Цели:
- рассмотреть причины и ход смутного времени;
- увидеть связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России;
- помочь учащимся осмыслить значимость этих событий в истории нашего государства.
Задачи:
- сформировать понятия смутного времени и гражданской войны, научить анализировать ситуации и прогнозировать ее развитие;
- развивать гибкость мышления, внимание, участвовать в дискуссии, обобщать полученную информацию;
- воспитывать толерантность и культуру речи.
Оборудование:
- карта “ Российское государство в XVII веке”;
- портрет: Ивана Грозного, его сыновей, Бориса Годуного, Василия Шуйского, Лжедмитрия I.
- раздаточный материал.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Сегодня у нас не будет опроса
домашнего задания, т.к. к этому материалу мы будем
обращаться в ходе изучения новой темы. Мы с вами только завершили изучение развития стран Европы в период нового времени. Какую вы можете дать характеристику развития этих стран?
2. А сегодня мы с вами постараемся выяснить, какие события происходили в этот же период, период нового времени в России. Период, который в истории России получил название Смутного времени. И взор многих государств Европы был обращен на русское государство. |
Это были централизованные государства, по форме правления монархии и республики, а так же они вступили на путь капитализма. И в их развитии установилась стабильность.
|
II. Изучение нового материала
Тема урока “Смутное время начало
XVII века” I причины и суть Смутного времени начала XVII в. 1. Какая династия правила в конце 16 века в России? 2. Царем был Иван IV, а кто был его наследниками? (На доске постепенно составляется схема) Иван IV (1533-1584) Иван (1554-1581) Федор (1557-1598) Дмитрий (1583-1591) 3. Кто из них был способен возглавить русский престол после смерти отца? И почему? 4. Кто являлся законным наследником после смерти Федора? 5. Какой можно сделать вывод? Что происходит с династией Рюриковичей? 6. Что же теперь будет с русским престолом? Какая борьба сейчас может начаться?
7. Какую можно дать характеристику сложившейся ситуации в стране? Какие серьезные проблемы возникли?
8. Именно это время экономической и политической нестабильности в стране назвали Смутным. Говоря о любом событии, что мы с вами в первую очередь должны определить? |
Династия Рюриковичей.
Старший сын Иван, Федор и младший Дмитрий.
Сын Федор, т.к. Иван был убит в пылу ссоры. Дмитрий сначала был малолетним, а затем погиб в Угличе при загадочных обстоятельствах. Наследников не осталось, у Федора не было детей. Династия Рюриковичей со смертью последнего наследника Федора оборвалась. Сейчас начнется борьба за власть. А престол будет переходить из рук в руки. Сначала его возглавит Борис Годунов, затем Лжедмитрий I. В стране был экономический упадок вызванный опричниной и последствиями Ливонской войны. Нестабильность во власти из-за пресечения царской династии. Какие причины вызвали это событие. |
9.Откройте учебник на с. 13
прочитайте второй абзац сверху и назовите эти
причины
II. Лжедмитрий I (1605-1606): приход к власти и падение. 1. И в самом обществе не было стабильности, оно было представлено: Бояре, дворяне, крестьяне казаки. Разобщенность наблюдалась не только между сословиями, но и внутри них. Одни верили одному царю и ждали для себя благ, а другие другому. Мы уже знаем, что после смерти Бориса Годуного русский престол возглавил Лжедмитрий I, как многие считали законный царь. (На доске). (Приложение 2) Лжедмитрий I (1605-1606) Посмотрите на даты его правления, почему оно было таким коротким? Отвечая на этот вопрос, мы имеем повод, поговорить о политиках и политической программе. Политик - человек, борющийся за власть, но в одиночку он этого не добьется, ему сторонники. Политик привлекает их обещаниями. Именно эти обещания составляют политическую программу. Какие обещания дал Лжедмитрий I. (На доске) Программа: 1. Освободить из ссылок невинных. 2. Отменить казни. 3. Борьба с взятками. 4. Освобождение крестьян. 5. Правление с Боярской думой. |
Причины смутного времени: 1. Пресечение законной московской династии. 2. Хозяйственная разруха. 3. Закрепощение крестьян, увеличение налогового гнета. 4. Ослабление центральной власти.
