ЦЕЛЬ: Развитие основных коммуникативных умений, которые ему пригодятся в реальном общении.
ЗАДАЧИ:
- Снятие психоэмоционального напряжения;
- Создание позитивного фона работы в группе;
- Оптимизации готовности к общению.
- Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к людям.
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
- Способствовать социально-нравственному развитию.
- Способствовать сплоченности действий и возникновению чувства общности.
- Учить контролировать свое поведение в общении с другими людьми.
Литература:
- Журнал "Ребенок в детском саду" № 4-03г., № 4-02г.
- Журнал "Обруч" № 5-01г.
- Журнал "Дошкольное воспитание" № 5-02г., № 9-03г.
- Газета "Дошкольное образование" № 39-40, 45-46 2000г.; № 4-2001г.
- "Азбука общения" Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успешность ребенка в общении со сверстниками - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.
Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и взаимодействующих друг с другом.
С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная проблема - проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях. Исследования М.И.Лисиной и других показывают, что характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.
Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Коррекционные игры, этюды, психогимнастики, используемых на занятиях, подобраны из периодических изданий по дошкольному воспитанию и программы "Азбука общения" Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.
Предлагаемая разработка учит взаимодействовать со сверстниками не только при условии отсутствия конкурентных отношений, но и в условиях конкуренции, возникающей в естественном игровом взаимодействии в любом детском коллективе.
Общая цель программы: Развитие основных коммуникативных умений, которые пригодятся ребенку в реальном общении.
Данный вариант разработки предполагает работу в течении 6 месяцев в группах по 5-7 человек один раз в неделю, продолжительность каждого занятия - 25 мин.
Структура занятий включает игры и игровые упражнения призванные снять психоэмоциональное напряжение, сформировать позитивное отношение к ситуации игрового взаимодействия со сверстниками.
В результате дети овладевают способностью самостоятельно бесконфликтно взаимодействовать в игре со сверстниками. Умению договариваться между собой с поиском компромиссного решения, согласовывать свои действия с действиями сверстников при достижении игровой цели.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. РАБОТА С ДЕТЬМИ.
ЗАНЯТИЕ №1
ТЕМА: РАДУГА
ЗАДАЧИ:
- Снятие психоэмоционального напряжения;
- Создание позитивного фона работы в группе;
- Оптимизация готовности к обучению.
ПРИЕМЫ:
1. Психологическая игра "Знакомство"
2. Визуализация "Радуга"
А) Тренинг (расслабление, представление)
Б) зарисовка своих чувств
Самоанализ "Поделись своими чувствами".
ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: ВМЕСТЕ ЛЕГЧЕ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ.
ЗАДАЧИ:
- Формировать способность адекватно реагировать на состояние, на настроение окружающих.
- Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к людям.
ПРИЕМЫ:
- Игра-приветствие
- Выполнение заданий на смекалку "Что бы ты сделал если бы...."
- Отгадывание загадок
ЗАНЯТИЕ №3
ТЕМА: ТЫ И ТВОЕ ИМЯ
ЗАДАЧИ:
- Познакомит с правом на имя;
- Научить применять это право в жизни;
- Способствовать социально-нравственному развитию
- Развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения у другим.
ПРИЕМЫ:
- Игра-приветствие "Снежный ком"
- Сказка о кукле Лоло
- Беседа о дразнилках
- игра "Нарисуй свое имя"
ЗАНЯТИЕ №4
ТЕМА: СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
ЗАДАЧИ:
- Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
- Учить имитировать настроение.
ПРИЕМЫ:
- Игра-приветствие "Подари улыбку"
- Беседа по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
- игра "Увидь в товарище хорошее"
- Этюд "Хорошее настроение"
ЗАНЯТИЕ №5
ТЕМА: ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ
ЗАДАЧИ:
- Развитие навыков общения у детей;
- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;
- Способствовать сплочению детского коллектива.
ПРИЕМЫ:
- Приветствие
- Игра "Доброе животное"
- Игра "Дракон кусает свой хвост"
- Игра "узнай по голосу"
- Вопросы для общения
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ №6
ТЕМА: ДРУЗЬЯ
ЗАДАЧИ:
- Формирование доброжелательного отношения;
- Отвлечь ребенка от фиксированности на собственном "Я";
- Обратить внимание на товарищей
ПРИЕМЫ:
- Приветствие
- Игра "Общий круг"
- Игра "Выбери партнера"
- Игра "Волна"
- Игра "передай движение"
- Игра "Передай настроение"
- Прощание
ЗАНЯТИЕ №7
ТЕМА: ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
ЗАДАЧИ:
- Учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
- Способствовать сплоченности действий и возникновению чувства общности.
