Урок математики. Тема: "Умножение и сложение: порядок выполнения действий". 2-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 2


Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и закрепления учебной информации с действиями первой (умножение) и второй (сложение) ступеней.

Задачи:

обучающая:

  • формировать представление о новом арифметическом действии - умножении как сумме одинаковых слагаемых, раскрыть его смысл и практическую целесообразность;
  • научить записывать суммы одинаковых слагаемых в виде произведения;

развивающая:

  • развитие познавательной активности учащихся;
  • умение употреблять в речи математическую терминологию;
  • развивать психические процессы: память, внимание, мышление;

воспитательная:

  • прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Метод обучения: словесный, практический, наглядный.

Средства обучения: карточки для парной работы, учебник "Математика" 1 часть, 2 класс (автор А. Л. Чекин. - М.: Академкнига Учебник, 2008) тетрадь на печатной основе (авторы: Юдина Е. П., Захарова О. А. - М. : Учебник, 2008).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Скажем, здравствуйте руками,
Скажем, здравствуйте глазами,
Скажем, здравствуйте мы ртом,
Станет весело кругом. (дети здороваются мизинчиками, коленками, пятками.)

Учитель: Добрый день, мои дорогие! Я очень рада снова вас видеть, пожелаю Вам всем успеха и хорошего настроения! Начинаем наш урок!

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Устный счет.

Работа в парах. Проверить друг друга на знание "Таблицы умножения на 3, 4.

Учащиеся цепочкой решают примеры и называют ответы на сложение и вычитание

(карточки-таблицы)

2. Задачи на смекалку.

Решить задачи устно.

  • Во дворе гуляют куры и петух. У каждой курицы по 2 цыпленка. Всего 7 птиц. Сколько всего кур гуляет во дворе?
  • Если собрать с дуба, ясеня и осины по 3 листа, сколько листьев будет в осеннем букете?
  • На столе стояли 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?

III. Постановка учебной задачи.

Учитель:

В содержании учебника стр. 5 найти тему предыдущего урока.

Прочитать следующую тему.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сформулируйте тему урока полностью.

Тема сегодняшнего урока: "Умножение и сложение: порядок выполнения действий"

Какое открытие мы сделали на прошлом уроке? (правильно, если складываем одинаковые числа, то мы можем заменить сложение умножением.) Молодцы!

Сейчас мы проверим, кто из вас это запомнил и может применить на практике.

Запись числа и классной работы в тетрадях.

На доске: [1, с. 224 ]

3+3+3+3+3+3+3= 8+8+0=
4+2+1+4= 6+6+4=
5+5+5+5= 7-7-7=
8+6+*+5+1= 8+18+28+38=

Задание:

Посмотрите на выражения и замените сложение, где можно умножением. (в первом выражении одни тройки, значит, можно заменить умножением.)

А сколько там троек? (Семь троек.)

Значит, мы по 3 взяли :. (7 раз.)

Запишите у себя в тетрадях.

Учитель записывает на доске, показывая форму записи детям.

3+3+3+3+3+3+3=3*7

А теперь посмотрите на второе выражение. Можем мы его записать умножением? (Нет, оно не подходит, так как там есть разные числа 2. 4 и 1.)

Далее анализируется каждая записанная сумма. Дети объясняют, где можно заменить сложение умножением и записывают примеры в тетрадь.

Что вы можете сказать про выражение 7-7-7 (дети объясняют, что здесь вычитание, а мы заменяем, только сложение.)

Внимание! Последний пример как запишем, везде есть 8?. (Нет, умножением записать нельзя, здесь разные слагаемые.)

Физ. минутка. (ведет ученик, под музыкальное сопровождение.)

(специальные упражнения для гимнастики мозга.)

Работа с учебником.

Учитель:

Открыть учебник на стр. 122. Найти задание №3. [2 ]

Что необходимо выполнить? (Заменить произведение суммой.)

Давайте запишем эту сумму.

У доски работает один ученик.

3+3+3+3+3+3= 18 (заменили произведение 3*6 суммой.)

Сколько мы должны еще прибавить к числу 18? (3)

Какое значение получится, если прибавить 3? (21)

Посмотрите, какое действие нужно выполнить сначала, чтобы при вычислении получить число 21? (Умножение.)

Изменится ли значение выражения, если сначала выполнить действие сложения? (Да, оно изменится.)

Так как мы будем находить значение выражения, если оно без скобок? Давайте прочитаем это на стр. 122 (чтение правила в учебнике)

IV. Первичное закрепление.

Учебник стр. 123. №4 (1-2столбик). Учащиеся коллективно по цепочке выполняют данное задание с объяснением у доски, остальные работают в тетрадях.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учебник, стр. 123, №4 (3столбик). [2]

Проверим, как вы усвоили новый материал. Выполняем 3 столбик самостоятельно, 2 ребят у доски на закрытых досках. Те, кто всё выполнили, работают консультантами.

Проверяем работу у доски. Какие трудности вы испытывали? Всё выполнено без ошибок? Молодцы!

Давайте, сделаем вывод: если выражение без скобок, и встречается действие сложения и умножения, как вы будете действовать?

(сначала выполняем умножение, а потом сложение.) Молодцы!

VI. Физ. минутка. (ведет ученица) Физ. минутка состоит из 2х частей: под музыкальное сопровождение выполняются несколько упражнений, а затем упражнения для глаз.

(Выполнение гимнастических упражнений для прилива кислорода к клеткам мозга.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Выполнение упражнения в тетради для самостоятельной работы.

Стр. 54 №4 (1). (коллективный разбор задачи) [3]

  • Сколько всего гречневой крупы купила мама? (2*3=6 (кг).)
  • Сколько килограммов риса купила мама? (7кг.)
  • Сколько всего килограммов крупы купила мама? (6+7=13 (кг.)
  • Записать решение выражением. (2*3+7=13 (кг).)

VII. Закрепление изученного материала.

1. работа по учебнику, стр. 123 №6 [3]

Как выразить число красных кругов в виде произведения? (4*3или3*4)

Как выразить число синих кругов в виде произведения? (2*5 или 5*2)

Соединить в сумму два произведения, выбранных по одному из каждой пары. (сначала выполняется умножение, а потом сложение.)

Что нужно делать, если в выражении без скобок встречаются действия сложения и умножения? (Сначала выполнить умножение, а затем сложение.)

VIII. Рефлексия деятельности. Вот и заканчивается наш урок.

  • Что было на уроке самым интересным? (ответы детей)
  • Что было самым трудным? (ответы детей)
  • Что мы нового узнали? Какое открытие для себя сделали? (Как выполнять порядок действий в выражениях без скобок, если есть сложение и умножение.)
  • Какую оценку поставим за урок? (ответы детей)

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет.

Урок окончен. Я благодарю Вас за урок, за вашу активность на уроке, за Ваш успех! Всем спасибо за работу! Молодцы!

IX. Оценка работы учащихся на уроке. Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы: №4 (2, 3) (стр. 54).

Приложение.

Список используемой литературы

  1. Дмитриева О. И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2класс к учебному комплекту М. И. Моро - М. : Вако, 2006.
  2. Чекин А. А. Учебник "Математика" 1 часть, 2 класс. - М. :Академкнига Учебник, 2008
  3. Юдина Е. П. , Захарова О. А. - тетрадь на печатной основе. - М. :учебник, 2008