Интегрированный урок обществознания и географии. Тема: "Глобальные проблемы современности"

Разделы: География, История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Вид:  повторительно-обобщающий урок.

Форма урока: урок-игра, конкурс.

Цели:

  • повторение и обобщение пройденного материала, повышение интереса к предмету, создание ситуации для проявления индивидуального творчества, приобретение учащимися опыта уважительного отношения к мнению оппонента, а также приобретение ими опыта действий в нестандартных условиях.
  • повышение роли правовой культуры учащихся;
  • формирование понятия «уважение к закону»;
  • участие в проекте ООН «Точка опоры» (по содействию развития образования в области прав человека).

Время проведения урока - два академических часа.

Класс разделен на 2 команды, у каждой команды- свой капитан.
В период подготовки учитель консультирует учащихся, рекомендует необходимую литературу. Ребятами готовятся плакаты, подбирается музыкальное оформление.
Учреждаются призы по различным номинациям: в личном зачете; в командном зачете; приз зрительских симпатий и т.п. (помимо оценочного балла в журнале). 

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя:

В рамках декады по истории и обществознанию у нас сегодня урок-игра, игра-конкурс между группами класса (командами), который называется «8 шагов по правовому лабиринту».
Обратите  внимание на доску, где графически изображен наш лабиринт и все 8 этапов.

Учитель озвучивает цели урока.

Представление жюри конкурса: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости – наши лучшие учителя, учителя высшей кв. категории, отличники просвещения, ветераны труда: Галина Николаевна, учитель обществознания, руководитель МО учителей истории и обществознания; Надежда Михайловна, учитель физики. Директор школы Понькин  Игорь Васильевич.

1 шаг – Презентация

Представление название команды должно быть связано с темой «Права человека» (например, «Свободный выбор», «Лига прав человека», «Профсоюз», «Гражданин») Слово командам.

Презентация 5 баллов.

2 шаг – Разминка

Она покажет ваши теоретические знания. Каждой команде предлагается по 4  вопроса: 2 понятия назвать на основе данного определения, 2 понятия объяснить.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, у другой команды  есть право дать ответ.

1 команда:

1. Система общеобязательных правил поведения, закрепленных в законе, установленных государством и обеспеченных принудительной силой государства (Право)
2. Основная политическая организация общества, осуществляющая управление, охрану экономической и социальной структуры общества (Государство)
3. Дайте определение понятиям: правонарушение (противоправное поведение гражданина); республика (форма правления, при которой высшие органы власти выбираются на определенный срок).

2 команда:

1. Государство, где существует верховенство закона, неотъемлемость  прав и свобод граждан, принцип разделения властей. (Правовое государство)
2. Естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие человеку от рождения. (Права человека)
3. Дайте определение понятиям:  Конституция – Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.
4. Федеральное собрание – Законодательный орган власти в РФ

Дополнительные вопросы:

5. Монархия – форма правления, при которой высшая власть сосредоточена в руках  единоличного правителя и передается по наследству.
6. Правовая ответственность (применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, ответственность перед судом, законом).

3 шаг по лабиринту – вопросы друг другу «Ты мне – я тебе»

Вопросы по Семейному праву и Гражданскому праву. Вопросы являются  вашими домашними заготовками.
Оценивается оригинальность и правильность заданного вопроса (1 балл) и правильность ответа на поставленный вопрос (1 балл). Если команда затрудняется с ответом, то у другой команды есть право дать ответ.

«Семейное право» 

1. Что такое семейное право? (Семейное право – совокупность норм, регулирующих личные неимущественные и связанные с ними  имущественные отношения, возникающие из брака, родства.)

2. Что такое семья? (Семья – это союз лиц ,основанный на браке, родстве, характеризующие общностью жизни, интересов, взаимной заботой.)

3. Что такое брак? (Брак – это добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил с целью создания семьи.)

4. Каковы условия вступления в брак? (Условия вступления в брак: взаимное добровольное согласие вступить в брак; достижение брачного возраста (18 лет);отсутствие второго брака; отсутствие родственных связей между супругами; отсутствие отношений усыновителя и усыновленного; а также  вступающие в брак не признаны  судом недееспособными.)

5. Каковы личные права и обязанности супругов? (Равноправие супругов; выбор фамилии, занятий, профессии, места жительства.)

6. Каковы  права и обязанности родителей? (Права: определять имя, отчество и фамилию, гражданство и национальность своих детей, защищать свои права своих детей. Обязанности: воспитывать своих детей и давать им образование.)

