Цель: сохранение и укрепление психофизиологического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
2) создание положительного эмоционального состояния;
3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласованности движений собственного тела;
4) облегчение состояния тревожности;
5) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
Участники: младшие школьники
Оборудование: магнитофон с записью релакс-музыки, телевизор, ноутбук для показа презентации, аромасвечи, буквы, воздушные шары с лицами (грустное, веселое, спокойное), магниты, игрушки-человечки, карточки для схемы, оборудование сенсорной комнаты.
Содержание занятия
1. Приветствие
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии. Мы сегодня отправимся в волшебный лес. Хотите? Но сначала оценим своё состояние, свои чувства и настроение. У каждого человека бывает разное настроение. Давайте посмотрим, какое настроение бывает. (Показ презентации "Наши эмоции" [3]. Дети отвечают и определяют настроение других детей по презентации.)
- Сегодня настроение у меня изображено на воздушных шариках. Выберите то настроение, какое у вас сейчас. (Дети определяют собственное настроение).
2. Погружение в атмосферу сенсорной комнаты
Психолог: Итак, сегодня мы отправляемся в лес, но не в обычный, а сказочный. Жители этого сказочного леса просят вас о помощи. Необходимо им помочь разгадать загадку и расколдовать жителей. Будут на нашем пути различные препятствия и, преодолевая каждое из них, вы будете получать буквы, из которых нужно сложить слово - загадку.
Психолог: Ну что отправляемся в сказку. Закройте глаза и представьте себе, что находимся мы с вами на прекрасной зелёной полянке, светит яркое солнышко, поют звонкие песни птицы и перед нами настоящий ковёр-самолёт. Мы садимся на ковёр-самолёт, и он нас переносит в сказочную страну и приближаемся мы к волшебному лесу. Открывайте глаза и смотрите мы с вами в волшебном лесу.
3. Психогимнастика
В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растёт трава, а мох. Покажите, какая низкая трава, а мох ещё ниже.
(Дети показывают движениями высоту деревьев, кустарников, травы.)
4. Сенсорная тропа [1]
Психолог: Давайте сейчас пройдём на прогулку в волшебный лес по волшебной тропинке. Тропинка узкая и идти нужно очень осторожно. Идите по тропинке и назовите, кто живёт в лесу? А какие деревья растут в лесу?
(Дети проходят по сенсорной тропинке и называют диких животных, названия деревьев).
Психолог: Давайте посмотрим, какая буква? И первая буква загадки - это буква О.
5. Сухой душ.
Психолог: Вот мы с вами в волшебном лесу. Ветви деревьев ласково склонились, они гладкие, шелковистые, приятные на ощупь. Давайте пройдём сквозь ветви. А как мы пройдём? В лесу дует ветер, он раскачивает деревья, деревья раскачиваются сильнее и сильнее, проходить сквозь них становится всё сложнее. Но мы проходим, нам помогают наши лучшие качества и умения. Встаньте под дерево и скажите о своих лучших качествах. И мы получаем вторую букву - З. (На этом этапе дети проходят через сухой душ.)
Психолог: Ну что же, давайте прикрепим найденные буквы на магнитную доску. Можем ли сразу отгадать, что за слово здесь? Оправляемся дальше в наше путешествие.
6. Кривое зеркало
Психолог: Посмотрите, кто-то обронил зеркало. Ребята, а что в нём не так? Да оно кривое. А из какого королевства? Да из королевства кривых зеркал и оно умеет забирать всё плохое, печальное, злое. Покажите самое ужасное настроение на лице и пусть этот ужас зеркало возьмёт себе. Что вы чувствуете сейчас? (Дети изображают негативные эмоции перед кривым зеркалом.) Смотрите ещё одна буква - Д.
7. Водопад
Психолог: А сейчас нам надо отдохнуть, смотрите водопад. Присаживайтесь и послушайте шум стекающей воды, пение птиц. Закройте глаза и представьте, что вы оказались у водопада. Представьте водопад, войдите в него, побрызгайтесь, почувствуйте, как вода водопада проходит сквозь вас и уносит всё плохое и ненужное. (Дети садятся у звуковой картины водопада и представляют водопад.)
Психолог: Кому удалось представить водопад? Что вы видели? Смогли ли почувствовать воду? Смотрите ещё одна буква - О.
8. Пузырьковая колонна
Психолог: Давайте пойдём дальше. Ребята, смотрите какой необычный фонтан с пузырьками. Назовите, на что это больше походит?
- Поймайте взглядом пузырёк и проследите за ним.
- Прикоснитесь к колонне и скажите. Что вы чувствуете?
- Покажите огонь, спокойную воду, камень, траву. (Дети прикасаются к пузырьковой пирамиде, изображают разные природные стихии.) Получите букву - Р.
9. Сухой бассейн [2]
Психолог: Ну что, пойдём дальше. Видите, какое здесь озеро, наверняка там кто-то живёт, давайте поищем. (Дети подходят к сухому бассейну и руками ищут человечков). Молодцы! Вот и жители нашего волшебного леса. Опишите их. В благодарность за своё спасение они дают нам последние буквы - Е, Ь, В.
10. Подведение итогов
Психолог: Берите все буквы и отгадывайте слово (ЗДОРОВЬЕ)
- Скажите, ребята, а что такое здоровье? Когда человек здоров?
У меня на доске есть слова, характеризующие здорового человека. Можете взять необходимое, и составить схему. (На доске слова и словосочетания: хорошее самочувствие, радость, счастье, спокойствие, и т.д.) Подведите итог: что значит быть здоровым человеком? (Дети называют, каким является здоровый человек.)
- Вам понравилось наше путешествие сегодня?
Давайте сейчас вдохнём запах волшебного леса, и будем вспоминать о нашем путешествии в самых трудных ситуациях, и он обязательно нам поможет справиться с ней. Скажите какие запахи вы ощущаете в этом лесу? (Дети вдыхают аромат аромасвечей.) А сейчас возвращаемся в нашу комнату.
11. Рефлексия
Психолог: В начале нашего занятия я вам предлагала определить своё настроение. И сейчас вам нужно снова это сделать после нашего путешествия на воздушных шариках. Выберите своё настроение и возьмите на память. (Дети определяют своё настроение.)
Психолог: Скажите, что вам сегодня понравилось больше всего? Что мы сегодня сделали в сенсорной комнате для своего здоровья? (Дети отвечают.)
Список информационных ресурсов.
1. Сенсорная тропа - тропа здоровья: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Т.А. Алексеева, А.Л. Баева, Л.Б. Баряева и др. - СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена, 2008г.
2. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Л.Б. Баряева, Н.Г. Величко, Е.А. Вершинина и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008г.
3. Презентация к занятию Вавенкова С.М. www.proshkolu.ru/org/103-630/file/397295