Развитие познавательной и творческой активности у детей с особыми образовательными потребностями через проблемно-эвристические уроки

Разделы: Коррекционная педагогика


Сегодня, в связи с новыми задачами общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) также, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний.

Результат работы учителя оценивается умениями его учеников: уровнем самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке; отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу; объективной направленностью деятельности учеников на развитии своей личности; наличием у обучающихся познавательного интереса; воспитательной и развивающей подвижке личности, возникшей в ходе урока.

Важно помнить, что и в коррекционной школе привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, творческому применению навыков и умений на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.

Проблемное обучение педагогическая технология, обеспечивающая возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Основной метод: решение проблемной ситуации, при котором ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно для выполнения практического или теоретического задания и возникает потребность в новых знаниях. Учитель обозначает проблемную ситуацию (на любом этапе обучения), ученик самостоятельно или с помощью взрослого ищет решение проблемы, совершая субъективные открытия. При этом он приобретает знания, умения и навыки, усваивает способы самостоятельной деятельности, у него развиваются познавательные и творческие способности. Система проблемного обучения включает еще информационные и тренировочные этапы обучения для усвоения известных знаний, не требующих в процессе усвоения творческой активности (например: сведения о фактах науки, определения, обозначения, способы вычислений), и тренировки навыков. Общий объем проблемноусваиваемого материала зависит от типа учебного предмета и уровня развития учащихся. По степени сложности выделяют три основных уровня проблемного обучения:

проблемное изложение; совместный проблемный поиск; творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиске ее решения. Проблемное обучение реализуется с помощью систем проблемных учебных заданий, которые используются преподавателями в процессе обучения. Показатели эффективности такого обучения: повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического использования в деятельности, формирование творческих способностей и познавательной мотивации, обеспечивающей возможности самообразования.

Эвристическая педагогика — технология обучения, стимулирующая процессы нахождения оригинального решения проблемной ситуации. Главным принципом эвристической педагогики является реализация творческой активности человека. Ее методы основаны на принципах и правилах эвристики (как науки). Прообразом считается майевтика (греч. акушерство, повивальное искусство) Сократа, который при помощи искусно поставленных вопросов помогал собеседнику самому приходить к правильным выводам, рождать новое (для него) знание. Методы эвристической педагогики представляют собой самые разные приемы и способы, которыми пользуется педагог при обучении учащихся творческому, нестандартному решению не только простых, но и нетривиальных задач. [1]

Возможно, ли организовать поисково-эвристическую работу с детьми с особыми образовательными потребностями?

Что же для этого необходимо? Хорошим ответом на поставленный вопрос являются слова С.Л. Рубинштейна: “Для того чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях”. [2]

Несколько слов о проблемной организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе. Она может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель, в зависимости от характера выдвинутой проблемы. В своем творчестве мы опираемся на три основных аспекта в организации проблемного урока.

Первый аспект

В качестве проблемной ситуации ставим задачу, в основе которой лежит “сюжетная линия”. В рамках данного подхода работали многие педагоги, организующие на своих занятиях игры: урок-путешествие, урок-аукцион, урок-сказка и т.п. В рамках таких уроков ученики преодолевают препятствия - разрешают проблемные задачи.

Сюжетная линия направляется нами на жизненные ситуации. На уроке развития речи “Я пишу письмо” мы прослеживаем путь письма, от его написания до вручения адресату, практические задания помогут учащимся применить их в дальнейшем в жизни. Урок ОЗМ “Снег и лед” построен так, что дети весь урок применяют знания своего жизненного опыта, при ответах на вопросы, отгадывании загадок, открывают мир зимних явлений природы.

Второй аспект

Постановкой проблемного вопроса выдвигаем гипотезу или несколько, для обоснования доказательности. Особой проблемой является организация педагогической поддержки проблемного урока средствами Интернет.

На уроке мы используем и рассматриваем компьютерные технологии не как цель, а как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя, как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

Происходит формирование информационной культуры и компетентности школьников, они ведут поиск, отбор, переработку и упорядочивание информации. Идет проверка не столько памяти, сколько мышление ребенка, ибо самая-то суть обучения состоит в развитии мышления.

