Внеклассное познавательное мероприятие по правоведению "Своя игра"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (231 кБ)


Цель мероприятия: в игровой форме проверить знания по курсу правоведения, дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.

Задачи мероприятия:

  • заинтересовать школьников в изучении дополнитель­ной литературы, посвященной данному мероприятию;
  • повысить мотивацию, умение работать в команде

Оборудование:

  • использование компьютерной,  видео- и аудиоаппаратуры с записями;
  • игровая карта для жюри и задания для участников;
  • мультимедиа проектор;
  • грамоты и благодарственные письма участникам.

Структура мероприятия:

1. Вступительная часть. Учитель разъясняет цели, пос­ледовательность и форму проведения конкурса, пред­ставляет команды и жюри.
2. Основная (игровая) часть. Конкурс состоит из не­скольких туров. Участники  выполняют различные задания, жюри оценивает, начисляя баллы.
3. Заключительная часть. Подведение итогов, награжде­ние команд.

ХОД УРОКА

1. Вступительная часть

Организационный момент. Приветствие команд (2-3мин.)

Ведущий. Наше мероприятие  посвящено неделе правоведения, проводимой в школе. В качестве заданий взяты наиболее распространенные отрасли права. Административное, уголовное, гражданское, семейное, конституционное, трудовое. В каждой отрасли права своя номинация и определенное количество баллов, например, сказочный вопрос –  5 баллов, понятие – 10 баллов, вопрос – ответ – 15 баллов, переведите с латинского – 20 баллов, казус (ситуация) – 25 баллов, задача – 30 баллов, кот в мешке – 35 баллов. Команды по очереди выбирают отрасль права и номинацию, отвечают, правильно получают баллы. Команда соперница может дать свой ответ, если те ответили не верно или дополнить. Жюри из состава учителей записывает баллы и в конце подводит итоги игры. Болельщики в течении игры тоже получают задания – «Змейка», и «Лабиринт».

2. Основная часть

Команды выбирают номинации.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

5 – Сказочный вопрос: Какое право нарушили ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха в сказке «О царе Салтане» в отношении царицы?

Ответ: Нарушено право на жизнь и личную неприкосновенность.

10 –  Понятие – Что такое «деликт»?

Ответ:  проступок, правонарушение.

15 – Вопрос – ответ: Административному аресту подвергаются лица достигшие…

Ответ: 18 лет.

20 – Переведите с латинского: pro at kontra

Ответ: за и против

25 – Казус (ситуация): 14-летний Саша, не моргнув глазом, приобрел 3 бутылки спиртного в разных ларьках. Ему льстило то обстоятельство, что ему нигде не отказали. «Это обычное дело, –  рассуждал он. –За пивом я бегал еще 2 года назад. Один раз только тетка в магазине не хотела продать. Но я ей сказал, что беру не себе – и сразу же продали»Задание: дайте оценку этой жизненной ситуации. Объясните Саше, в чем состоит опасность его действий.

Ответ: продавцы нарушают правила розничной торговли, которые запрещают продажу алкогольных напитков несовершеннолетним, а Саша может стать алкоголиком.

30 – Решите задачу: На уроке по «Основам государства и права» ученик Котов заявил, что административному и уголовному праву присущ только один ярко выраженный метод правового регулирования – императивный.

Задание: дайте оценку Котову.

Ответ:  Котов не прав. В административном и уголовном праве используется и диспозитивный метод правового регулирования.

35 – Кот в мешке – Зная высокую требовательность учительницы по русскому языку, ученики на выпускной экзамен принесли ей хрустальную вазу с букетом роз общей стоимостью 1500 рублей.  Учительница вазу с розами приняла. О каком деянии – даче взятки или дарении – идёт речь в данном случае? Почему?

Ответ: Речь идёт о дарении, так как сумма подарка не превышает 5 минимальных размеров оплаты труда.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

5 – Сказочный вопрос: Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке? Какие права Иванушки были нарушены?

