Вид: повторительно-обобщающий урок.
Форма урока: урок-игра, конкурс.
Цели:
- повторение и обобщение пройденного материала, повышение интереса к предмету, создание ситуации для проявления индивидуального творчества, приобретение учащимися опыта уважительного отношения к мнению оппонента, а также приобретение ими опыта действий в нестандартных условиях.
- повышение роли правовой культуры учащихся;
- формирование понятия «уважение к закону»;
- участие в проекте ООН «Точка опоры» (по содействию развития образования в области прав человека).
Время проведения урока - два академических часа.
Класс разделен на 2 команды, у каждой команды-
свой капитан.
В период подготовки учитель консультирует
учащихся, рекомендует необходимую литературу.
Ребятами готовятся плакаты, подбирается
музыкальное оформление.
Учреждаются призы по различным номинациям: в
личном зачете; в командном зачете; приз
зрительских симпатий и т.п. (помимо оценочного
балла в журнале).
ХОД УРОКА
Вводное слово учителя:
В рамках декады по истории и обществознанию у
нас сегодня урок-игра, игра-конкурс между
группами класса (командами), который называется
«8 шагов по правовому лабиринту».
Обратите внимание на доску, где графически
изображен наш лабиринт и все 8 этапов.
Учитель озвучивает цели урока.
Представление жюри конкурса: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости – наши лучшие учителя, учителя высшей кв. категории, отличники просвещения, ветераны труда: Галина Николаевна, учитель обществознания, руководитель МО учителей истории и обществознания; Надежда Михайловна, учитель физики. Директор школы Понькин Игорь Васильевич.
1 шаг – Презентация
Представление название команды должно быть связано с темой «Права человека» (например, «Свободный выбор», «Лига прав человека», «Профсоюз», «Гражданин») Слово командам.
Презентация – 5 баллов.
2 шаг – Разминка
Она покажет ваши теоретические знания. Каждой команде предлагается по 4 вопроса: 2 понятия назвать на основе данного определения, 2 понятия объяснить.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, у другой команды есть право дать ответ.
1 команда:
1. Система общеобязательных правил поведения,
закрепленных в законе, установленных
государством и обеспеченных принудительной
силой государства (Право)
2. Основная политическая организация общества,
осуществляющая управление, охрану экономической
и социальной структуры общества (Государство)
3. Дайте определение понятиям: правонарушение
(противоправное поведение гражданина);
республика (форма правления, при которой высшие
органы власти выбираются на определенный срок).
2 команда:
1. Государство, где существует верховенство
закона, неотъемлемость прав и свобод граждан,
принцип разделения властей. (Правовое
государство)
2. Естественные, неотчуждаемые права,
принадлежащие человеку от рождения. (Права
человека)
3. Дайте определение понятиям: Конституция –
Основной закон государства, обладающий высшей
юридической силой.
4. Федеральное собрание – Законодательный орган
власти в РФ
Дополнительные вопросы:
5. Монархия – форма правления, при которой
высшая власть сосредоточена в руках
единоличного правителя и передается по
наследству.
6. Правовая ответственность (применение мер
государственного принуждения за совершенное
правонарушение, ответственность перед судом,
законом).
3 шаг по лабиринту – вопросы друг другу «Ты мне – я тебе»
Вопросы по Семейному праву и Гражданскому
праву. Вопросы являются вашими домашними
заготовками.
Оценивается оригинальность и правильность
заданного вопроса (1 балл) и правильность ответа
на поставленный вопрос (1 балл). Если команда
затрудняется с ответом, то у другой команды есть
право дать ответ.
«Семейное право»
1. Что такое семейное право? (Семейное право – совокупность норм, регулирующих личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, родства.)
2. Что такое семья? (Семья – это союз лиц ,основанный на браке, родстве, характеризующие общностью жизни, интересов, взаимной заботой.)
3. Что такое брак? (Брак – это добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил с целью создания семьи.)
4. Каковы условия вступления в брак? (Условия вступления в брак: взаимное добровольное согласие вступить в брак; достижение брачного возраста (18 лет);отсутствие второго брака; отсутствие родственных связей между супругами; отсутствие отношений усыновителя и усыновленного; а также вступающие в брак не признаны судом недееспособными.)
5. Каковы личные права и обязанности супругов? (Равноправие супругов; выбор фамилии, занятий, профессии, места жительства.)
6. Каковы права и обязанности родителей? (Права: определять имя, отчество и фамилию, гражданство и национальность своих детей, защищать свои права своих детей. Обязанности: воспитывать своих детей и давать им образование.)
