Знакомство с пространственными отношениями в средней группе. Тема: "В гости к Ане"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

1. Развивать у детей пространственные представления при составлении плана игрушечной комнаты.

2. Развитие речи: продолжать развивать связную речь детей; стимулировать детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, употребляя пространственные предлоги и наречия (развитие словаря: рядом, около, возле, напротив, перед, между, за и т.д.).

3. Побуждать детей быть приветливыми при общении в ходе общего наблюдения, использовать в своей речи "вежливые слова"; воспитание культуры речевого поведения - слушать ответы сверстников, не перебивая.

Предварительная работа: последовательное наблюдение за объектом - макет кукольной комнаты (обозначение окон, дверей, размещение мебели - стол, кровать, кресло, табуретка); обыгрывание ролевых действий в игровом уголке "Семья" - посещение магазина, ремонт в квартире, перестановка мебели; игры с детьми "Подсказка для Ани" (обозначение кукольной мебели условными значками), "Найди место мебели" (на макете кукольной комнаты, ориентируясь на подсказку расставить мебель на макете).

Материал: макет кукольной комнаты, 2 куклы, игрушечная мебель -

, детские фланелеграфы с обозначением на них полосками -"двери" и "окна"; заместители мебели - геометрические фигуры (7 штук), конверт с геометрическими фигурами.

Организационный момент: Дети с воспитателем входят в групповую комнату, встают в круг. Воспитатель обращается к детям:

- Доброе утро, девочки! (ответ)

- Доброе утро, мальчики! (ответ)

- Доброе утро всем. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы опять сегодня встретились.

Ход занятия

Воспитатель берёт куклу и говорит: "Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл! Как вы думаете, почему она здесь? (ответы) Катя собралась в гости к Ане. А может, и мы проведаем Аню? На чём мы поедем к Ане? (ответы детей) А что это у Кати? Да это же билеты на автобус. Спасибо тебе, Катя" (раздаёт билеты в форме геометрических фигур).

- Пожалуйста, внимательно посмотрите на билеты и найдите в автобусе свои места. Все правильно сели? Молодцы, поехали (под весёлую музыку "едут")! Во время поездки воспитатель спрашивает детей: "Ребята! Как называется наш город? А в какой детский сад вы ходите? Как называется наша группа?" (ответы детей) Вот мы и приехали.

- Нас встречает Аня! Давайте с ней поздороваемся (варианты приветствия - здравствуй, доброе утро, привет).

- Аня! Вместе с нами к тебе приехала подружка Катя.

- Здравствуй, Анечка! Я узнала от наших друзей, что ты переехала на новую квартиру и решила навестить тебя.

- Спасибо, Катя. Я приглашаю тебя и всех ребят посмотреть мою квартиру (все подходят к макету кукольной комнаты). - Ребята! Где мы покупаем мебель? (в магазине, можно уточнить вопросом: в каком магазине? - мебельном) Что из мебели Аня купила в мебельном магазине (дети перечисляют мебель)? Где стоит кровать в комнате (ответы детей)? Расскажите, где Аня поставила столы (ответы детей)? :(имя ребёнка) расскажи, где стоит кресло? :(имя ребёнка), где Аня поставила табуретки (ответы детей, помощь остальных детей, если названные дети неточно объясняют расположение мебели)? Воспитатель продолжает игру: "Катя! Проходи, пожалуйста" (усаживает куклу в кресло). - Аня! Не обижайся, но мне дует из окна, передвинь кресло в другое место. Воспитатель берёт куклу Аню и переставляет кресло в другое место. :(имя ребёнка), где теперь стоит кресло (ответ)? Что-то наши подружки загрустили. А давайте Аню и Катю немного повеселим. Круг скорее заведём, игру начнём и немного отдохнём.

