Что такое креативное мышление?
Аналога в русском языке слову - креативное, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает "творческость". Это способность порождать необычные идеи, отклоняясь в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычным способом. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Для развития креативного мышления на уроках русского языка можно использовать различные приёмы "усиления" орфограмм, приёмы для заучивания правил, упражнения на изобретательность запоминания, построение плана действий, использование пиктограмм и т.д.
Составление пиктограмм на уроках русского языка, один из приёмов для развития гибкости и широты креативного мышления. Изображение отвлечённых понятий с помощью пиктограмм, поможет глубже усвоить такие понятия, как "подлежащее", "сказуемое", "имя существительное", "имя прилагательное", "глагол" и т.д.
Слово пиктограмма (от латинского pictus - нарисованный и греческого grapho - пишу) означает изображение слова рисунками, символами.
Как же выполнить пиктограмму предмета, которого не существует? Надо суметь "оживить" понятие, создать его зрительный образ. В пиктограмме важна не техника рисунка, а то, как дети умеют представлять "невидимые" предметы, фантазировать, понимать главную суть этих отвлечённых понятий.
Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". То же можно сказать обо всех графических формах работы с информацией: о схемах, таблицах, графиках, условных знаках и, конечно, рисунках - когда мы их используем, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем.
Графические формы можно использовать не только как рефлексию пройденного материала, но и как способ пробуждения у учащихся интереса к теме занятия.
Сами же рисунки можно использовать не только для улучшения работы на уроке и подведения итогов, но также и для пробуждения интереса учащихся к теме занятия, побуждения их к дальнейшему исследованию.
Ребята начинают развитие креатива с формирования простейших мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения.
Изучение любой темы целесообразно начинать с вопросов самих учащихся: "что я знаю" об этом и " чего не знаю".
Учитель пишет на доске тему урока. Учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знают ответ. Одни учащиеся по очереди задают классу вопросы, другие отвечают на них. Когда все вопросы к тому, "что я знаю", исчерпаны, идут вопросы, на которые учащиеся не знают ответа, а хотели бы узнать. Эти вопросы звучат без ответа. Эти вопросы учитель записывает на доске.
Чего мы добились? Конечно, пробуждения интереса к данной теме, к поискам правильного ответа, к включению учащихся в процесс поиска верной идеи еще до основного исследования. Ученики делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи в интересной форме рисунка. Способ решения любой задачи индивидуален для каждого ученика. И в данной работе учтены индивидуальные возможности творчества, поиска правильного ответа, систематизации знаний. Учащиеся свободны в поиске решений заданной проблемы, а для нас важны ВСЕ их предположения, ведь именно они, эти прогнозы, заставили детей размышлять по данному вопросу до того, как они приступили к его изучению.
Рассмотрим несколько приёмов для развития креативного мышления на одном из уроков русского языка.
Урок русского языка в 4 классе.
Тема. Обобщение знаний о предложении.
Форма проведения: урок-путешествие.
Цель:
- обобщить и систематизировать ЗУН по теме "Предложение";
- развивать письменную речь, креативное мышление, внимание;
- воспитывать аккуратность, целеустремлённость.
Оборудование: учебник Т. Г. Рамзаевой "Русский язык" (часть 2), карточки для индивидуальной работы, "бортовой" журнал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 2), таблицы.