Цель:
- познакомить обучающихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I,
- продолжить формирование умения работать самостоятельно,
- работать с источником,
- делать выводы.
Оборудование:
- м|медийная приставка,
- диск "История России XVI-XVIII век 1С Образование
- выдержки из источника "Юности честное зерцало",
- фрагменты костюмов
- урок-изучение нового материала
Ход урока
Изучение новой темы
План
1. Образование.
2. Книгоиздательство.
3. Изменения быта.
Организационный момент.
Ребята, мы с вами изучаем период, который принято называть эпохой Петра I. Как вы думаете: а почему-"эпоха" (связано с изменениями во всех сферах жизни).
- какие изменения вы можете назвать? (реформы : военная, государственного управления. церковная...)
- Какие люди должны были проводить эти изменения? (образованные, подготовленные)
(сформулировать тему и задачи урока вместе с детьми)
1. Сегодня мы с вами поговорим об изменениях жизни: быта, образования, образа мыслей человека. Давайте запишем тему урока. В течение урока вы должны будете записать в тетрадь все нововведения в различных сферах. (задание на урок) И начинаем изучение со сферы образования. Сейчас мы с вами перенесемся в школу времен Петра I.
Сценка "В навигацкой школе".
Два ученика сидят за партой.
Учитель: Помните, в нашей школе мы готовим морских дел специалистов. Сам царь Петр издал указ: "В нашей навигацкой школе должны заниматься дети дворян и чиновников,
"добровольно хотящих, иные же паче со принуждением". Все запоминайте: арифметика есть наука числительная, и есть художество счетное и независтное, арифметика- наука измерительная.
Учитель: (обращаясь к ученику)
- А ну-ка, ответь мне: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось бы в корзине. (одно отдать с корзиной)
- Число 66 моментально увеличьте на половину этого числа. (99).
- От числа 20 отнять 88 так, чтобы осталось 22
XX
88
22
Ученик затрудняется ответить.
Учитель: инструкция гласит:...во время учения иметь хлыст в руках, и буде кто из учеников бесчинствовать, оных бить, несмотря какой он фамилии не был.
После сценки, беседа с классом:
- Какие школы были в XVII веке? (морские, профессиональные.)
- Как выдумаете, какие ещё школы были необходимы? (инженерные, медицинские, артиллерийские).
- Как проходило обучение? (уч-ся рассказывают на основе увиденного.)
Обращаем внимание на задание, которое получено в начале урока. Что мы запишем в тетрадь об образовании?
Образование:
- Навигацкие школы
- Инженерные школы
- Медицинские школы
Делаем вывод о том, каким стало образование.
Образование стало светским, стали готовить специалистов для развивающихся отраслей.
2. А если появляются школы, то они должны быть обеспечены самым главным... чем? (Учебниками)
Учебники и всю необходимую литературу надо было издавать. Мы с вами сейчас поговорим о книгоиздательстве.
Задание. Знакомство с источниками: "Ведомости"-газета, "Юности честное зерцало" - фрагменты книги документ стр.145 учебника, "Арифметика" -страница книги
Вопросы:
- Какая газета издавалась?
- О чем печатали в газете?
- Какие книги издавались?
- Для кого издавались?
- Какие качества должны были воспитывать книги?
Записи в тетради:
- Издание первой печатной газеты "Ведомости" (1703 г.)
- Издание учебников
- Издание первой книги о правилах поведения.
3. Изменения быта.
Нововведения касались и повседневной жизни.
Просмотр диска "Изменения быта". Работа с учебником иллюстрация "Петр I на прогулке" Художник А.Бенуа, стр.143 сопровождаются чтением документа, помещенного в конце параграфа (стр.144), чтением документа "Из дневника камер - юнкера Ф.В.Берхгольца 1722, февраль", расположенного в конце параграфа. (обсуждаем вопросы, помещенные после документов).
Записи в тетради:
- Одежда европейского покроя
- Изменения убранства дома
- Изменения образа жизни.
Итак, мы с вами выяснили, какие изменения произошли в эпоху Петра I.
Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили эту тему.
Закрепление.
Вписать пропущенные слова - термины, но только те, которые относятся к изученному периоду. (Приложение)
Проверка задания.
Дом.зад. п.18, подготовиться к уроку повторения "Эпоха Петра I".учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России конец XVI-XVIII М.Просвещение
Приложение
Какие из этих определений относится к изучаемому времени и о чем идет речь?
1. Часто проводили собрания именитых бояр, где чинно рассаживались в зависимости от знатности происхождения..........
2. Вольное собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела. Являться следует с женами.
3. На празднование украсить свой дом и двор еловыми ветками, друг друга поздравлять....
4. "Не разувся, с сапогами или башмаками, не ложиться на постель. Не буде празден, от лени разум затмится, а тело становится дряхлым и тучным".
5. В Москве вышла первая печатная книга...
6. Первая печатная газета в России называлась.....
7. Где можно было увидеть такую инструкцию : ".....для учения инженеров и моряков надлежит "Арифметику" изучать и на земле практиковать, сперво малыми моделями, а потом обыкновенно как следует..."
Приложение
Работа с источником. Выдержки из первой российской печатной газеты "Ведомости" (печатается с 1703 г.)
"На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылито 400... А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, 40 000 пудов".
"..Российский флот у острова Гренгам одержал зело большую викторию. Шведские корабли потоплены..." "Наших на том бою побито всего офицеров, такоже ундер офицеров сухопутных и морских и рядовых солдат и матросов 124, ранено 342".
"Купеческие, мануфактурные и всякие рукодельные дела зело успевают" "в добром порядке развиваются шелковые, шерстяные и чулочные мануфактуры, а в государстве обретающиеся материалы и минералы весьма изрядно выходят"
"в Москве 200 человек учатся мануфактурному делу, и простой народ к сим наукам особливую охоту показывает"
Вопросы:
- Как называлась первая российская газета?
- О чем писали в газете?
Приложение
Арифметика Л.Магницкого