Урок обучения грамоте. Тема: "Знакомство с буквой "Д, д"". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • познакомить с буквой "Д, д";
  • учить давать характеристику звукам;
  • формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
  • развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Ход урока

I. Организация.

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Какие краски выбрали бы, чтобы нарисовать радугу настроения?

- Я надеюсь, что после этого урока вы все уйдете с хорошим настроением и с новыми знаниями.

II. Постановка цели. Повторение.

- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес.

Презентация.

Слайд 1,2

- Для чего можно пойти в лес?

- А мы пойдем в сказочный лес за новой буквой и звуками и возьмем с собой корзинки.

- Эта корзинка для букв.

- А вот вторая для звуков.

- Вы ее видите? Почему?

- На какие группы делятся все звуки?

- Что вы узнали про гласные? Про согласные?

- Мы изучили столько букв, а корзина для букв пустая! Давайте ее соберем.

- Выйдут буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

(Дети выходят с буквами М Н Р Л Й Г З)

- Глухие. (К С)

- Парные, встаньте рядом. Молодцы!

- Итак, в добрый путь ! Идем на прогулку в лес.

Слайд 3.

Сопровождать по лесу, чтобы мы не заблудились, нас будет Хозяйка леса.

Слайд 4.

Хозяйка леса дает нам наказ. Прочитаем его.

Слайд 5.

Ребята! Помните! В лесу вы гости. Ведите себя спокойно, не сорите, не кричите, не пугайте животных.

III. Работа по теме урока.

Звуковой анализ слов душ, дятел. Знакомство с буквой Д.

- Хозяйка леса пригласила нас на поляну Звуков.

Слайд 6.

- Она предлагает вам отгадать загадки. Послушайте их.

Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка.
Мне на спину и бока
До чего приятно это. (Душ)

Кто в беретке ярко- красной
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Закрепляю картинки на магнитную доску.

- Откройте " Букварь" с. 98. Рассмотрите схемы слов.

- Сколько звуков в слове душ, дятел?

- "Прочитайте" слово, ведя пальчиком по схеме.

- Составьте звуковую схему слов.

Два ученика работают у доски.

- Ребята, проверьте выполненную работу. У кого есть замечания?

- В каком слове один слог? Сколько слогов в слове дятел?

- Разделите на слоги. Какой слог ударный?

- Сравним первые звуки. Произнесите слово душ, дятел, интонационно выделяя первый звук.

- Как произносятся эти звуки? Положите пальчики на горлышко. Что определили?

- У кого в имени есть звуки "д", "д'" выйдите с фишкой.

- Назовите букву, которой обозначим звуки "д" "д'"

- Почему в "Букваре" две буквы?

- На что похожа буква Д?

- Уберите фишки со схем слов в таком порядке:

  • Фишки последних звуков в этих словах.
  • Фишку второго мягкого согласного в слове ДЯТЕЛ.
  • Фишки гласных.
  • Фишки, каких звуков остались? Уберите их

Физминутка

Чтение слогов и слов.

- С поляны Звуков Хозяйка леса ведет нас к ручью Слогов и Слов.

Слайд 7.

Прочитайте слоги по строкам шепотом.

- Прочитайте слоги ,в которых буква Д обозначает:

  • Твердый согласный
  • Мягкий согласны
  • Строчка слов.

- Прочитайте строчку слов, обращая внимание на ударение. Объясните значение слов : ДОМ, ДОМА?, ДО?МА.

- Составьте предложение со словом:

Столбики слов.

Прочитайте слова по столбцам, по строкам (шепотом).

- Прочитайте только имена.

- Что знаете о правописании имен?

- Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.

- Прочитайте слова, в которых буква Д обозначает мягкий согласный звук, твердый согласный.

Сильные учащиеся читают по карточкам

А теперь Хозяйка леса хочет показать нам рощу Предложений.

Слайд 8

- Прочитайте предложения вверху страницы 99

1. Самостоятельно

2. Вслух

- Прочитайте вопросы к картинкам

- Кто на картинке слева?

- Кто на картинке справа? Докажите.

Стихотворение.

Из рощи предложений подходим в озеру Стихотворное

Слайд 9

Около озера прочитаем веселое стихотворение А.Шибаева.

(3 ученика)

- Как образовалось слова "драки"

- Что обозначает? Объясните смысл.

Ребята! Давайте будем дружными, не ссориться и не обижать друг друга, а тем более не драться.

Прочитайте слова, в которых есть буква "д"

Составление слов

- У озера Стихотворное растет прекрасный цветок Сообрази. Ребята проявим сообразительность!

- Разгадаем слово, зашифрованное в таблице.

- Прочитайте слово в 1 таблице

- Что обозначает слово "среда"

Среда - день недели.

Среда - это всё, что нас окружает; окружающая среда.

- Составьте новое слово, изменив порядок букв.

- Какое слово получилось?

- Что входит в понятие "адрес"

Слайд 10

- Кто знает свой адрес? Поднимите руки.

- Назовите его

IV. Рефлексия.

Вот и закончилась наша прогулка в лес.

- Что нового узнали? Что особенно понравилось? Что было трудно?

Поднимите фишки. Если было интересно и легко - зеленая, немного трудно - желтая, трудно - красная.

Хозяйке леса понравилась ваша работа на уроке, она прощается с вами, оставляет пожелание

Слайд 11

Дарите друг другу добро!

Что интересного вы заметили в пожелании Хозяйки леса?