Развитие у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной компетенции

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛЬ: Развитие основных коммуникативных умений, которые ему пригодятся в реальном общении.

ЗАДАЧИ:

  1. Снятие психоэмоционального напряжения;
  2. Создание позитивного фона работы в группе;
  3. Оптимизации готовности к общению.
  4. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к людям.
  5. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
  6. Способствовать социально-нравственному развитию.
  7. Способствовать сплоченности действий и возникновению чувства общности.
  8. Учить контролировать свое поведение в общении с другими людьми.

Литература:

  1. Журнал "Ребенок в детском саду" № 4-03г., № 4-02г.
  2. Журнал "Обруч" № 5-01г.
  3. Журнал "Дошкольное воспитание" № 5-02г., № 9-03г.
  4. Газета "Дошкольное образование" № 39-40, 45-46 2000г.; № 4-2001г.
  5. "Азбука общения" Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Успешность ребенка в общении со сверстниками - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.

Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и взаимодействующих друг с другом.

С самого рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная проблема - проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях. Исследования М.И.Лисиной и других показывают, что характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.

Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Коррекционные игры, этюды, психогимнастики, используемых на занятиях, подобраны из периодических изданий по дошкольному воспитанию и программы "Азбука общения" Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.

Предлагаемая разработка учит взаимодействовать со сверстниками не только при условии отсутствия конкурентных отношений, но и в условиях конкуренции, возникающей в естественном игровом взаимодействии в любом детском коллективе.

Общая цель программы: Развитие основных коммуникативных умений, которые пригодятся ребенку в реальном общении.

Данный вариант разработки предполагает работу в течении 6 месяцев в группах по 5-7 человек один раз в неделю, продолжительность каждого занятия - 25 мин.

Структура занятий включает игры и игровые упражнения призванные снять психоэмоциональное напряжение, сформировать позитивное отношение к ситуации игрового взаимодействия со сверстниками.

В результате дети овладевают способностью самостоятельно бесконфликтно взаимодействовать в игре со сверстниками. Умению договариваться между собой с поиском компромиссного решения, согласовывать свои действия с действиями сверстников при достижении игровой цели.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. РАБОТА С ДЕТЬМИ.

ЗАНЯТИЕ №1

ТЕМА: РАДУГА

ЗАДАЧИ:

  1. Снятие психоэмоционального напряжения;
  2. Создание позитивного фона работы в группе;
  3. Оптимизация готовности к обучению.

ПРИЕМЫ:

1. Психологическая игра "Знакомство"

2. Визуализация "Радуга"

А) Тренинг (расслабление, представление)

Б) зарисовка своих чувств

Самоанализ "Поделись своими чувствами".

ЗАНЯТИЕ №2

ТЕМА: ВМЕСТЕ ЛЕГЧЕ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать способность адекватно реагировать на состояние, на настроение окружающих.
  2. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к людям.

ПРИЕМЫ:

  1. Игра-приветствие
  2. Выполнение заданий на смекалку "Что бы ты сделал если бы...."
  3. Отгадывание загадок

ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: ТЫ И ТВОЕ ИМЯ

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомит с правом на имя;
  2. Научить применять это право в жизни;
  3. Способствовать социально-нравственному развитию
  4. Развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать;
  5. Воспитывать чувство самоуважения и уважения у другим.

ПРИЕМЫ:

  1. Игра-приветствие "Снежный ком"
  2. Сказка о кукле Лоло
  3. Беседа о дразнилках
  4. игра "Нарисуй свое имя"

ЗАНЯТИЕ №4

ТЕМА: СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

ЗАДАЧИ:

  1. Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
  2. Учить имитировать настроение.

ПРИЕМЫ:

  1. Игра-приветствие "Подари улыбку"
  2. Беседа по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
  3. игра "Увидь в товарище хорошее"
  4. Этюд "Хорошее настроение"

ЗАНЯТИЕ №5

ТЕМА: ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие навыков общения у детей;
  2. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;
  3. Способствовать сплочению детского коллектива.

ПРИЕМЫ:

  1. Приветствие
  2. Игра "Доброе животное"
  3. Игра "Дракон кусает свой хвост"
  4. Игра "узнай по голосу"
  5. Вопросы для общения
  6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ №6

ТЕМА: ДРУЗЬЯ

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование доброжелательного отношения;
  2. Отвлечь ребенка от фиксированности на собственном "Я";
  3. Обратить внимание на товарищей

ПРИЕМЫ:

  1. Приветствие
  2. Игра "Общий круг"
  3. Игра "Выбери партнера"
  4. Игра "Волна"
  5. Игра "передай движение"
  6. Игра "Передай настроение"
  7. Прощание

ЗАНЯТИЕ №7

ТЕМА: ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

ЗАДАЧИ:

  1. Учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
  2. Способствовать сплоченности действий и возникновению чувства общности.

