Программное содержание:
- Познакомить детей с тайгой и зоной лесов. Освоить действия использования модели, отражающие взаимосвязь растений, животных и условий жизни в природной зоне (на примере леса).
- Закрепить знания об осенних явлениях в живой природе. Активизировать умственную и речевую деятельность детей (умение образовывать новые слова. Подбирать слова-определения, образовывать уменьшительно-ласкательные слова).
- Воспитывать бережное отношение к всему живому.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.
- Активизация словаря:
Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, хмурень, багряная, шуршат, улетают, курлыкают и т.д. - Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций "Времена года", чтение стихов произведений об осени.
- Знакомство с народным календарём, приметами, загадывание загадок.
- Материал:
Картинки-схемы, модель, звукозапись, иллюстрации, мяч, проектор, ноутбук, доска, листочки.
Ход занятия
1. Организационный момент (2 мин.)
- Что за чудо-чудеса!
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умелые руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
- Говорят. Что сказочные герои любят путешествовать .
Так ли это?
- Назовите таких героев?
(лягушка-путешественница, баба-яга, кот в сапогах)
Вам нравиться путешествовать?
Сегодня мы с вами отправимся в путь.
Прежде чем мы с вами отправимся в путь.
- Скажите, какое сейчас время года? (осень)
- Назовите осенние месяцы?
- Как можно по другому назвать МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ по народному календарю.
СЕНТЯБРЬ - листопадник, листобой.
- Вспомните приметы сентября.
- В сентябре лист на дереве не держится.
- В сентябре шуба за кафтаном тянется.
- Сентябрь - птиц в дорогу собирает.
- В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.
ОКТЯБРЬ - хмурень, грязник.
- Вспомните приметы октября.
- Октябрьский гром- зима снежная.
- В октябре птицы летят низко к ранней зиме.
НОЯБРЬ - ледовый кузнец, полузимник.
- Вспомните приметы ноября.
- В ноябре снегу надует - хлеба прибудет.
- В ноябре рассвет с сумерками встречается.
(на экране появляется белочка расстроенная)
- Ребята белочку унесли из родного дома, а чтобы вернуться домой, много ли там света, тепла, воды, богата ли почва.
- А у меня есть подсказки- схемы, которые помогут вам найти ответы.
(садимся за столы, на доске схемы)
2. Выполнение работы детьми за столами (10 мин)
- Белочка не знает, какая у неё почва, но деревьев и кустов много, трава растет, густая, сочная, на зиму запасает орехи, ягоды.
- Значит почва, какая? Сухая или плодородная.
Давайте договоримся если богатая почва то обозначим значком МНОГО, ДОСТАТОЧНО меньше значок, МАЛО ещё меньше значок.
- Почва богатая (много) (выставляю значок)
- Летом у неё жарко, а зимой холодно, все звери и птицы приспособились к этому, кто в теплые края улетают, кто в спячку впадает, кто на запасах живёт.
Так, что тепла у неё не много и не мало, а ДОСТАТОЧНО (выставляю значок).
- Летом светло, дни длинные, а ночи короткие, а зимой наоборот, ночь длиннее дня, но света всем хватает и растениям и животным, тепла ДОСТАТОЧНО. (выставляю значок)
- Воды тоже всем хватает, осенью. Дождей много, есть сухие места пригорки, поляны .
- Значит воды не мало и не много, а ДОСТАТОЧНО
- Я думаю, что мы справились с заданием помогли рассказать о том где живёт белочка.
- А вы догадались, (в лесу)
- А дом её как называется? дупло.
Посмотрите, что у нас получилось.
Каким цветом обозначим лес, (зелёным)
ЛЕС - ЗЕЛЁНЫЙ НАРЯД НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ.
Выкладывание модели.
В лесу света достаточно, тепла достаточно, почва, богатая плодородная, воды достаточно.
А теперь, вы постройте каждый свою модель на столах. (дети строят)
3. ФИЗМИНУТКА (3 мин)
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Локти согнули, кистями встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем крылья мы сложим назад.
- Ребята, вот мы и вернули белочку домой в лес (показ иллюстраций)
- В благодарность она хочет поиграть с вами в игры:
4.1 игра " ПОДБЕРИ СЛОВО" (мяч) (3 мин)
- Лист - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
- Дождь - моросит, льёт, идёт, капает.
- Ветер - дует, воет, завывает.
- Птицы - улетают, перелетают, поют. и т.д.
5.2 игра " Назовите ласково"(2 мин)
Слово ЛЕС - лесок, лесочек.
Как называется ягоды, растущие в лесу? (лесные)
- Какие ягоды растут у нас на севере? (голубика, черника, брусника, клюква, и т.д.)
- Кто ухаживает за лесом? (лесник)
- Как называется мелкие деревца, растущие под большими деревьями? (подлесок)
А сейчас отвечают только мальчики
6.3 игра "Что делает лес?" (3 мин)
Растёт, шумит, горит, умирает, живёт, дышит, радует, очищает воздух.
А сейчас отвечают девочки
Лес, какой?
- Большой, огромный, густой, дремучий, осенний, красивый.
- Что даёт лес животным и птицам? (даёт жилище, корм)
(Показ слайдов леса)
7.4 игра " Что лишнее? " (5-6 мин)
Слайды животные, грибы, деревья, ягоды.
ЗАЧЕМ ЛЮДИ ХОДЯТ В ЛЕС (показ слайдов).
(дышать свежим воздухом, собирать грибы, отдыхать, собирать лекарственные травы, и т.д.)
Вот и закончилось наше путешествие в воображаемый лес. Во время путешествия, что полезного сделала?
- Кому помогли?
- С помощью чего?
Итог:
- Лес - наше богатство.
- Лес - наш друг он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай.
- Лес - кладовая. Бесплатно дающая орехи, ягоды, грибы, рыбу.
- Лес - зелёный наряд нашей планеты.