У обучающихся, имеющих нарушения слуха, идет развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы. (12 слайд) За счет легко сменяющейся наглядности происходит компенсация первичного дефекта. Весь урок дети работают в слухозрительном режиме.

Третий аспект

В числе основных факторов, побуждающих учащихся с особыми образовательными потребностями к активности, можно назвать: познавательный интерес.

Познавательный интерес активизирует обучение. У обучающегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает реальной действительности. Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности пробуждает у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.

Состязательность активизирует познавательную деятельность. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.

Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития.

Работа над уроком “Я пишу письмо” состояла из трех этапов.

Подготовительный - состоял из экскурсии на близлежащее почтовое отделение. Там дети познакомились с работой почтовых работников, узнали новые слова и их значения. В классе пополнили свои тематические словари новыми словами, даже сравнили, у кого слов оказалось больше. Узнали, что их адреса обслуживают другие почтовые отделения. Уточнили свои домашние адреса. Затем был проведен урок (второй этап), который носил больше поисково-эвристический характер.

Цель: закрепить знания учащихся о работе почтовой службы, мотивировать действия детей на целенаправленную поисковую деятельность.

Задачи урока:

Образовательная: обобщить, уточнить, расширить и конкретизировать знания учащихся о почте, почтальонах, письмах.

Коррекционная: обогащать словарный запас детей на протяжении урока, уточнить значение известных и новых слов, создать условия для речевого обогащения учащихся через проговаривание, расширять их речевую практику.

Развивающая: способствовать развитию любознательности, наблюдательности и интереса.

Воспитательная: прививать уважительное отношение к труду взрослых, внимательному отношению к родным и друзьям, прививать навык аккуратности и самостоятельности, развивать умение слушать и отвечать.

Дети показали знания по теме, быстро и активно отыскивали необходимые ответы, проявили речевую активность, старались грамотно, без аграмматизмов строить собственные высказывания. Продемонстрировали коллективное сотрудничество в выстраивании алгоритма пути письма, самостоятельность при работе над редактированием текста. Подобная целенаправленная, систематичная работа с детьми, имеющими нарушения слуха, требующая от них наблюдательности, активности и усидчивости, приводит к повышению умений, обогащению знаний и выработке соответствующих навыков в учебной деятельности. Дети в дальнейшем научаются работать самостоятельно, осознанно и творчески. В ходе работы у детей зародилось желание узнавать новое самостоятельно.

На последнем этапе дети писали поздравительные открытки, поздравляли друг друга с “Праздником Весны”. Это было перед весенними каникулами. Распределили адреса между собой, подписали конверты и коллективно с воспитателем опустили письма в почтовый ящик. Итог подводили, когда началась 3 четверть. Они принесли письма с открытками в школу, рассказывали, как и когда они их получили. Каждый получил письмо. То есть вся проделанная работа достигла цели.

По своему содержанию урок полностью соответствовал четырем критериям:

  1. элементы проблемного обучения: велось стимулирование обоснования, аргументация ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания;
  2. элементы диалогового обучения: стимулировалась речевая активность учащихся;
  3. элементы рефлексивного обучения: проводилась рефлексия по осмыслению пройденного материала с точки зрения: полезности для жизненных ситуаций, понятности, собственной активности, самостоятельности детей, их ответственному отношению к занятию;
  4. элементы коллективной деятельности: применялись групповые методы обучения, ориентированные на познавательный интерес, продуктивный, творческий характер деятельности, игру.

Сегодня в коррекционном образовании назрела необходимость перехода от “школы объяснения” к “школе развития”. Совершенно очевидно, что знания, умения, навыки не могут быть единственной педагогической целью специальной школы, она должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников с особыми образовательными потребностями и действенно, а не на словах, воспитывать личность. Таким образом, необходимо изменить психологическую атмосферу занятий, учебное содержание, способы преподавания, а в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Литература

  1. Б.П. Мещерякова, В.П. Зинченко. Современный психологический словарь. С.Пб. 2006 г.
  2. Т.А. Прищепа. Проблемное обучение – что это? Из рекомендаций по подготовке урока к конкурсу “Проблемно-эвристический урок” 2008 г.