«Гражданское право»
1. Что такое гражданское право? (Гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные и неимущественные отношения. Основной раздел гражданского права – право собственности)
2. Каковы участники гражданско-правовых отношений? (Участниками гражданско-правовых отношений являются: государство, юридические лица (предприятия, организаций), физические лица (граждане). Гражданско-правовые отношения могут возникать между гражданами, между гражданами и организациями, между организациями.)
3. Каковы источники гражданского права? (Основные источники гражданского права: 1) Конституция РФ и текущее законодательство. 2) Гражданский кодекс РФ. 3) Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» 4) Закон «О защите прав потребителей», Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992г., Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. и др.)
4. Что такое физические лица как участники гражданских правоотношений? (Среди субъектов гражданских правоотношений самыми массовыми являются физические лица (граждане). Физические лица – это все лица, находящиеся на территории государства.)
5. Что такое юридическое лицо? (Юридическим лицом признаётся организация, учреждение, которое имеет в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.)
6. Каково содержание права собственности? (Что такое право собственности – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения в связи с принадлежностью государству, юридическим и физическим лицам материальных благ.)
Учитель: «Заморочки». В этом конкурсе, а это 4 шаг по лабиринту.
Вам предлагаются вопросы, связанные с жизнью.
Примените теоретические
знания к конкретным жизненным ситуациям. Каждой
команде выделяется задания.
Время – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 1
балл.
Вопросы команде №1:
1. Павел – страстный фотолюбитель и мечтает открыть свое собственное фотоателье. Помогут Павлу следующие права… (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право частной собственности).
2. Нецензурная брань учащихся в школе – это издержки культуры или противоправное деяние? (Противоправное деяние)
Вопросы команде №2 :
1. Нина влюбилась в иностранца и собирается выйти замуж и уехать с ним на его родину. Помогут влюбленным следующие права… (право свободного выезда за пределы России, семейное право).
2. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (С рождения).
Конкурс плакатов по теме урока, а также по Году семьи, объявленным ЮНЕСКО в 2008 г – 5 шаг по лабиринту.
Учитель: Жизнь каждого человека
неразрывно связана с семьей и права человека
всегда были значимы в жизни каждого из нас. Что у
нас получилось, сейчас представят команды.
Плакат – 7 баллов.
6 шаг по лабиринту – «Допиши предложение»
1. Я думаю, что всем нужно соблюдать законы,
потому что…
2. Дети – это будущее России, потому что…
Учитель: Вы успешно миновали шесть
трудных этапов, осталось два. И сейчас я объявляю
конкурс капитанов команд. Конкурс называется
«Литературная дуэль» – 7 шаг по лабиринту.
Вы должны ответить на литературные вопросы,
касающиеся закона, права.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает
набравший наибольшее количество баллов. Время на
обдумывание – 5 секунд.
Вопросы «дуэлянтам»:
1. Назовите фамилию судьи в комедии Н.В.Гоголя
«Ревизор» (Ляпкин-Тяпкин).
2. Назовите автора высказывания: «Поэтом можешь
ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов).
3. Назовите автора высказывания: «Человек – это
звучит гордо» (А.М.Горький).
4. Вспомни и назови хотя бы одно литературное
произведение, содержание которого связано с
судом и следствием. (Например, Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание», Л.Н.Толстой
«Воскресение», В. Липатов «И это всё о нём»,
А.П.Чехов «Драма на охоте» и др.)
5. Что означает выражение «Пуститься во все
тяжкие?» (Сбиться с жизненного пути, вести
праздный образ жизни).
6. Назовите автора строк и название
стихотворения:
Ваш долг спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных.
Исторгнуть бедных из оков.
(Г.Державин «Властителям и судиям»)
Учитель: Завершая движения по правовому лабиринту, вы выполняете тестовое задание из 7 вопросов:
Тест – 8 шаг по лабиринту
1. Чему должны помогать законы?
а) Командовать (манипулировать людьми);
б) обуздывать инициативу;
в) раскрепощать созидательные силы человека, народа.
2. Какое слово часто используется как синоним (одинаково значащее слово) термину «право»?
а) Канон;
б) кодекс;
в) закон.
3. Наказание по закону следует за:
а) намерения, запрещенные законом;
б) действия, запрещенные законом;
в) незнание закона.
4. «Конституция» образована от латинского «constitutiо», что означает:
а) установление;
б) согласие;
в) договор.
5. Что из перечисленного ниже является нарушением порядка регистрации брака?
а) Подача заявлений о вступлении в брак по почте;
б) регистрация брака не раньше чем через месяц после подачи заявлений;
в) личное присутствие сторон при заключении брака.
6. Трудовое право есть совокупность норм:
а) регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности;
б) регулирующих договорные отношения;
в) регулирующих семейные отношения.
7. Административное право предусматривает ответственность за административные:
а) преступления;
б) правонарушения (проступки);
в) ошибки.
Слово жюри.
Награждение участников.