ПРИЕМЫ:

  1. приветствие
  2. Игра "Продолжи движение"
  3. п\и "Сороконожки"
  4. Игровое упражнение "Заколдованные друзья"
  5. Прощание

ЗАНЯТИЕ № 8

ТЕМА: ГНОМЫ

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать навыки общения;
  2. Воспитание доброжелательных отношений друг к другу.
  3. Отвлечь внимание от фиксированности на собственном "Я"

ПРИЕМЫ:

  1. Психологическое упражнение "Общий круг"
  2. Игра "Передай настроение"
  3. Игра "Передай движение"
  4. Игра "Выбери партнеры"
  5. Игровое упражнение "Зеркало"
  6. Прощание

ЗАНЯТИЕ № 9

ТЕМА: В ЛЕСУ

ЗАДАЧИ:

  1. формирование гуманных отношений в группе.
  2. учить сопереживать другим.

ПРИЕМЫ:

  1. Приветствие
  2. Игровое упражнение "Жизнь в лесу"
  3. Этюд "Заблудившиеся дети"
  4. Этюд "Обиженный кустик"
  5. Прощание

ЗАНЯТИЕ № 10

ТЕМА: В КОРОЛЕВСТВЕ

ЗАДАЧИ:

  1. Учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
  2. Способствовать сплоченности действий и возникновению чувства общности.

ПРИЕМЫ:

  1. Приветствие
  2. Тренинговые упражнения: - "Две страны", "Кто смешнее засмеётся", "Злой дракон"
  3. прощание

ЗАНЯТИЕ № 11

ТЕМА: В МОРЕ

ЗАДАЧИ:

  1. Учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
  2. способствовать сплоченности действий и возникновению чувства общности.

ПРИЕМЫ:

  1. Приветствие
  2. Психологическое упражнение "Шторм"
  3. Тренинговое упражнение "Кто смешнее засмеётся"
  4. "Обнималки"
  5. Этюд "Гроза"
  6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ № 12

ТЕМА: КАК ПОСТУПИТЬ?

ЗАДАЧИ:

  1. Научить принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях;
  2. Научить контролировать свое поведение в общении с другими людьми.

ПРИЕМЫ:

  1. Приветствие
  2. Сюжетно ролевая игра "Как побороть страх"
  3. Чтение рассказа С.Афонькина "Как побороть страх?"
  4. Обсуждение рассказа
  5. Прощание

ЗАНЯТИЕ № 13

ТЕМА: ИГРЫ С ВИННИ-ПУХОМ

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать эмоции выразительность движений;
  2. Воспитание доброго, чуткого отношения к сверстникам;
  3. Формировать умения выслушивать друг друга.

ПРИЕМЫ:

  1. Приветствие
  2. Игра "Путанка"
  3. Игра-имитация "Торт"
  4. "Изобрази мыльный пузырь"
  5. Прощание

ЗАНЯТИЕ № 14

ТЕМА: ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ

ЗАДАЧИ:

  1. Способствовать сплочению детского коллектива;
  2. Научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

ПРИЕМЫ:

  1. приветствие
  2. Игра "Общий круг"
  3. Тренинговые упражнения: "Волна", "Дыхание"
  4. Игра "Узнай по голосу"
  5. Прощание

ЗАНЯТИЕ № 15

ТЕМА: ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

ЗАДАЧИ:

1. Помочь детям испытывающим затруднения в общении обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

ПРИЕМЫ:

  1. Приветствие с Мишкой
  2. Приветствие в кругу
  3. Игры-инсценировки р.н.сказок отрывков.
  4. Игра "Хорошее настроение"
  5. Прощание.

ГЛАВА 2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

В этой главе я хочу описать простые игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться, которые родители могут провести дома индивидуально со своим ребенком или вместе с друзьями. Эти игры я разделила на несколько направлений:

"Я И МОЕ ТЕЛО" - Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.

"Путаница" - задача детей запутаться и распутаться, не отпуская рук.

"Медвежата" - ребенок превратился в маленького медвежонка и лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек - греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. (Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, тот изображает его движения).

"Насос и мяч" Один из участников становится насосом, другие мячи.

Сначала мячи стоят, обмякнув всем телом. Когда насос начинает надувать мячи, сопровождая действия звуком, дети начинают распрямляются, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают силой звук "ш-ш-ш", возвращаясь в исходное положение.

"Походки" Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных или другой вариант- угадать по походке кого хотели изобразить.

- "Я И МОЙ ЯЗЫК"

  • "как можно общаться без слов"
  • "иностранец"
  • "через стекло"
  • "изобрази сказку"

Игры направлены на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительности движений.

- "Я И МОИ ЭМОЦИИ"

  • Определи настроение
  • "Мимическая гимнастика" (изображение настроений - удивление, презрение и т.д.)
  • "Рисуем эмоцию пальцами"

- "Я И Я"

  • "Кто я?" - дети стараются как можно больше назвать ответов на вопрос.

"Я И ДРУГИЕ"

  • "Поводырь"

"Я И МОЯ СЕМЬЯ"

  • "Домашний фотоальбом" - придумывание историй про людей на фотографии.

Приложение