ПРИЕМЫ:
- приветствие
- Игра "Продолжи движение"
- п\и "Сороконожки"
- Игровое упражнение "Заколдованные друзья"
- Прощание
ЗАНЯТИЕ № 8
ТЕМА: ГНОМЫ
ЗАДАЧИ:
- Развивать навыки общения;
- Воспитание доброжелательных отношений друг к другу.
- Отвлечь внимание от фиксированности на собственном "Я"
ПРИЕМЫ:
- Психологическое упражнение "Общий круг"
- Игра "Передай настроение"
- Игра "Передай движение"
- Игра "Выбери партнеры"
- Игровое упражнение "Зеркало"
- Прощание
ЗАНЯТИЕ № 9
ТЕМА: В ЛЕСУ
ЗАДАЧИ:
- формирование гуманных отношений в группе.
- учить сопереживать другим.
ПРИЕМЫ:
- Приветствие
- Игровое упражнение "Жизнь в лесу"
- Этюд "Заблудившиеся дети"
- Этюд "Обиженный кустик"
- Прощание
ЗАНЯТИЕ № 10
ТЕМА: В КОРОЛЕВСТВЕ
ЗАДАЧИ:
- Учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
- Способствовать сплоченности действий и возникновению чувства общности.
ПРИЕМЫ:
- Приветствие
- Тренинговые упражнения: - "Две страны", "Кто смешнее засмеётся", "Злой дракон"
- прощание
ЗАНЯТИЕ № 11
ТЕМА: В МОРЕ
ЗАДАЧИ:
- Учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
- способствовать сплоченности действий и возникновению чувства общности.
ПРИЕМЫ:
- Приветствие
- Психологическое упражнение "Шторм"
- Тренинговое упражнение "Кто смешнее засмеётся"
- "Обнималки"
- Этюд "Гроза"
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ № 12
ТЕМА: КАК ПОСТУПИТЬ?
ЗАДАЧИ:
- Научить принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях;
- Научить контролировать свое поведение в общении с другими людьми.
ПРИЕМЫ:
- Приветствие
- Сюжетно ролевая игра "Как побороть страх"
- Чтение рассказа С.Афонькина "Как побороть страх?"
- Обсуждение рассказа
- Прощание
ЗАНЯТИЕ № 13
ТЕМА: ИГРЫ С ВИННИ-ПУХОМ
ЗАДАЧИ:
- Развивать эмоции выразительность движений;
- Воспитание доброго, чуткого отношения к сверстникам;
- Формировать умения выслушивать друг друга.
ПРИЕМЫ:
- Приветствие
- Игра "Путанка"
- Игра-имитация "Торт"
- "Изобрази мыльный пузырь"
- Прощание
ЗАНЯТИЕ № 14
ТЕМА: ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ
ЗАДАЧИ:
- Способствовать сплочению детского коллектива;
- Научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
ПРИЕМЫ:
- приветствие
- Игра "Общий круг"
- Тренинговые упражнения: "Волна", "Дыхание"
- Игра "Узнай по голосу"
- Прощание
ЗАНЯТИЕ № 15
ТЕМА: ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА
ЗАДАЧИ:
1. Помочь детям испытывающим затруднения в общении обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
ПРИЕМЫ:
- Приветствие с Мишкой
- Приветствие в кругу
- Игры-инсценировки р.н.сказок отрывков.
- Игра "Хорошее настроение"
- Прощание.
ГЛАВА 2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
В этой главе я хочу описать простые игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться, которые родители могут провести дома индивидуально со своим ребенком или вместе с друзьями. Эти игры я разделила на несколько направлений:
"Я И МОЕ ТЕЛО" - Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.
"Путаница" - задача детей запутаться и распутаться, не отпуская рук.
"Медвежата" - ребенок превратился в маленького медвежонка и лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек - греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. (Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, тот изображает его движения).
"Насос и мяч" Один из участников становится насосом, другие мячи.
Сначала мячи стоят, обмякнув всем телом. Когда насос начинает надувать мячи, сопровождая действия звуком, дети начинают распрямляются, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают силой звук "ш-ш-ш", возвращаясь в исходное положение.
"Походки" Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных или другой вариант- угадать по походке кого хотели изобразить.
- "Я И МОЙ ЯЗЫК"
- "как можно общаться без слов"
- "иностранец"
- "через стекло"
- "изобрази сказку"
Игры направлены на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительности движений.
- "Я И МОИ ЭМОЦИИ"
- Определи настроение
- "Мимическая гимнастика" (изображение настроений - удивление, презрение и т.д.)
- "Рисуем эмоцию пальцами"
- "Я И Я"
- "Кто я?" - дети стараются как можно больше назвать ответов на вопрос.
"Я И ДРУГИЕ"
- "Поводырь"
"Я И МОЯ СЕМЬЯ"
- "Домашний фотоальбом" - придумывание историй про людей на фотографии.