награждаются медалями.

10. Рефлексия.

(На доске прикреплен рисунок дерева)

- Если вам понравился урок, вы считаете, что он прошел плодотворно с пользой для вас, вы прикрепляете на дерево яблоко.

- Если вам на уроке, что-то не понравилось, вы испытывали затруднения при выполнении заданий, то прикрепляете голубой цветок.

- Если вам на уроке было скучно, не интересно, то прикрепите желтый цветок.

- Я очень рада, что на нашем дереве успеха появилось так много плодов - значит, сегодняшний урок прошел с пользой для вас.

- Ребята, а какое самое интересное задание на ваш взгляд было на уроке?

- А какое самое легкое задание?

- Какое самое трудное по вашему мнению было задание?

- Я вас всех благодарю за работу на уроке!

- До свидания!