|
Что реализовано: 1. Возвращение из ссылки бояр. 2. Отменил казни, боролся с взятками. 3. Не освободил крестьян. 4. Допустил бесчинства поляков в Москве. 5. Правил без Боярской думы. Как вы думаете, какие обещания были главными, учитывая, что крестьяне составляли большинство населения, а бояре были самыми влиятельными людьми в России? Как вы думаете, какие обещания были главными, учитывая, что крестьяне составляли большинство населения, а бояре были самыми влиятельными людьми в России? 2. Вернемся к вопросу поставленному ранее. Почему правление Лжедмитрия I было непродолжительным? 3. Против него в среде боярства созрел заговор, где важную роль играл князь Василий Шуйский. Бояре, используя недовольство простого народа новым царем, организовали в ночь на 17 мая 1606 года восстание, в ходе которого Лжедмитрий был убит. III. Василий Шуйский (1606-1610) (Приложение 3) а) Приход к власти. б) Война против Ивана Болотникова. 1. Русский престол возглавил Василий Шуйский, которого поддерживали московские бояре. Шуйский обязался, значительно ограничит свою власть. Но воцарением Шуйского многие в стране были недовольны, поэтому его положение на троне было очень шатким. К тому же сразу после его воцарения появились слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия. В Новгород-Северском на Юга - западной окраине России объявился его “посланник”- Иван Болотников, который осенью 1606 г. поднял народное восстание. А кем же он был? Боярином, воеводой или крестьянином? И кто его поддержал? Об этом мы узнаем из небольшого сообщения (используется прием “оживление” карты) |
Главными были освобождение крестьян от крепостной зависимости и правление страной с боярской думой.
Он не выполнил главные обещания.
|
2. Из сообщения мы видим, что русское общество не просто раскололось, но и вступило в открытое вооруженное противостояние. Началась гражданская война (понятие на доске)- это война граждан одного государства друг против друга. На данном этапе победу одержал Василий Шуйский, расправившись с силами Болотникова. Как вы считаете, станет ли эта победа: - завершением смутного времени; - установлением крепкой царской власти, признанной всем русским обществом; - или страна будет ввергнута в следующий этап борьбы за власть.
3. Вы правы действительно, на следующем уроке мы с вами будем говорить о следующем претенденте на русский престол Лжедмитрии II и о продолжении Смутного времени. |
Иван Исаевич Болотников был
беглым холопом, некоторое время он был в турецком
плену. В 1606 г. он встал во главе восставших
крестьян юга и юга-запада России. Армия
Болотникова, состоявшая из беглых крестьян,
стрельцов, казаков и дворян направилась на
Москву. Лагерь восставших в селе коломенском.
Несколько раз Болотникову удавалось отбить
атаки царского войска. 2 декабря 1606 г. при осаде
Москвы восставшие были разбиты у села котлы.
Болотников с оставшимся войском отошел у Калуге,
а затем укрылись за крепостными стенами Тулы.
Осаду города лично возглавил Василий Шуйский.
При этом он дал обещание если восставшие
сдадутся, то им сохранят жизнь. 10 октября 1607 г.
войско Болотникова сложило оружие. Но Василий
Шуйский не сдержал обещания, жестоко
расправившись с восставшими. Самого Болотникова
ослепили, а позже утопили.
Смутное время не завершится, начнется новая борьба за власть. Проблемы, ставшие причиной смуты, не были решены.
|
III Проверка усвоенного материала
А сейчас, чтобы проверить,
как вы усвоили материал урока, выполните
небольшой тест, который у вас находится на
столах. (Приложение 4)
Теперь поменяйтесь с соседом по парте тестом, проверти, и поставьте оценку, а выходя, сдайте. |
1. К причинам смуты не
относится: а) раскол в правящей верхушке, (б) преследование правительством еретиков, в) неурожай, г) пресечение династии Рюриковичей. 2. Годы правления Лжедмитрия I: а) 1603-1605; б) 1604-1606; (в) 1605-1606; г) 1606-1610. 3. Выступление под предводительством Ивана Болотникова было: а) 1604-1606; (б) 1606-1607; в) 1606-1610; г) 1605-1606 4. Кто командировал русскими при осаде Тулы в 1607 г. (а) В. Шуйский; б) Б. Годунов; г) Лжедмитрий I; в) Иван Калита. |
Д/з §2, с.12-17, для самоконтроля устно ответить на с.20 вопрос №1, 2, 3.
Для сильных учеников с.22-23 прочитать документ и выписать причины поражения Болотникова.
Литература
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Россия в XVII-XVIII веках. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов., Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2009.
- Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время // Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / А.С. Орлов [и др.]. – М., 2004.
- Назаров В. Россия на распутье // Родина. — 2005. — № 11. — С. 6-10.
- Перхавко В. Голодомор // Родина. — 2005. — № 11. — С. 11-14.
- Кобрин В. Лжедмитрий I // Родина. — 2005. — № 11. — С. 19-22.