Цель урока:
- обобщить знания учащихся о предлогах, частицах и союзах;
- развитие логического мышления, воображения, самостоятельности;
- расширять словарный запас слов;
- прививать любовь к русскому языку.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- тест;
- презентация к уроку (Приложение№1)
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель
- К нам на урок пришли гости, наши учителя. Поприветствуйте их кивком головы.
2. Сообщение темы урока.
Мы начнем сейчас урок с этих строк.
Вы на строчки посмотрите,
Что заметили - скажите.
Слайд №1
к, на, по, через, около, над, из, в
и, а, но. Если, зато, да
не, ни, ли, бы, то, же, да, нет
(Ответы детей)
- На первой строчке написаны предлоги.
- На второй - союзы, а на третьей - частицы.
- Эти слова не являются членами предложения.
Учитель.
- Молодцы! Сегодня к нам в гости на урок пришли предлоги, союзы, частицы.
Они хотели узнать, хорошо ли вы их знаете?
Как и полагается гостям они пришли с подарками. Для вас они принесли сундучок, в котором находятся медали для тех ребят, которые будут правильно отвечать на уроке.
- Итак, мы будем говорить об этих частях речи.
- А для чего они нужны?
(Ответы детей)
- Для связи слов в предложении.
- Они служат другим частям речи.
Учитель.
- Да, это служебные части речи. И они очень хорошо выполняют свою службу.
- Что вы еще знаете?
(Ответы детей)
- Мы учили, что предлоги помогают существительным, прилагательным и местоимениям вступать в отношения с другими словами.
- Существительные, прилагательные и местоимения захотели, чтобы их отношения с другими словами стали разнообразнее, поэтому согласились взять к себе на службу предлоги.
Учитель
- Как хорошо, что вы это запомнили. У нас с вами каждая часть речи записана на своей строчке. И мы можем все наши знания об этих частях речи разложить по полочкам
3. Обобщение знаний о предлогах.
- Запишите себе в тетрадь почетных гостей сегодняшнего урока.
- На первой строке запишите- предлоги.
- Давайте вспомним все, что мы знаем о предлогах.
(Ответы детей)
- Предлог служит для связи слов в предложении.
- Предлоги нужно отличать от приставок. Приставки пишутся слитно со словами, а предлоги- отдельно, так как это самостоятельные слова.
Учитель
- Приведите примеры.
- Очень хорошо. Вы придумали очень интересные словосочетания. Запишите в тетрадь примеры, которые вы придумали.
(Один ученик записывает свои словосочетания на доске)
- А что еще вы можете рассказать о предлогах?
(Ответы детей)
- По предлогу можно определить падеж. Например, предлоги К, ПО- это предлоги дательного падежа.
Учитель.
- Какие вы молодцы, столько всего знаете.
- А знаете ли вы, что предлоги, которые состоят из одной буквы - В,С,К -или те, которые оканчиваются согласной, могут изменяться?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выберем и вставим предлоги в словосочетания.
(Слайд № 2)
- Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос. Могут ли изменяться предлоги состоящие из одной согласной буквы или те, которые оканчиваются на согласную?
(Ответы детей)
(Слайд №3)
Учитель
- Ребята, что вы можете рассказать про предлоги и местоимения?
(Слайд № 4)
(Ответы детей)
- Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
- В начале местоимений ЕГО, ЕМУ, ИМ, ЕЙ и других, которые начинаются с гласного, после предлогов добавляется буква Н, например, у него, у них, к нему.
Учитель
- Придумайте свое предложение с такими местоимениями.
(Ответы детей)
Учитель
- Сколько сегодня мы с вами рассказали про предлоги. А что для вас было новым?
(Ответы детей)
- Мы узнали, что предлоги, которые состоят из одной согласной буквы или оканчиваются на согласную. Могут изменяться.
Учитель
- Замечательно. Давайте мы сейчас вернемся к остальным гостям.
- Кого вы оставили без внимания?
(Ответы детей)
- Союзы и частицы.
4. Обобщение знаний о союзах и частицах.
Учитель
- Запишите в тетрадь "Союзы и частицы".
- Нужно поговорить и о них. Что вы знаете о союзах?
(Ответы детей)
- Союзы служат для связи слов в предложении.
Учитель
- В чем тогда различие между предлогом и союзом?
(Ответы детей)
- Предлог связан с существительным и местоимением, а союз связывает любые члены предложения.
- Союзы И, А, НО соединяют однородные члены предложения, а предлоги нет.
Учитель
- Молодцы!
- А сейчас прочитайте рассказ о предлоге и союзе и расскажите, все ли отличия мы назвали?
(На партах лежат отпечатанные тексты.)
Предлог и союз очень дружны. Для того чтобы дружить, нужно иметь много общего. А значит, вместе служить другим частям речи. Но чтобы не скучать вместе, надо иметь и различия. Жизнь этих слов достаточно разнообразна: предлог помогает то существительному, то числительному, то местоимению. Союз связывает то однородные члены предложения, то части предложения. С тех пор как люди научились говорить и писать, союзы и предлоги помогают им в этом.
