Цели. 1.Знакомство с названиями, записью и десятичным составомчисел второго десятка. 2.Развитие внимания, мышления. 3.Воспитание трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи.
Оборудование: раздаточный материал (круги), карточки для показа состава чисел (десятки, единицы), карточки со словами из "Азбуки хороших слов", учебники, тетради
Ход урока.
1. Повторение. Устный счёт.
- 3 + 5 = 8
- 7 - 2 = 5
- 9 - 6 = 3
- 8 уменьшить на 3
- 4 увеличить на 2
- Найдите сумму 5 и 5
Между какими десятками в числовом ряду стоит число 40, 60, 20?
10, 20, ..., 40, ..., 60, 70, ..., 90 - Какие числа пропущены?
Счёт десятками (На экране картинки с изображением предметов по 10)
10, 15, 20, 30 - Какое число лишнее? Почему?
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель.
Мы десятками считали.
Много чисел называли.
Тут с десятком встала 5.
Как теперь число назвать? (15)
Вот сегодня мы и познакомимся с числами, которые больше 10, но меньше 20, научимся их записывать и читать, узнаем их состав.
(На экране слова из "Азбуки хороших слов": аккуратные, аппетитные, активные, внимательные, наблюдательные, героические, трудолюбивые, старательные").
-Чтобы усвоить эту тему, какими вы должны быть?
(Дети называют слова: активные, внимательные, наблюдательные, трудолюбивые, старательные.)
3. Работа над новым материалом.
(На каждом столе набор кругов красного цвета (по 10 шт.) и синего цвета (от 1 до 9шт.) Дети работают в парах.
- Какой праздник мы недавно отмечали? Праздник закончился, и вы должны убрать игрушки до следующего года, ведь трудолюбивые дети любят порядок. Положите круги красного цвета на нижнюю полочку наборного полотна, а синие -на верхнюю. Посчитайте красные круги, а затем - синие.
- Сколько красных кругов? А синих?
(Один десяток красных кругов и 1круг синий -11)
- 1д. и 2ед. - двенадцать,
- 1д. и 3ед. - тринадцать,
- 1д. и 4ед. - четырнадцать,
- 1д. и 5ед. - пятнадцать,
- 1д. и 6ед. - шестнадцать,
- 1д. и 7ед. - семнадцать,
- 1д. и 8ед. - восемнадцать,
- 1д. и 9 ед. -девятнадцать,
- 2д. - двадцать.
(Дети по очереди называют количество кругов)
- Мы получили с вами числа от 11 до 20. А как их можно записать?
- Кто такие числа может записывать?
(На доске появляются карточки с числами.)
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
- Что общего в записи этих чисел? Чем отличается их запись?
- Что означает первая цифра в записи? (Десяток кругов.)
- А вторая? (Отдельные круги.)
(Затем дети называют количество десятков и единиц в числах, указанных учителем.)
Вывод: первая цифра в записи числа обозначает количество десятков, а вторая - единиц.
Конструирование состава чисел второго десятка при помощи карточек.
Дети кладут перед собой карточку с числом 10, а справа сверху накладывают карточку с числом 2. Получаем -12 и т. д. (запись в тетради)
- 12 = 10 + 2
- 13 = 10 + 3
- 17 = 10 +7
Работа с учебником. №2 стр.12. (работа в парах)
- Сколько морковок на каждом рисунке?
Запиши их число двумя цифрами. Проверьте друг друга.
№3 - дополнить количество морковок до 18, 19, 20
4. Физминутка в движении.
5. Закрепление нового материала.
Учитель показывает 2 пирамидки, на первой из них -10 колец, а на другой - 5, 7, 2, 3, 6. Дети записывают число колец на двух пирамидках.
15, 17, 12, 13, 16. - взаимопроверка.
Запишите двумя цифрами число, в котором:
- один десяток и семь единиц,
- один десяток и девять единиц,
- один десяток и ноль единиц,
- один десяток и четыре единицы.
(17, 19, 10, 14) Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал.
На следующих уроках вы будете выполнять сложение и вычитание в пределах 20, но для этого нужно хорошо знать сложение и вычитание в пределах 10. Вот сейчас мы и проверим себя.
6. Работа над изученным материалом.(самостоятельная работа по вариантам)
1 в. - № 7 (1 и 3 столбики)
2 в. - № 7 (2 и 4 столбики)
Проверка: на доске числа:
- 6, 7, 8, 9.
- 6, 5, 4, 3.
- У кого такие ответы - встаньте. Молодцы!
Задание повышенной трудности. №8.
Сколько монет на рисунке? Сколько копеек?
7. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Вы были внимательными, активными, старательными, поэтому у нас всё получилось. Урок окончен.