Минутка отдыха:

Хлопает в ладоши Движения по тексту
Кукла заводная.
Ножку выставляет,
Будто бы живая.
Кружится, расправив
Юбочку свою.
Отдохни немножко, Правой рукой как бы гладят куклу
Я тебе спою по голове.
Песенку простую: Складывают руки перед грудью и
Баю- баю- бай, как бы укачивают куклу, качая её
Засыпай скорее, вправо - влево, медленно присесть.
Кукла,
Засыпай.
Кукла, куколка, вставай Дети встают, делают потягивающие
Потягушки выполняй. движения руками вправо-влево.

- Ребята! Но наши куклы почему-то грустные.

- Пока вы играли, мы решили переставить мебель и запутались.

- Давайте им поможем. Как (ответы детей)? А у нас с вами есть комнаты -подсказки, где с помощью наших помощников -фигурок мы покажем Ане и Кате, как можно расставить мебель (дети проходят за столы). Ребята! Подскажите куклам-подружкам, что мы обозначили красными полосками на наших подсказках (окна)? Что обозначили синей полоской (двери)? Теперь расскажем о наших помощниках - фигурках. Это что у нас будет (воспитатель показывает узкий прямоугольник)? (кровать) А это что (показ маленького круга и треугольника)? (табуретки) Что обозначим этой фигуркой (показ маленького квадрата)? (кресло) А такими фигурками, что мы обозначим (показ круга, квадрата и прямоугольника большего размера)? (столы). Расставьте мебель в своих комнатах как хотите. Аня с Катей выберут подсказку того, кто хорошо расскажет им, куда поставить столы, кровать, кресло, табуретки в комнате (дети расставляют фигурки-заместители на фланелеграфах). Воспитатель подходит к детям, которые быстро расставили мебель, и спрашивает их о расстановке мебели, почему они именно так поставили :табуретки, кровать и т.д. А затем она комментирует действия кукол, типа: ":(имя ребёнка) советует поставить стол вот сюда, а :(имя ребёнка) сюда, :(имя ребёнка) хочет, чтобы стол стоял здесь. Мне нравятся все места для стола. Но я поставлю стол так, как посоветовал мне (выбирается вариант ребёнка, который точно словесно описал место для стола), потому что он (а) хорошо объяснил (а) мне, куда поставить стол,:и т.д., аналогично расставляется остальная мебель на макете кукольной комнаты.

Вот теперь наши куклы - подружки повеселели. Посмотрите, как уютно и красиво расставлена мебель. Вам понравилось в гостях у Ани? Что особенно вам запомнилось? Вы все, ребята, молодцы, потому что помогли куклам удобно расставить мебель. Катя ещё погостит у Ани, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте полетим на самолёте! Итак, заводим моторчики: "Р-р-р", полетели! (дети выполняют вращательные движения руками перед грудью, руки выпрямили в стороны и со звуком "у-у-у" бегут по кругу друг за другом и вместе с воспитателем выбегают из комнаты друг за другом).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мероприятие может быть использовано воспитателем в ходе работы по развитию пространственных представлений у детей среднего возраста (4-5 лет).

Данная деятельность очень интересна детям. Дети охотно включаются в игровое взаимодействие с взрослым и сверстниками, так как тематика этого мероприятия близка к теме сюжетно-ролевой игры "Семья". Дети, показывая расположение мебели кукольной комнаты у игрового персонажа- куклы Ани с помощью подсказки (вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры), кроме этого ещё и словесно обозначают свои действия. Это не только интересно, но и познавательно. В ходе данных заданий воспитатель решает задачу по развитию зрительной памяти, сообразительности, мышления и речи (употребление в речи детей пространственных предлогов и наречий: около, между, рядом, напротив, перед, возле, и т.д.). Дети среднего возраста учатся общаться друг с другом в ходе игровых действий с куклами, откликаются на предложение помочь куклам. И конечный результат их действий - "красиво и уютно стало в комнате Ани" радует детей и стимулирует на новую деятельность кому-то помочь или что-то выполнить сообща. Вот и решение воспитательной задачи - воспитание добрых взаимоотношений детей, сотрудничества в ходе выполнения заданий, игровых действий.