Ответ: Киднепинг – похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, на свободу, возможность воспитываться в семье.

10 – Понятие – Что такое деликтоспособность?

Ответ: признание законом способность лица сознавать значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую ответственность.

15 – Вопрос – ответ: В течение какого времени может быть обжалован обвинительный приговор по уголовному делу с момента его составления:

А: 7 дней
Б: 10 дней
В: 14 дней
Г: месяца

Ответ: 10 дней

20 – Переведите с латинского: mea culpa

Ответ: Моя вина, по моей вине.

25 – Казус (ситуация): Сотрудники отделения полиции несколько месяцев подряд не получали заработную плату. Известив письменно руководство, они решили приостановить работу до выплаты, им задержанной заработной платы.Задание: разъясните ситуацию – имели ли право сотрудники отделения полиции приостановить работу? Почему?

Ответ: нет, не имели права, т.к. согласно ТК РФ, в случае задержки выплаты зарплаты не допускается приостановление работы в правоохранительных органах.

30 – Решить задачу: Смирнов совершил преступление. Можно ли рассмотреть дело Смирнова без его участия?

Ответ: Нет. В соответствии с УК РФ заочное рассмотрение уголовных дел не допускается.

35 – Кот в мешке: В конце XVIII века в Российской империи функционировал Совестный суд. Какие дела он рассматривал?

Ответ: Суд рассматривал дела о преступлениях, которые совершали несовершеннолетние и умалишенные.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

5 – Сказочный вопрос: Вам с детства хорошо известна сказка «Дюймовочка». Прокомментируйте, какие права главной героини сказки нарушены?
«Вот славная жена для моего сынка, –  квакнула жаба и, схватив скорлупку с девочкой, выпрыгнула через окно в сад».

Ответ: девочка разлучена с родителями, похищение, ограничение свободы, попытка насильно выдать замуж (склонение и принуждение ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности)

10 – Понятие: Что такое консенсус?

Ответ: соглашение между сторонниками противоположных мнений, направлений, позиций.

15 – Вопрос – ответ: Ребенок, при нарушении его прав и законных интересов, имеет право самостоятельно обратиться в суд за защитой с какого возраста:

А: 10 лет
Б: 14 лет
В: 15 лет
Г: 16 лет

Ответ: 14 лет

20 Переведи с латинского: matrimonium iustum

Ответ: законный брак

25 – Казус (ситуация): Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей. Права ли мама? Почему? Ответ: Нет, так как согласно СК РФ  ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

30 – Решить задачу: Ирина Соколова, получив разрешение местной администрации о снижении брачного возраста, зарегистрировала брак с Красновым, проживающим в другом городе. В связи с отъездом к мужу, Ирина решила продать дом полученный ею в наследство после смерти родителей.
Может ли Ирина Соколова продать дом?

Ответ: да, может. После регистрации брака несовершеннолетние приобретают полную дееспособность, в т.ч. получают возможность самостоятельно распоряжаться любым имуществом, принадлежащим им на праве собственности.

35 – Кот в мешке: У Светы Бочаровой ухудшилось зрение. Ей необходимо сделать операцию, которую не делают в родном городе. Может ли она сделать её в Москве? Почему?

Ответ: Да, Света может сделать операцию в Москве, т.к. у граждан РФ есть равные права на медицинское обслуживание.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

5 – Сказочный вопрос – Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Чиполлино» –  дядюшки Тыквы были нарушены?

Ответ: право на жилище.

10 – Понятие: Что такое Конституционализм?

Ответ: политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; учение о конституции как об основном инструменте политической власти.

15 – Вопрос – ответ: По достижении какого возраста гражданин может быть избран депутатом Государственной Думы РФ:

А: 21 года
Б: 25 лет
В: 30 лет
Г: 18 лет

Ответ: 21 года.

20 – Переведи с латинского: salus populi suprema lex.

Ответ: благо народа – высший закон.

