Урок истории. Тема: "Культура России в первой четверти XVIII века". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цель:

  • познакомить обучающихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I,
  • продолжить формирование умения работать самостоятельно,
  • работать с источником,
  • делать выводы.

Оборудование:

  • м|медийная приставка,
  • диск "История России XVI-XVIII век 1С Образование
  • выдержки из источника "Юности честное зерцало",
  • фрагменты костюмов
  • урок-изучение нового материала

Ход урока

Изучение новой темы

План

1. Образование.

2. Книгоиздательство.

3. Изменения быта.

Организационный момент.

Ребята, мы с вами изучаем период, который принято называть эпохой Петра I. Как вы думаете: а почему-"эпоха" (связано с изменениями во всех сферах жизни).

- какие изменения вы можете назвать? (реформы : военная, государственного управления. церковная...)

- Какие люди должны были проводить эти изменения? (образованные, подготовленные)

(сформулировать тему и задачи урока вместе с детьми)

1. Сегодня мы с вами поговорим об изменениях жизни: быта, образования, образа мыслей человека. Давайте запишем тему урока. В течение урока вы должны будете записать в тетрадь все нововведения в различных сферах. (задание на урок) И начинаем изучение со сферы образования. Сейчас мы с вами перенесемся в школу времен Петра I.

Сценка "В навигацкой школе".

Два ученика сидят за партой.

Учитель: Помните, в нашей школе мы готовим морских дел специалистов. Сам царь Петр издал указ: "В нашей навигацкой школе должны заниматься дети дворян и чиновников,

"добровольно хотящих, иные же паче со принуждением". Все запоминайте: арифметика есть наука числительная, и есть художество счетное и независтное, арифметика- наука измерительная.

Учитель: (обращаясь к ученику)

- А ну-ка, ответь мне: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось бы в корзине. (одно отдать с корзиной)

- Число 66 моментально увеличьте на половину этого числа. (99).

- От числа 20 отнять 88 так, чтобы осталось 22

XX
88
22

Ученик затрудняется ответить.

Учитель: инструкция гласит:...во время учения иметь хлыст в руках, и буде кто из учеников бесчинствовать, оных бить, несмотря какой он фамилии не был.

После сценки, беседа с классом:

- Какие школы были в XVII веке? (морские, профессиональные.)

- Как выдумаете, какие ещё школы были необходимы? (инженерные, медицинские, артиллерийские).

- Как проходило обучение? (уч-ся рассказывают на основе увиденного.)

Обращаем внимание на задание, которое получено в начале урока. Что мы запишем в тетрадь об образовании?

Образование:

- Навигацкие школы

- Инженерные школы

- Медицинские школы

Делаем вывод о том, каким стало образование.

Образование стало светским, стали готовить специалистов для развивающихся отраслей.

2. А если появляются школы, то они должны быть обеспечены самым главным... чем? (Учебниками)

Учебники и всю необходимую литературу надо было издавать. Мы с вами сейчас поговорим о книгоиздательстве.

Задание. Знакомство с источниками: "Ведомости"-газета, "Юности честное зерцало" - фрагменты книги документ стр.145 учебника, "Арифметика" -страница книги

Вопросы:

- Какая газета издавалась?

- О чем печатали в газете?

- Какие книги издавались?

- Для кого издавались?

- Какие качества должны были воспитывать книги?

Записи в тетради:

- Издание первой печатной газеты "Ведомости" (1703 г.)

- Издание учебников

- Издание первой книги о правилах поведения.

3. Изменения быта.

Нововведения касались и повседневной жизни.

Просмотр диска "Изменения быта". Работа с учебником иллюстрация "Петр I на прогулке" Художник А.Бенуа, стр.143 сопровождаются чтением документа, помещенного в конце параграфа (стр.144), чтением документа "Из дневника камер - юнкера Ф.В.Берхгольца 1722, февраль", расположенного в конце параграфа. (обсуждаем вопросы, помещенные после документов).

Записи в тетради:

- Одежда европейского покроя

- Изменения убранства дома

- Изменения образа жизни.

Итак, мы с вами выяснили, какие изменения произошли в эпоху Петра I.

Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили эту тему.

Закрепление.

Вписать пропущенные слова - термины, но только те, которые относятся к изученному периоду. (Приложение)

Проверка задания.

Дом.зад. п.18, подготовиться к уроку повторения "Эпоха Петра I".учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России конец XVI-XVIII М.Просвещение

Приложение

Какие из этих определений относится к изучаемому времени и о чем идет речь?

1. Часто проводили собрания именитых бояр, где чинно рассаживались в зависимости от знатности происхождения..........

2. Вольное собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела. Являться следует с женами.

3. На празднование украсить свой дом и двор еловыми ветками, друг друга поздравлять....

4. "Не разувся, с сапогами или башмаками, не ложиться на постель. Не буде празден, от лени разум затмится, а тело становится дряхлым и тучным".

5. В Москве вышла первая печатная книга...

6. Первая печатная газета в России называлась.....

7. Где можно было увидеть такую инструкцию : ".....для учения инженеров и моряков надлежит "Арифметику" изучать и на земле практиковать, сперво малыми моделями, а потом обыкновенно как следует..."

 Приложение

Работа с источником. Выдержки из первой российской печатной газеты "Ведомости" (печатается с 1703 г.)

"На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылито 400... А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, 40 000 пудов".

"..Российский флот у острова Гренгам одержал зело большую викторию. Шведские корабли потоплены..." "Наших на том бою побито всего офицеров, такоже ундер офицеров сухопутных и морских и рядовых солдат и матросов 124, ранено 342".

"Купеческие, мануфактурные и всякие рукодельные дела зело успевают" "в добром порядке развиваются шелковые, шерстяные и чулочные мануфактуры, а в государстве обретающиеся материалы и минералы весьма изрядно выходят"

"в Москве 200 человек учатся мануфактурному делу, и простой народ к сим наукам особливую охоту показывает"

Вопросы:

- Как называлась первая российская газета?

- О чем писали в газете?

Приложение

Арифметика Л.Магницкого