Цели:
- дать общее представление о водах Мирового океана и его частях;
- познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями, закрепить уже известные термины;
- продолжить формирование у учащихся умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта с использованием плана;
- продолжить вести наблюдения за погодой.
Задачи:
- Образовательные:
- обеспечить в ходе урока усвоение понятий: материк, гидросфера, остров, архипелаг, пролив, море, залив;
- изучить части Мирового океана;
- научиться описывать Г.П. моря с использованием тематического плана.
- Развивающие:
- продолжить формирование умений самостоятельно вести наблюдения за погодой и фиксировать элементы и явления погоды в календарь погоды;
- обучить учащихся приёму описания Г.П. пролива;
- способствовать развитию логического мышления.
- Воспитательная – способствовать умственному воспитанию детей.
Оборудование: физическая карта полушарий, картина « Путешествие Ф. Магеллана », портрет Ф. Магеллана, схема « Части Мирового океана», атласы, контурные карты, учебники, календарь погоды, схема «Оболочки Земли», схема «Состав гидросферы», схема «Вода и суша», немые контуры (морей, заливов, проливов, полуостровов), сообщения учащихся, схема «Мировой круговорот воды», выставка книг по теме: «Мировой океан», раздаточный материал (таблица, план описания океана), «Поляна знаний», лепестки трёх цветов (красный, синий, зелёный) из расчёта учащихся в классе ( каждому по три разных цвета).
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока – традиционный.
План урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Переход к изучению нового материала.
3. Изучение нового материала: а) мировой океан, б)
проливы, в) материки, острова, архипелаги,
полуострова, г) моря, заливы.
4. Закрепление.
5.Заключение (рефлексия, заполнение «Поляны
знаний»).
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Учитель. На том уроке, мы с вами начали изучать оболочки Земли. О какой оболочке, мы говорили на том уроке? (Гидросфере).
2. Фронтальный опрос
1. Какую часть поверхности Земли занимает
Мировой океан?
2. Где встречается вода в природе?
3. Какие состояния воды вы знаете?
4. При каких условиях происходит переход воды из
одного состояния в другое?
5. Посмотрите на доску, что за слово зашифровано? (Идгорефсар)
6. Что называется гидросферой? 7. Перечислите воды
гидросферы?
8. Опишите по схеме « Мировой круговорот воды».
3. Изучение нового материала
– Мы с вами вспомнили, что изучали на прошлом
уроке. Сегодня мы продолжим изучение гидросферы,
а именно изучим Мировой океан и его части,
научимся определять географическое положение
моря, пролива используя план, показывать новые
географических объекты на карте, а в конце урока
вы сами выделите части Мирового океана в схеме,
оцените полученные знания и работу на уроке в
виде «Поляны знаний». Откройте дневники и
запишите домашнее задание п.24, на контурной карте
отметить части Мирового океана.
Мировой океан – основная часть гидросферы.
Мировой океан занимает 3/4 поверхности земли. Это
единое водное пространство, которое нигде не
прерывается и окружает сушу водами морей,
океанов и их частей. (Слайд 2) Термин « Мировой
океан» ввёл в географию выдающийся русский
океанограф – Юлий Михайлович Шокальский (1856 –
1940).
– Вспомните сколько на земле океанов? Какие это
океаны?
– Скажите, какая карта нам поможет узнать об
океанах и материках?
– Откройте эту карту и перечислите теперь океаны
в порядке уменьшения их размеров. (Один ученик
называет, другой по желанию показывает океаны на
настенной карте). (Слайд 3).
– Сейчас я вам выдам план описания океана, вы по
вариантам устно дадите описание одного из
предложенных вам океанов, используя карту
полушарий, а потом проверим сделанное вами
описание (Приложение 1)А
как называется водное пространство, которое их
соединяет?
– Перечислите известные вам проливы.
– А теперь подумайте и попробуйте дать
определение пролива. (Слайд 4)
– Начиная с 14-15 веков шло открытие земель, новых
торговых путей – и это время известно как эпоха
Великих географических открытий.
– Вспомните, кто был во главе этих экспедиций?
– По каким океанам продвигались корабли
первооткрывателей? Среди всех этих океанов один
из них носит интересное название. А почему он так
назван, и какое открытие было сделано, мы узнаем
из сообщения (Путешествие Ф. Магеллана).
