Урок русского языка. Тема: "Образование слов с помощью приставки и суффикса"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Вид урока: урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков.

Цель урока: показать закономерность образования слов с помощью приставки и суффикса.

Представление о результатах:

Предметные результаты:

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
  • анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова;
  • писать предлоги раздельно с другими словами;
  • различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами.

Метапредметные результаты:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (схема);
  • самостоятельно формулировать тему урока;
  • ориентироваться в учебнике.

Личностные результаты:

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Оборудование: учебник " Русский язык", 2 класс (часть3), сост.В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова.

Этапы Цель этапа Деятельность педагога Деятельность ученика Результаты
Организационный момент Организация направленного внимания на начало урока. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. Приветствуют учителя, готовятся к занятию. Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.
Актуализация знаний.

(подготовка к восприятию)

Актуализировать знания. Откройте содержание учебника

Назовите тему нашего предыдущего урока.

Какая следующая тема?

 

Сколько страниц отводится на изучение этой темы?

Как вы думаете, сколько уроков отводится на изучение этой темы?

На какой странице откроем учебник?

Скажите, при помощи чего вы уже умеете образовывать слова?

Какая часть слова называется приставкой?

А ещё при помощи чего?

Какая часть слова называется суффиксом?

Что объединяет эти части слова?

Так что же нового будем изучать на уроке?

часть 3

Состав слова.

Образование слов с помощью приставки суффикса.

5 страниц

2 урока

Стр.83

при помощи приставки

 

суффикса

 

Они служат для образования новых слов.

Воспроизведение информации, изученной ранее.
Постановка цели урока. Сформулировать представление о том, что они узнают и чему научатся. Сформулируйте тему нашего урока. Высказывают предположения.

Проследить, как образуются новые слова с помощью приставки и суффикса.

Определяют тему.
Первичное восприятие и усвоение теоретического материала. На практике обнаружить смысл использования приставки в новом слове. Начнём работу с отрывка из стихотворения Марины Дружининой.

Переверните страничку.

Прочитайте стихотворение.

Объясните, почему именно так называется первый весенний цветок.

Подснежник ещё под снегом трогается в рост, начинает расти. Он пускает свои цепкие корни в мёрзлую землю и тянется к свету.

В наших лесах растет лесной подснежник.

Как, по-другому называют лесной подснежник?

Являются ли выделенные слова родственными?

Почему?

 

 

С помощью какого суффикса образовалось слово подснежник?

Что обозначает суффикс - ник?

 

 

Выпиши родственные слова столбиком, так, чтобы корни строго были один под другим.

Для этого откройте тетради и запишите число.

Запишем родственные слова.

Где начнем писать второе слово?

Вернемся на страницу 83.

Почему слово сразу выделено?

Что значит сразу?

То есть к основе одновременно прикрепляются приставка и суффикс.

Кто может расшифровать запись волшебницы?

Поставим палец на цифру один.

1. Слово лишается окончания и остается основа. Какое слово лишается окончания? Где его взяли?

2.К основе прикрепляется приставка и суффикс.

Основа разрастается?

Какие части слова входят в основу?

Почему окончание не входит в основу?

Для чего служит окончание?

Что называется основой?

Кто сможет разобрать слово подснежник по составу?

Корни то разные? Почему?

 

 

 

Стр.84

Читают стихотворение в учебнике.

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

Ветреница

Да, являются

У этих слов есть общая часть, которая является общей по смыслу и написанию.

Суффикса - ник

Не только людей мужского пола, но и предметы мужского рода.

 

 

Записывают число и называют орфограммы.

Подснежник

снег

стр. 83 читают текст учебника.

Надо обратить внимание на это слово.

Значит одновременно.

 

 

Работа с правилом в учебнике.

Слово, от которого образовалось новое слово.

 

 

Да разрастается

Корень, приставка и суффикс.

Потому что изменяемая часть слова.

Для связи слов в предложении.

Разбирают слова по составу.

Происходит чередование согласных в корнях слов.

Осознанное усвоение понятий.
Рефлексия деятельности Подведение итога этапа. При помощи, каких частей образуются новые слова?

Ещё?

При помощи приставки, суффикса.

При помощи приставки и суффикса сразу.

 
Применение теоретических знаний Формирование способа деятельности Выполним упр.93. стр.84

Прочитайте задание.

Кто может объяснить, как образовалось слово намордник?

 

 

2 и 3 слово у доски

Слово намордник образовалось от слова морда, выполняем первую операцию: лишаем его окончания - осталась основа морд-.

Выполняем вторую операцию: прикрепляем приставку -на и суффикс -ник.

Выполняют упражнение в тетради.

морда -> морд

на + морд +ник + := намордник

Делают выводы, анализируют слова.
Групповая работа   Прочитайте задание к упражнению 94. Чтобы урок был интереснее, я решила разнообразить задание.

Задание по группам. Группы по рядам. У меня на доске прикреплены карточки. Каждой группе нужно выйти к доске и показать на карточках, как образовалось новое слово.

Обучающиеся все выходят к доске по группам и выполняют задание.

1 группа: без, дело, дел, дель, ник, безлельник.

2 группа:

На, конеч, конец, ник, наконечник.

3 группа: по,границ, граница, гранич, пограничник. ник.

Проверка выполненной работы.

Делают выводы, анализируют слова.
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Обратить внимание детей на то, что слова в русском языке продолжают образовываются. Упр. 95, с.85

С каким словарем будем работать?

Почему он так называется?

В какой части учебника находится словарь?

Здесь вы видите имена известных литературных героев. Которые придумал Николай Носов.

Прочитайте их.

Объясните, от каких слов образовались данные слова?

Найдите это слово в толковом словаре.

Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно записать слова?

Образец: Знайка - знать.

Выполняют упражнение самостоятельно.

Способность применять полученные знания
Рефлексия деятельности Сформулировать личную ответственность за результат своего труда. А сейчас я узнаю, кто из вас понял, с помощью чего образуются слова?

Я буду называть слова, если слово образовалось с помощью приставки, то показываем руками дом, если с помощью приставки, то =.

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Что получилось?

Что нового узнали?

Поход

Садик

Перелет

Школьник

Ежиха

Отличник

Запись домашнего задания.

Сформировано представление о том, как образуются новые слова при помощи приставки и суффикса.