25 –  Казус (ситуация): Гражданин РФ Прохоров, обучающийся в юридическом колледже, на летние каникулы собрался поехать к своему отцу, проживающему в Германии. Однако мать Прохорова забеспокоилась, что ее сына не впустят обратно в Россию, т.к. он неоднократно подвергался административному наказанию.
Есть ли у матери основания для беспокойства?

Ответ: согласно Конституции РФ, граждане РФ имеют право беспрепятственно возвращаться в РФ.

30 – Решить задачу: Какому законодательству подчиняются лица без гражданства?

Ответ: лица без гражданства подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают.

35 – Кот в мешке: «К крайнему неудовольствию Нашему слышим разорение и притеснение подданных Наших от Ябедников». Кому принадлежат слова. Кто такие Ябедники?

Ответ: из указа императрицы Елизаветы Петровны от 25 мая 1752 года. Ябедники – профессионально выполняющие функции правозаступников (судебных представителей) посредством недобросовестных  приемов и методов.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

5 – Сказочный вопрос: В сказке «Трое из Простоквашино» главные герои взяли в аренду в колхозе корову, чтобы она давала им молоко. У коровы родился теленок. Кот Матроскин заявил о том, что «…корова не наша, а теленок уже наш, т.к. мы брали на время только корову».
Так ли это? Прав ли кот Матроскин?

Ответ: в соответствии с ГК РФ о собственности – корова является собственность колхоза, соответственно ее теленок также собственность колхоза.

10 – Понятие: Что такое эмансипация?

Ответ: в гражданском праве –  объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным.

15 – Вопрос– ответ: Над гражданином, признанным судом недееспособным вследствие стойкого психического заболевания, устанавливается:

А: опека
Б: надзор
В: попечительство
Г: патронаж

Ответ: опека

20 – Переведите с латинского: ipso facto

Ответ: суд знает законы.

25 – Казус (ситуация): Иванов Петр, учащийся юридического колледжа, решил внести израсходованный остаток денежных средств, оставшийся у него после получения стипендии в Сберегательный банк. Вправе ли он это сделать? Почему?

Ответ: да, вправе. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей распоряжаться своей стипендией и вносить вклады в кредитные учреждения.

30 – Решить задачу: Иванова призвали на службу в Вооруженные силы РФ, но он заявил в военкомате, что является одновременно гражданином России и США. И поскольку служба в ВС США для него более перспективна, он будет проходить службу там.
Оцените отказ Иванова проходить военную службу в ВС РФ с точки зрения российского законодательства о гражданстве.

Ответ: Иванов должен пройти военную службу в рядах Вооруженных сил России, т.к. это не право, а обязанность граждан.

35 – Предприниматель Петров открыл палатку, торгующую хлебобулочными изделиями. Некоторым покупателям: инвалидам, престарелым, одиноким матерям – он делает скидку на 20-25%. Соответствует ли закону действия Петрова? Почему?

Ответ: нет, это публичный договор, должен быть предоставлены равные условия для всех.

ТРУДОВОЕ ПРАВО

5 – Сказочный вопрос: Все вы знакомы с героиней сказки Ш. Перро – Золушкой и помните, как с ней обращались мачеха и ее дочки. Какие права Золушки были нарушены?

Ответ: право на достойный уровень жизни, на условия для нормального умственного, духовного развития, на защиту от эксплуатации, от унижения человеческого достоинства.

10 – Понятие: Расшифруйте и объясните аббревиатуру ЕТС.

Ответ: единая тарифная сетка – система определения и дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы.

15 – Вопрос– ответ: Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет:

А: 10 календарных дней
Б: 15 календарных дней
В: 24 календарных дня
Г: 28 календарных дней

Ответ: 28 календарных дней

20 – Переведи с латинского языка: ex aeguo et bono. Ответ: по справедливости.

25 – Казус (ситуация): Вы – руководитель отдела. К вам обратился сотрудник с просьбой отпустить его на 4 дня в связи с женитьбой. Однако официально вы отпустили его только на 3 дня, сославшись на установленные правила. Несмотря на это рабочий вышел на работу через четыре дня. Объясните, как вы поступите в данной ситуации.

