Цели урока:
- систематизировать знания о буквах и звуках;
- формировать навыки беглого чтения;
- развивать читательский интерес;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация.
ХОД УРОКА
– Дорогие ребята! Вот вы и познакомились со всеми буквами русской азбуки, научились читать. Сегодня у нас заключительный урок, и мы отправляемся с вами в страну «От А до Я». А отправимся мы на поезде, но не одни, а со сказочными героями, которые были частыми гостями на наших уроках, и о которых мы скоро будем читать книги. Узнаем, кто же это.
(Появляется вагон с этим героем)
Отгадывание загадок:
Крошечная девочка под листиком жила
И зимой холодною ласточку спасла.
Не милы ей женихи: жаба, жук и крот.
Далеко, в стране цветов, ее счастье ждёт. (Дюймовочка)
* * *
Ты меня, дружок, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены – (Чебурашку)
* * *
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это? (Колобок).
* * *
Мальчишка деревянный, весёлый, озорной,
В подарок получает он ключик золотой.
И потайную дверцу он скоро отопрёт,
В мир радости и счастья с друзьями попадёт. (Буратино)
* * *
Мальчик-луковка – бедняк,
Но не унывает.
Из беды своих друзей
Смело выручает. (Чипполино)
* * *
Медвежонок любит мед,
Песни сочиняет,
Ходит в гости по утрам…
Кто его не знает? (Винни-Пух)
* * *
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
– Ну, что ж, состав готов к отправлению. Но мы должны определить путь движения нашего поезда. Посмотрите внимательно на карту. Как вы считаете, как двигаться нашему поезду?
(Дети высказывают свои предположения)
Если затрудняются в выборе правильного ответа, то задать следующие вопросы:
– Что видите на карте? (Буквы)
– Чтобы определить путь движения поезда,
отгадайте, по каким буквам располагается наш
путь:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он … (Алфавит)
– Давайте назовем буквы в алфавитном порядке,
покажем их и тогда доберемся до страны «От А до Я»
Кто уже выучил весь алфавит? (Один ребенок
показывает буквы по карте, а все дети читают
хором алфавит.)
– Сколько же букв в алфавите?
– Некоторые буквы нас встречают на перроне, но их
надо узнать:
Эта буква широка И похожа на жука. (С.Маршак) |
|
На эту букву посмотри – Она совсем как цифра 3. (С.Маршак) |
|
На хоккее, на футболе Буква эта – ворота в поле. (В.Степанов) |
|
Что за буква светится Старым ясным месяцем? (В.Степанов) |
|
В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. (Е.Тарлапан) |
|
Молоток стучит: тук-тук-тук! Какой же букве был он друг? (В.Степанов) |
– Какая из этих букв «лишняя»? (о) Почему?
– Какими бывают гласные звуки? (Ударные и
безударные) Сколько гласных звуков? А гласных
букв?
– Какие бывают согласные звуки? (Твердые и
мягкие, звонкие и глухие)
– У каждой буквы в этой стране есть свой домик. Мы
подошли к улице «Парные звонкие и глухие
согласные»
– Назовите все парные звонкие и глухие
согласные. Мы сейчас должны узнать, какая буква
живет в домике и кто с ней вместе живёт. Но
случилась беда, на место буквы-хозяйки встала её
парная согласная. Давайте исправлять положение,
тогда к нам выйдет хозяин дома.
– Федя приглашает нас в парк, где много сказочных домиков. На эти домики он повесил плакаты с ребусами и просит подумать и разгадать их.
Отгадывание ребусов
Игра на внимание
– В парке много отдыхающих. А кого мы здесь встретим, послушайте стихотворение и тогда вы сможете их назвать. Постарайтесь запомнить всех сразу.
Целый день паслись у сосен
Две подружки Ме и Му.
Мяу грел бочок на солнце,
Бе весь день мешал ему.
Кря купался рядом в речке,
Ку-ка-ре-ку песни пел,
Гав валялся на крылечке,
Хрю под кустиком сопел.
А теперь, дружок, напомни,
Назови по именам
Всех, кто в этот жаркий полдень
На глаза попался нам.
(Дети называют героев, которых запомнили, затем читают имена и называют чье это имя – тогда открывается картинка животного)
– Какие это животные?
– А какие животные еще бывают? Назовите их.
– В стране «От А до Я» есть памятник из книг.
Прочитаем, что написано на этом памятнике.
– Как вы понимаете эти слова.
– Как вы считаете, почему именно на корешках книг
написаны такие слова?
– Да, именно из книг мы узнаем что-то новое,
полезное, интересное. В народе говорят: кто много
читает, тот много знает. Много пословиц о знаниях,
учении мы с вами выучили на уроках обучения
грамоте. Кто какие пословицы запомнил?
– А теперь прочитаем пословицы о книге:
Книга мала, а ума придала.
Книги читать – скуки не знать.
Книга – лучший подарок.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Чтение – лучшее учение.
– Я.думаю, что вы обязательно подружитесь с книгами. Они помогут вам хорошо учиться. А вот, что нам говорит старейший ученый этой страны – Мудрая Сова:
Хорошая книга привыкла к почтению,
И тот получает пятёрку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать,
И книжки, как старших, привык почитать!
Я.Козловский
– Вот и заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться обратно в класс. Но, чтобы вернуться, мы должны расставить вагоны в нашем поезде в определенном порядке. Давайте прочитаем слова на вагончиках и подумаем, как можно расставить вагоны.
(Дети читают слова, высказывают свое мнение.)
(Расставить можно по количеству слогов в словах: 1 вагон – слово из 1 слога и так далее; можно в алфавитном порядке.)
– Скажите, как связаны между собой эти слова? (Высказывания детей)
Итог
– Вы все являетесь читателями, а в библиотеке вы всегда найдёте книгу по своему интересу. Не забывайте, что словари будут вашими верными друзьями и придут вам на помощь, если вы встретите непонятные слова. Помните о правилах обращения с книгой. Берегите книги!
Использованная литература.
- Волина В.В. Праздник букваря. – М., 1995г.
- Дидактический раздаточный материал по математике «Сказочные герои» – М., 1989г.
- Рисунки животных художника Вахтина. В.Л. из серии книг «Весёлые уроки» – ООО Изд. «Фламинго» М., 2010г.
Интернет-ресурсы:
- http://pixelbrush.ru/2008/12/page/7/ – рисунки домиков
- http://vyshivka-blog.ru/skazochnie-domiki.html – домик-грибок
- http://supersolnishco.net/page/6 – маг
- http://viazannaia-kofta.ru/panda-risunok.html – панда
- http://www.kakprosto.ru/kak-9047-kak-narisovat-zmeyu – ужи
- http://ru.123rf.com/photo_2766519_boy-and-girl-cartoon-illustration.html – мальчик
- http://www.abc-color.com/color/animals/001/goat/goat-clipart-color-ru.shtml – коза