Учебник «Я и мир вокруг», Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Цели:
- Образовательная. Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе.
- Развивающая. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитательная. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Обучать работать в группе.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
– У нас сегодня очень необычный урок. Он проходит в необычное для нас время и в необычной обстановке. Но работать мы будем как всегда активно и покажем наши умения. А начнем урок с того, что отправимся на лесную полянку и посмотрим, что там происходит.
Слайд. Лесная полянка и голоса птиц.
Сценка в лесу.
Еж. Я спал. Похудел.
Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну да изредка кур подсчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?
Волк. Будешь худ с такой едой.
Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня.
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда –
Быстроногая еда.
Лиса. Миша, расскажи, как у тебя дела?
Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!
– В какое время года такой разговор мог
произойти?
– А сейчас за окном какое время года?
– Мы сегодня будем говорить о весне, о ее
приметах.
– А знаете ли вы весенние месяцы?
– У вас на столах лежат таблички с названиями
месяцев. Я буду читать стихи, а вы поднимите
табличку с названием того месяца, о котором идет
речь.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)
Слайд «Март»
– Март – это время, когда солнце посылает на
землю своих помощников. Поэтому и называют эту
пору «весной света».
В Древнем Риме март был не только первым месяцем
весны, но и года и посвящался богу Марсу,
покровителю полей и стад.
Февраль силен метелью, а март – капелью.
Открывает весну март – протальник.
Засияло мартовское солнышко, зарядила капель.
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел … (апрель)
Слайд «Апрель».
Родина слова «апрель» – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный».
- Апрель – снегогон, растопил снега.
- Апрельские лужи землю будят.
- Где в апреле вода, там в июле трава.
- Апрель – пора большой воды.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?… (май).
Слайд «Май».
– В честь богини Майи, богини земли и плодородия. Май в народе называют «травень».
Зеленеют луга, распускаются почки.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Как в мае дождь, так и будет рожь.
Народные приметы можно заранее поручить найти детям по рядам.
– Почему говорят, что весной природа пробуждается?
3. Беседа о неживой природе весной
Динамическая картина.
Рисунок 1
– Давайте посмотрим, что же происходит весной в неживой природе?
- Тает снег (становится грязным)
- Появляются проталины
- Бегут ручьи
- Осадки в виде дождя
- Теплеет
- Солнце поднимается выше
Весной ослепительно светит солнце. Свет от него
густой, золотистый. Солнечные лучи греют лицо и
руки. Небо весной синее, синее, а по нему
раскинулись белые облака. На буграх появились
первые проталины. На лесной опушке слышится
пение птиц. Слайд.
Картину родной природы особенно остро чувствуют
художники, композиторы, поэты. В своих
произведениях они передают настроение ожидания
весны, надежды на счастье, необычайное
воодушевление, подъем духа, радость.
– Посмотрите в учебнике на стр. 38 на картину великого русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова.
Слайд. Картина «Грачи прилетели»
– Какое время года?
– По каким признакам догадались?
– Кто первым принес весть о весне? Картина так и
называется «Грачи прилетели».
Русская деревенька, небольшая церквушка. На
березках еще не распустились листья. Грачи
строят гнезда. С весенними криками летают они над
деревьями, хлопочут о жилье. Сколько звуков в
этой картине. Слышите, как перекликаются птицы и
звенит капель? Ветер шелестит в мокрых ветвях.
– Давайте послушаем весну. Музыка замечательного композитора П.И.Чайковского. Он замечательно в своей музыке передал все звуки весны.
Клип на музыку пьесы П.И. Чайковского «Апрель».
4. Беседа о живой природе
– А какие еще птицы прилетают к нам весной?
На доске картинки с изображениями разных птиц. Озвучить их названия (прикрепить таблички). Можно использовать картинки в учебнике стр. 40.
5. Работа в группах
Среди табличек с названиями птиц выбрать
только перелетных и прикрепить на доске.
Проверка. (Слайд)
- Грач
- Скворец
- Ласточка
- Жаворонок
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Наш веселый друг … (скворец)
Слайд с пением скворца.
Прилетели к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Слайд
Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние,
А он летает и поет,
Блистая оперением.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения. (Жаворонок)
Слайд.
Отгадайте загадку.
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Слайд.
– От весеннего тепла оттаивает почва,
просыпаются травы. Появляются первые цветы.
Узнайте эти растения по описанию.
- Это растение зацветает первым. Мы все с нетерпением ждем маленькие желтые солнышки. Почему у растения такое странное имя? Листья у него снизу мягкие и пушистые. Они согревают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. (Мать и мачеха)
- Это растение ты заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро находят. Цветок своего сока-нектара не жалеет, угощает всех сладкоежек. За сладкий, медовый вкус его и назвали. (Медуница)
– Всю эту красоту мы увидим с вами совсем скоро.
С каждым днем весна все смелее будет вступать
в свои права.
Ну а сейчас только самое начало весны. Мы сегодня
говорили о приметах весны. Назовите их.
- Солнце поднимается все выше.
- Потеплело
- Тает снег
- Появляются проталины
- Текут ручьи
- Прилетают птицы
- Распускаются листья.
– У вас на столах таблички с признаками весны.
Сейчас каждая группа выберет на ваш взгляд самую
главную причину изменений в природе.
Солнце поднимается все выше. Потеплело.
День становится длиннее. И наступит момент, а
произойдет это 21 марта, когда день станет равен
ночи. Это время называется ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО
РАВНОДЕЙСТВИЯ.
Слайд.
– Весна – самое красивое время года. Весной
начинается новая жизнь в природе. У человека,
который смотрит на эту красоту, поднимается
настроение, хочется петь, танцевать, пойти на
улицу.
– Давайте создадим картину весны у нас в классе.
Поместите на доску цветочки, того цвета, который
соответствует вашему настроению.
- Желтый – отличное настроение. Вам понравился урок, и вы для себя открыли, что-то новое.
- Зеленый – много понравилось, но что-то не совсем удалось или не все поняли.
- Коричневый – вы недовольны собой.
– Ну, а я довольна вами. Молодцы!