(Ответы детей)
- Мы не назвали, что предлог помогает числительному.
Например, погнаться за двумя зайцами.
Учитель
- Какие вы внимательные! С числительными вы познакомитесь в 5 классе.
5. Работа с учебником.
Учитель
- А сейчас работа с учебником. Откроем книги на стр. 225.Найдем упр. 527
- Задание будет следующее: списать стихотворение, найти в тексте и подчеркнуть служебные части речи, если таковы есть, а также найти слова на изученные правила и подчеркнуть орфограмму и последнее задание цифра 3 - разобрать слово как часть речи.
6. Физминутка.
Учитель
- Внимание! Новое задание. Вы говорили, что союзы соединяют однородные члены предложения.
- Напомните, что вы знаете про это.
(Ответы детей)
- Перед союзами А и НО ставиться запятая, а перед союзом И не ставиться
Учитель
- Составьте предложение с однородными членами предложения
- Разобрать по членам предложения.
- Составить схему предложения
(У доски работает один человек)
Учитель
- Сегодня мы с вами говорим только о трех союзах. А знакомство с остальными союзами и их работой у вас впереди.
- Я предлагаю вернуться к нашим гостям.
7. Обобщение знаний о частицах.
- Давайте вспомним все о частицах.
(Ответы детей)
- Частицы не являются членами предложения.
- Частица ДА - утверждает, а частица НЕТ - отрицает.
- Частица НЕ всегда дружит с другими частями речи.
- НЕ с глаголами пишется отдельно
Учитель
- Приведите примеры.
(Ответы детей)
- Нет, я не буду решать задачу.
- Да, вы правильно написали.
Учитель
- Запишите в тетрадь свои примеры.
- А что еще знаете про частицы?
(Ответы детей)
- Частица БЫ тоже служит глаголу. Например, съел бы, прочитал бы.
- Частицы могут придавать разные оттенки значениям. Например, покажите вот эту книгу. Частицей ВОТ мы указали, что хотим именно эту книгу.
Учитель
- Замечательно! Я вам предлагаю прочитать на доске устойчивые обороты и найти в них наших гостей: предлоги, частицы, и союзы
На доске
- Пусть пыль в глаза.
- С глазу на глаз.
- Глаз не спускать.
(Ответы детей)
- В этих выражениях нет союзов.
Пустить пыль в глаза. В этом выражении предлог В.
Учитель
- А как вы понимаете это выражение?
- Что вы можете рассказать про остальные устойчивые обороты?
( Ответы детей)
- С глазу на глаз. В этом предложении два предлога С и НА
Учитель
- Как вы понимаете это выражение?
(Ответы детей)
- Значит, нужно поговорить наедине. Один на один без посторонних.
Учитель
- И последнее.
(Ответы детей)
- Глаз не спускать. В этом выражении есть частица НЕ.
Учитель.
- Как вы понимаете это выражение?
(Ответы Детей)
- Это значит внимательно смотреть, следить за кем-то.
Учитель
- Молодцы! Наши гости подготовили загадки для вас .
Попробуем их отгадать?
1.
Встречаюсь вам почти на всех страницах,
Могу оттенки придавать значеньям,
Могут усилить их без напряженья,
Могу помочь я форм образованью,
Когда глагол на службу призовет,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Все то, что кто-нибудь произнесет. (Частица)
2.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает. (Союз)
3.
Он не станет членом предложения,
Всегда свободен, хоть стоит в строю.
Объединять и связывать способен,
Незаменим и помнит роль свою. (Предлог)
8. Итог урока.
Учитель
- У меня для вас последнее задание.
- Как вы понимаете выражение: МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ?
(Ответы детей)
- Бывает и небольшая вещь, но очень нужная.
Учитель
- Посмотрите на союзы, предлоги, частицы.
- Какой можно сделать вывод ?
(Ответы детей)
- Малы предлоги, союзы, частицы, но они очень нам нужны.
Учитель
- Вы сегодня очень хорошо работали на уроке.
- Давайте подведем итог нашего урока.
- Что мы знаем о предлогах, союзах, частицах?
(Ответы детей)
- Частицы, предлоги, союзы не являются членами предложения.
- Они помогают связывать слова в предложении.
- все они служебные части речи.
9. Тест.
В конце урока проводиться тест.
(С результатами теста ознакомить на следующем уроке.)
В конце урока лучшие ученики награждаются медалями.
10. Рефлексия.
(На доске прикреплен рисунок дерева)
- Если вам понравился урок, вы считаете, что он прошел плодотворно с пользой для вас, вы прикрепляете на дерево яблоко.
- Если вам на уроке, что-то не понравилось, вы испытывали затруднения при выполнении заданий, то прикрепляете голубой цветок.
- Если вам на уроке было скучно, не интересно, то прикрепите желтый цветок.
- Я очень рада, что на нашем дереве успеха появилось так много плодов - значит, сегодняшний урок прошел с пользой для вас.
- Ребята, а какое самое интересное задание на ваш взгляд было на уроке?
- А какое самое легкое задание?
- Какое самое трудное по вашему мнению было задание?
- Я вас всех благодарю за работу на уроке!
- До свидания!