Ответ: Правильно будет если:

1. Предложить отработать 4-й день. Объяснительную записку требовать не следует, т.к. в отделе известно, что у сотрудника была свадьба.
2. Привлекать вышестоящего начальника не обязательно, вопрос должен быть решен вами самостоятельно.

30 – Решите задачу: Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины более 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул. Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?

Ответ: нет, не нарушил. Прогулом считается отсутствие  на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить можно за один прогул.

35 – Кот в мешке: На прием к адвокату пришла Наташа и обратилась с просьбой защитить ее права. Дело в том, что Наташе отказали от приема на работу в ночной клуб.
Какой первый вопрос должен задать ей адвокат? Ответ: Сколько Вам лет?

Вопросы для болельщиков:

Составим «Свадебный словарь»:

1) Кем является мать женатого мужчины по отношению к его жене? (Свекровь)
2) Замужняя женщина по отношению к родным её мужа?  (Невестка)
3) Сестра женатого мужчины по отношению к его жене? (Золовка)
4) Женатый мужчина по отношению к своей жене? (Муж)
5) Мать замужней женщины по отношению к её мужу? (Тёща)
6) Отец замужней женщины по отношению к её мужу? (Тесть)
7) Брат жены по отношению к её мужу? (Свояк)
8) Брат женатого мужчины по отношению к его жене? (Деверь)
9) Отец женатого мужчины по отношению к его жене? (Свёкор)
10) Женатый мужчина по отношению к родным его жены? (Зять)
11) Отец замужней женщины по отношению к родным её мужа? (Сват)
12) Замужняя женщина по отношению к своему мужу? (Жена)

Задачи:

1. Сотрудники отделения полиции несколько месяцев подряд не получали заработную плату. Известив письменно руководство, они решили приостановить работу до выплаты им задержанной заработной платы.

Задание: Разъясните ситуацию – имели ли право сотрудники отделения полиции приостановить работу? Почему?

Ответ: Нет, не имели права, т.к. согласно ТК РФ, в случае задержки выплаты зарплаты не допускается приостановление работы в правоохранительных органах.

2. 13-летний семиклассник Худолей заставлял шестиклассников Розова и Ершова «сдавать» ему карманные деньги, обещая им открыть на скопленную сумму «фирму по защите школьников от хулиганов», которая принесёт всем троим доход. Розов отдавал деньги охотно, т.к. верил в идею семиклассника. Школьник Ершов деньги тоже отдавал, т.к. боялся, что иначе Худолей его изобьёт.

Задание: Оцените действия учащихся с точки зрения права. Предположите, как бы вы поступили на месте Ершова?

1. Лабиринт:  Ответ: «Цель права – обеспечение мира и справедливости»
2. Змейка: Ответ: «Первое наказаниедля виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом».

1. Лабиринт

В этом лабиринте зашифровано высказывание американского писателя В. Ирвина. Начиная с буквы Ц в центре лабиринта, соедините все другие буквы одной линией, ни разу не пересекая её.

  Е М И Р А И
  И А В А _ С
И Н Р Ц Е О П
Т Е П Ь Л Б Р
С Ч Е П С Е А
О В И Л Д Е В

2. Змейка

Двигаясь от 1 до 14, вы сможете прочесть слова римского поэта Ювенала. 

3
ЗАНИЕ   Д
2
ОЕ   НАКА
14
М  СУДОМ
4
ЛЯ  ВИНОВ
8
ЧТО  ОН И
11
СЯ   ПЕРЕ
7
Я В ТОМ,
6
ЮЧАЕТСЯ
9
Е МОЖЕТ
О
13
СТВЕННЫ
1
ПЕРВ
12
Д  СОБ
10
ПРАВДАТЬ
5
НОГО ЗАКЛ
       

3. Заключительная часть

Подведение итогов, награжде­ние команд.