Цели:
- познакомить с буквой "Д, д";
- учить давать характеристику звукам;
- формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
- развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Ход урока
I. Организация.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Какие краски выбрали бы, чтобы нарисовать радугу настроения?
- Я надеюсь, что после этого урока вы все уйдете с хорошим настроением и с новыми знаниями.
II. Постановка цели. Повторение.
- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес.
Слайд 1,2
- Для чего можно пойти в лес?
- А мы пойдем в сказочный лес за новой буквой и звуками и возьмем с собой корзинки.
- Эта корзинка для букв.
- А вот вторая для звуков.
- Вы ее видите? Почему?
- На какие группы делятся все звуки?
- Что вы узнали про гласные? Про согласные?
- Мы изучили столько букв, а корзина для букв пустая! Давайте ее соберем.
- Выйдут буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.
(Дети выходят с буквами М Н Р Л Й Г З)
- Глухие. (К С)
- Парные, встаньте рядом. Молодцы!
- Итак, в добрый путь ! Идем на прогулку в лес.
Слайд 3.
Сопровождать по лесу, чтобы мы не заблудились, нас будет Хозяйка леса.
Слайд 4.
Хозяйка леса дает нам наказ. Прочитаем его.
Слайд 5.
Ребята! Помните! В лесу вы гости. Ведите себя спокойно, не сорите, не кричите, не пугайте животных.
III. Работа по теме урока.
Звуковой анализ слов душ, дятел. Знакомство с буквой Д.
- Хозяйка леса пригласила нас на поляну Звуков.
Слайд 6.
- Она предлагает вам отгадать загадки. Послушайте их.
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка.
Мне на спину и бока
До чего приятно это. (Душ)Кто в беретке ярко- красной
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Закрепляю картинки на магнитную доску.
- Откройте " Букварь" с. 98. Рассмотрите схемы слов.
- Сколько звуков в слове душ, дятел?
- "Прочитайте" слово, ведя пальчиком по схеме.
- Составьте звуковую схему слов.
Два ученика работают у доски.
- Ребята, проверьте выполненную работу. У кого есть замечания?
- В каком слове один слог? Сколько слогов в слове дятел?
- Разделите на слоги. Какой слог ударный?
- Сравним первые звуки. Произнесите слово душ, дятел, интонационно выделяя первый звук.
- Как произносятся эти звуки? Положите пальчики на горлышко. Что определили?
- У кого в имени есть звуки "д", "д'" выйдите с фишкой.
- Назовите букву, которой обозначим звуки "д" "д'"
- Почему в "Букваре" две буквы?
- На что похожа буква Д?
- Уберите фишки со схем слов в таком порядке:
- Фишки последних звуков в этих словах.
- Фишку второго мягкого согласного в слове ДЯТЕЛ.
- Фишки гласных.
- Фишки, каких звуков остались? Уберите их
Физминутка
Чтение слогов и слов.
- С поляны Звуков Хозяйка леса ведет нас к ручью Слогов и Слов.
Слайд 7.
Прочитайте слоги по строкам шепотом.
- Прочитайте слоги ,в которых буква Д обозначает:
- Твердый согласный
- Мягкий согласны
- Строчка слов.
- Прочитайте строчку слов, обращая внимание на ударение. Объясните значение слов : ДОМ, ДОМА?, ДО?МА.
- Составьте предложение со словом:
Столбики слов.
Прочитайте слова по столбцам, по строкам (шепотом).
- Прочитайте только имена.
- Что знаете о правописании имен?
- Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.
- Прочитайте слова, в которых буква Д обозначает мягкий согласный звук, твердый согласный.
Сильные учащиеся читают по карточкам
А теперь Хозяйка леса хочет показать нам рощу Предложений.
Слайд 8
- Прочитайте предложения вверху страницы 99
1. Самостоятельно
2. Вслух
- Прочитайте вопросы к картинкам
- Кто на картинке слева?
- Кто на картинке справа? Докажите.
Стихотворение.
Из рощи предложений подходим в озеру Стихотворное
Слайд 9
Около озера прочитаем веселое стихотворение А.Шибаева.
(3 ученика)
- Как образовалось слова "драки"
- Что обозначает? Объясните смысл.
Ребята! Давайте будем дружными, не ссориться и не обижать друг друга, а тем более не драться.
Прочитайте слова, в которых есть буква "д"
Составление слов
- У озера Стихотворное растет прекрасный цветок Сообрази. Ребята проявим сообразительность!
- Разгадаем слово, зашифрованное в таблице.
- Прочитайте слово в 1 таблице
- Что обозначает слово "среда"
Среда - день недели.
Среда - это всё, что нас окружает; окружающая среда.
- Составьте новое слово, изменив порядок букв.
- Какое слово получилось?
- Что входит в понятие "адрес"
Слайд 10
- Кто знает свой адрес? Поднимите руки.
- Назовите его
IV. Рефлексия.
Вот и закончилась наша прогулка в лес.
- Что нового узнали? Что особенно понравилось? Что было трудно?
Поднимите фишки. Если было интересно и легко - зеленая, немного трудно - желтая, трудно - красная.
Хозяйке леса понравилась ваша работа на уроке, она прощается с вами, оставляет пожелание
Слайд 11
Дарите друг другу добро!
Что интересного вы заметили в пожелании Хозяйки леса?