Форма проведения: | Классный час. |
Место занятия в системе воспитательного процесса: | Раздел "Нравственное воспитание" |
Тема классного часа : | Сходства и различия людей. |
Номер занятия из цикла: | Занятие 1. |
Методы организации классного часа: | Интерактивная беседа |
Цель: | Обучение восприятию себя одновременно как части человечества и как уникального, неповторимого человека. |
Задачи: | Способствовать привитию навыков
толерантной личности. Довести до осознания учащихся мысль о самоуважении и уважении к окружающим людям. Развивать общеучебные навыки. Развивать навыки групповой и коллективной работы. |
Ожидаемые результаты: | Использование полученных знаний в жизненных ситуациях. |
Оборудование: | Авторская презентация, коробка с отверстиями для рук на крышке, яблоко, картофель, свёкла, силуэт бабочки и цветка с 7 лепестками на каждого ученика, листы А3 с изображением поляны и неба на них, клей на каждого ученика. |
Этапы классного часа : | I. Организационный момент. II. Вступление. Слово учителя. III. Основная часть. 1) Упражнение "Что в волшебной коробке?" 2) Упражнение "Цветик-семицветик" 3) Работа в парах, группах. 4)Упражнение "Особенности класса" 5) Чтение притчи, обсуждение. IV. Рефлексия занятия V. Подведение итога VI. Коллективная творческая работа |
Ход классного часа
Вступление. Слово учителя.
- Тема нашей встречи: "Сходства и различия людей".< Презентация. Слайд 1> Все мы разные: толстые и худые < Презентация. Слайд 2>, блондины и брюнеты < Презентация. Слайд 3>,, весёлые и грустные < Презентация. Слайд 4>, добрые и сердитые < Презентация. Слайд 5>, люди разных рас и национальностей < Презентация. Слайд 6>, русские, армяне, африканцы, азиаты, евреи < Презентация. Слайд 7>. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом?, дразним и оскорбляем человека, непохожего на нас? Как избавиться от этого явления в классе. Вот вопросы, на которые предстоит нам ответить в ходе занятий.
Французский писатель и лётчик Антуан де Сент- Экзюпери говорил про различия в людях так: "Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю".< Презентация. Слайд 8> Так это или нет, мы сегодня на занятии и проверим.
Основная часть.
- Начнём сравнение мы с простых предметов, которые спрятаны в этой необычной коробке.
1) Упражнение "Что в волшебной коробке?"
- В моей чудесной коробке спрятаны 3 предмета, хорошо знакомых каждому из вас. С каждой колонки сейчас выйдет по 1 представителю по очереди и, просунув руки в отверстия на крышке, возьмёт один предмет. Дальше нужно на ощупь догадаться, что у тебя в руках, и назвать это. (В коробке лежат яблоко, картофель, свёкла).
- Итак, у нас есть 3 предмета. Что между ними всеми общего? < Презентация. Слайд 9>
Картофель, свёкла, яблоко. |
|
Общее | Различное |
Часть растений Округлой формы Есть кожура, мякоть Съедобные Полезны для здоровья, т.к. богаты витаминами |
Разные части растений (картофель-
клубень, свёкла- корнеплод, яблоко- плод) Отличия в форме( картофель- овальный, у свёклы есть хвостик, у яблока- палочка) Разное место произрастания(картофель, свёкла- в огороде, яблоко- в саду) Относятся к разным родовым группам (картофель, свёкла- овощи, яблоко- фрукт) Разные по вкусу. Разные по цвету В них содержаться разные витамины |
- Чем отличаются эти предметы друг от друга? < Презентация. Слайд 10>
- Посмотрите, мы среди овощей и фруктов нашли много общего и различного. А какие ещё предметы схожи и одновременно различны между собой? (еда, напитки, одежда и т.п.)
- А что мы можем сказать про людей, про нас?
- Много ли у нас общих и различных черт?
- Все наши схожие и различные черты мы сейчас и выясним.
2) Упражнение "Цветик- семицветик"
(У каждого на столе подготовлен цветок с семью лепестками.)
- Каждый из вас на своём цветке в центре-сердцевине напишет своё имя. Затем, на лепестках одним словом напишите< Презентация. Слайд 11>:
- на 1 - своё любимое животное;
- на 2 - любимый цвет;
- на 3 - любимое время года;
- на 4 - любимый цветок;
- на 5 - любимый герой художественной книги, к/ф или мультфильма;
- на 6 - любимое занятие, увлечение;
- на 7 - любимая игрушка.
- Сейчас в паре зачитайте друг другу свои особенности и найдите общее у вас.
- Поднимите руку, кто нашёл.
- Теперь парами повернитесь друг к другу по 4 человека в группе, и найдите общее для 4 человек.
- Поднимите руку те группы, у которых нашлось общее для всех. Поделитесь вслух, что общего у вашей группы.
3) Упражнение "Особенности класса"
- А что общего у всех нас в классе?,
Общее | Различное |
Мы - люди; Мы ученики одной школы, одного класса; У нас одна учительница; Нам по 8 лет; Мы живём в одном районе; Мы любим мультфильмы; Мы любим играть. |
Разные по полу; Разные по внешности (рост, комплекция, цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей, носа и рта и др.) Разные по характеру; Разные по вкусовым предпочтениям; Разные интересы, способности. |
(< Презентация. Слайд 12> - после устных ответов)
- Чем вы отличаетесь друг от друга?