«Гражданское право»

1. Что такое гражданское право? (Гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют  имущественные и неимущественные отношения. Основной раздел гражданского права –   право собственности)

2. Каковы участники гражданско-правовых отношений? (Участниками гражданско-правовых отношений являются: государство, юридические лица (предприятия, организаций), физические лица (граждане). Гражданско-правовые отношения могут возникать между гражданами, между гражданами и организациями, между организациями.)

3. Каковы источники гражданского права? (Основные источники гражданского права: 1) Конституция РФ и текущее законодательство. 2) Гражданский кодекс РФ. 3) Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» 4) Закон «О защите прав потребителей», Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992г., Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. и др.)

4. Что такое физические лица как участники гражданских правоотношений? (Среди субъектов гражданских правоотношений самыми массовыми являются физические лица (граждане). Физические лица – это все лица, находящиеся на территории государства.)

5. Что такое юридическое лицо? (Юридическим лицом признаётся организация, учреждение, которое имеет в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.)

6. Каково содержание права собственности? (Что такое право собственности – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения в связи с принадлежностью государству, юридическим и физическим лицам материальных благ.)

Учитель: «Заморочки». В этом конкурсе, а это 4 шаг по лабиринту.

Вам предлагаются вопросы, связанные с жизнью. Примените теоретические
знания к конкретным жизненным ситуациям. Каждой команде выделяется задания.
Время – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы команде №1:

1. Павел – страстный фотолюбитель и мечтает открыть свое собственное фотоателье. Помогут Павлу следующие права… (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право частной собственности).

2. Нецензурная брань  учащихся в школе – это издержки культуры или противоправное деяние? (Противоправное деяние)

Вопросы команде №2 :

1. Нина влюбилась в иностранца и собирается выйти замуж и уехать с ним на его родину. Помогут влюбленным следующие права… (право свободного выезда за пределы России, семейное право).

2. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (С рождения).

Конкурс плакатов по теме урока, а также по Году семьи, объявленным ЮНЕСКО в 2008 г – 5 шаг по лабиринту.

Учитель: Жизнь каждого человека неразрывно связана с семьей и права человека всегда были значимы в жизни каждого из нас. Что у нас получилось, сейчас представят команды.
Плакат – 7 баллов.

6 шаг по лабиринту – «Допиши предложение»

1. Я думаю, что всем нужно соблюдать законы, потому что…
2. Дети – это будущее России, потому что…

Учитель: Вы успешно миновали шесть трудных этапов, осталось два. И сейчас я объявляю конкурс капитанов команд. Конкурс называется   «Литературная дуэль» – 7 шаг по лабиринту.
Вы должны ответить на литературные вопросы, касающиеся закона, права.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает набравший наибольшее количество баллов. Время на обдумывание – 5 секунд.

Вопросы  «дуэлянтам»:

1. Назовите фамилию судьи в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»  (Ляпкин-Тяпкин).
2. Назовите автора высказывания: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»  (Н.А.Некрасов).
3. Назовите автора высказывания: «Человек – это звучит гордо» (А.М.Горький).
4. Вспомни и назови хотя бы одно литературное произведение, содержание которого связано с судом и следствием. (Например, Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Воскресение», В. Липатов «И это всё о нём», А.П.Чехов «Драма на охоте» и др.)
5. Что означает выражение «Пуститься во все тяжкие?» (Сбиться с жизненного пути, вести праздный образ жизни).
6. Назовите автора строк и название стихотворения:

Ваш долг спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных.
Исторгнуть бедных из оков.

(Г.Державин «Властителям и судиям»)

Учитель: Завершая движения по правовому лабиринту, вы выполняете тестовое задание из 7 вопросов:

Тест – 8 шаг по лабиринту

1. Чему должны помогать законы?

а) Командовать (манипулировать людьми);
б) обуздывать инициативу;
в) раскрепощать созидательные силы человека, народа.

2. Какое слово часто используется как синоним (одинаково значащее слово) термину «право»?

а) Канон;
б) кодекс;
в) закон.

3. Наказание по закону следует за:

а) намерения, запрещенные законом;
б) действия, запрещенные законом;
в) незнание закона.

4. «Конституция» образована от латинского «constitutiо», что означает:

а) установление;
б) согласие;
в) договор.

5. Что из перечисленного ниже является нарушением порядка регистрации брака?

а) Подача заявлений о вступлении в брак по почте;
б) регистрация брака не раньше чем через месяц после подачи заявлений;
в) личное присутствие сторон при заключении брака.

6. Трудовое право есть совокупность норм:

а) регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности;
б) регулирующих договорные отношения;
в) регулирующих семейные отношения.

7. Административное право предусматривает ответственность за административные:

а) преступления;
б) правонарушения (проступки);
в) ошибки.

Слово жюри.

Награждение участников.

Приложение 1