– Итак, вы прослушали сообщение, скажите,
почему же океан был назван Тихим?
– И с чьим именем это связано?
– Более подробно мы с вами изучим океаны в 7
классе.
– Глядя на карту в атласе, скажите какие проливы,
соединяют какие океаны, моря?
– А в честь, каких путешественников они названы?
(Слайд 4)
– Сейчас вы по вариантам попробуете дать устную характеристику пролива используя план:
1 вариант – пролив Дрейка,
2 вариант – Берингов пролив,
3 вариант – Магелланов пролив,
4 вариант – Гибралтарский пролив. (Слайд 5)
– А сейчас один учащийся от каждого варианта по
плану опишет и покажет на карте у доски свой
пролив.
– Итак, давайте с вами повторим.
– Сколько океанов на Земле?
– Назовите их в порядке уменьшения?
– Что соединяет океаны?
– Если проливы соединяют океаны, то, что же их
разъединяет? Да суша – материки и острова. А что
мы можем назвать материком? Островом? Давайте
запишем определение в тетрадь.
– Сколько материков на земле? Перечислите их в
порядке уменьшения площади. Покажите их на
настенной карте. (Слайд 6)
– Приведите примеры островов. (Слайд 7)
– Давайте отдохнём, поднимите головы и напишите слово суша глазками.
– Кроме материков и островов выделяются
архипелаги.
– Найдите на карте и приведите примеры
архипелагов и покажите их на карте у доски. (Слайд
8)
– Есть, ребята, часть суши, которая вдаётся в
океан – это полуостров. (Слайд 9)
– Приведите примеры полуостровов.
– Сейчас я вам покажу «немые» контуры, а вы мне
скажите, что на них изображено. (Приложение
2, рисунки 1-4).
– Мы с вами разобрали 4 части океана. Назовите
их?
– Сколько океанов на Земле?
– Что такое пролив?
– Какой океан самый большой и самый маленький?
– Что называют материком?
– Сколько материков на Земле?
– Что такое архипелаг?
– Что называют полуостровом?
– Какой остров самый большой на Земле?
– А сейчас сделаем «динамическую» паузу.
Пожалуйста, все встаньте и потянитесь руками
вверх к солнцу, теперь представьте, что вы волна и
пошевелите руками.
– Молодцы садитесь.
– В пределах каждого океана выделяются моря и
заливы. Все вы были на море. Скажите, что мы можем
назвать морем? (Слайд 10)
– Моря бывают двух видов. (Слайд 11)
– Посмотрите в атласы и приведите примеры морей:
внутренних и окраинных.
– Сейчас вы заполните таблицу, затем вы
поменяетесь друг с другом тетрадями, и проверим
ваши ответы. (Слайд 12)
– В морях и океанах выделяются заливы. Давайте
дадим определение залива. Приведите примеры
заливов.
– Мы познакомились ещё с двумя частями океана,
какими?
– Что называется морем?
– Какие виды морей выделяются?
– Прежде чем, мы с вами перейдём ко 2 цели нашего урока, покажите мне руками, как расположены параллели и меридианы.
– Сейчас мы должны научиться определять географическое положение моря. Откройте учебники стр. 73 таблица 4. В таблице дан план описания Г.П. моря. Давайте вместе, определим Г.П. Карибского моря. А сейчас пробуйте сами дать определение Г.П. Средиземного моря, а потом проверим его. Откройте контурные карты и отметьте эти два моря на карте. А сейчас послушаем сообщение о самом уникальном море на Земле. (Саргассовом море).
4. Закрепление
– Итак, какую тему мы с вами сегодня изучали на уроке? Что мы научились определять? Из каких частей состоит Мировой океан? Заполните, пожалуйста, в тетради схему сами, а затем мы её проверим. (Слайд 13)
5. Заключение
– Мы с вами хорошо потрудились, так давайте теперь поиграем в игру «Знаешь ли ты?» (Слайд 14). Итак, перед вами на столах лежат три лепестка разного цвета (красного, синего и зелёного). Давайте заполним нашу «Поляну знаний», ведь мы с вами уже это делали. Подходя к доске возьмите лепесток того цвета, на какую оценку по вашему мнению вы сегодня работали и запомнили новый материал. Напомню: красный – «отлично», синий – «хорошо», зелёный – «удовлетворительно». Какая замечательная получилась у нас «Поляна знаний». Молодцы!