- Как вы считаете, хорошо или плохо, что у нас нашлось столько различий?
- Может, было бы лучше, если бы мы были все одинаковые? Почему нет?
- Отчего же мы иногда надсмехаемся над внешними недостатками ребят?
- Что вы чувствовали, когда находили общее с ребятами в паре или группе, классе?
- Что вы чувствовали, когда замечали своё отличие от ребят?
- Какой вывод можно сделать о нас? < Презентация. Слайд 13>,
- Да, действительно, у нас есть много общего, есть и различия. И это здорово, потому что разнообразие делает нашу жизнь в классе и школе интересной, весёлой, нескучной.
Чтение притчи и её обсуждение.
- А сейчас вас ждёт ещё один сюрприз. Вы любите сказочные истории?
- Я приготовила для вас такую историю. Сядьте поудобнее и внимательно слушаем, а после чтения ответим на вопросы. Называется сказка: " Черепаха и мудрость". < Презентация. Слайд 14>
Черепаха и мудрость.
У одного из африканских народов есть сказка о том, как мудрая черепаха решила собрать всю мудрость мира в тыквенную бутылку- калебасу, чтобы с помощью этой мудрости исправить мир. По очереди спрашивала черепаха у разных зверей, в чём мудрость каждого из них. "В клыках! В когтях! В прыжке",- ответил леопард.
"В силе и спокойствии",- сказал слон. В ногах и ушах была мудрость зайца. В крыльях и полёте оказалась мудрость орла.
Так по крупицам, по зёрнышкам, по песчинкам собрала она мудрость со всей земли и всю, не обронив ни крошечки, упрятала в свою самую большую, самую лучшую калебасу:
В конце концов решила черепаха, что всех зверей, заслуживающих внимания, обошла, всю их мудрость в свою калебасу собрала. И надо теперь калебасу повесить на дерево, повыше, чтобы сохранить всё собранное в целости. А поблизости от подходящего дерева рылась в земле гвинейская курица. Но черепаха посчитала курицу глупой, и даже глупее всех остальных куриц на свете. И не стала спрашивать её мнения о мудрости.
Полезла черепаха на дерево, повесив бутыль себе на грудь. Понятно, что лезть ей было неудобно. А снизу курица кричит: "Уж если ты решила взобраться на дерево, так перевесь калебасу себе на спину".
И черепаха поняла, ведь она и вправду мудра, "что даже у самой глупой курицы: и у той может найтись крупица мудрости: что всю мудрость мира нельзя упрятать даже в самую большую и самую лучшую калебасу на свете: что мудрость не может принадлежать одному, а если она мудрость, то должна быть у всех".
И черепаха со всей силы швырнула свою замечательную калебасу о землю. Та разлетелась на кусочки. И вместе с нею разлетелась- по всей земле- мудрость, которую черепаха собирала долгие, долгие годы.
Разлетелась, чтобы мир стал мудрее!
- В чём была не права черепаха? (в том, что она не включила курицу в опрос, посчитав её глупой)
- А что оказалось на самом деле? ( Оказалось, что в другой простой ситуации курица оказалась мудрее черепахи)
- В чём по-вашему, смысл этой сказки? (Смысл сказки в том, что все живые существа верны, мудры по-своему. И если черепаха кого-то и посчитала недостойным мудрости, то это было только её мнение, которое оказалось ошибочным).
- Чему учит эта сказка? (Она учит не судить о людях сразу, с первого взгляда).
- Учит эта сказка быть терпимее или, как говорят сейчас, толерантнее к разным качествам людей; учит тому, что каждый может оказаться полезным и мудрым в определённых ситуациях.
3. Рефлексия занятия.
- У вас на столах лежат бабочки, возьмите их в руки. Допишите сами такое предложение: < Презентация. Слайд 15>
Сегодня я понял, что :.
4. Подведение итога.
- Согласны ли вы сейчас со словами Антуана де Сент-Экзюпери: "Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю". Почему это верно?
- Разнообразие делает людей неповторимыми; с разными людьми интересно общаться, узнавать новое, чему-то учиться.< Презентация. Слайд 16>
Коллективная творческая работа(создание классного панно).
На доске заранее подготовлены 3 листа А3 для создания панно: верх листа закрашен голубым цветом (небо), а низ - зелёным цветом (трава).
Если каждый будет
друг к другу терпим,
Мы сделаем вместе
Толерантным наш мир!
< Презентация. Слайд 17>
- Мы сейчас вместе создадим свою классную поляну толерантности: все цветы с нашими особенностями мы приклеим на эти листы внизу, а бабочек на голубом фоне вверху
Психолог вместе с учителем и учащимися приклеивают цветы и бабочек на панно.
- Мы все разные, но равные!(хором)
Список литературы.
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие.- М.: Глобус, 2006.
- Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. 1-4 классы / М.: Глобус, 2009
- Северина О.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, праздники, классные часы, тесты / О.А.Северина, Т.А. Дронова.- М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов /Авт-сост.С.В.Баныкина, В.К.Егоров.- М., АРКТИ, 2007.