Предлагаемый мной проект предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию и ознакомлению с общественной жизнью и природой родного края. Цель проекта: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина Отечества, патриота своего родного края.
Задачи.
- Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким.
- Формирование чувства любви к родному краю, своей малой Родине, через приобщение к культурным народным традициям и знакомство с природными богатствами Урала.
- Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения городской, областной символики и управления.
Результат реализации проекта.
Воспитанник, обладающий духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающий культурно- историческое наследие Урала и России.
В последнее время появился термин “новый патриотизм”, который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство духовной привязанности к семье, дому, малой Родине, родной природе, толерантное отношение к людям разных национальностей. Это не что иное, как формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Этапы работы по проекту
1. Подготовительный.
- Подбор материала педагогом для реализации проекта.
- Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
- Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.
- Составление перспективного плана работы по проекту, с учётом интереса и индивидуальных особенностей детей.
- Разработка материала заключительной диагностики (фото, сюжетные картинки, серия вопросов).
- Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
2. Исследовательский.
- Серия занятий, цикл дидактических игр, бесед с учётом разделов проекта.
- Проведение детской поисково-исследовательской деятельности совместно с родителями.
- Развивающие игры-путешествия по карте города и области.
- Сюжетно-ролевая игра “Маленькие политики”.
- Взаимодействие со специалистами узкой направленности в рамках проекта.
- Походы, экскурсии, экологические акции.
- Создание макетов архитектурных и природных памятников.
- Встречи с почётными людьми города.
3. Заключительный. (Анализ и обобщение).
- Заключительная диагностика.
- Выставки творческих работ воспитанников.
- Проведение презентаций, викторин, интерактивных игр.
- Проведение итоговых занятий по разделам проекта.
Проект “Мой Урал” рассчитан на четыре года.
Раздел 1. “Моя семья”
/младший возраст/
Все началось с простого семейного фотоальбома…
При виде знакомых и родных лиц дети рассказывали о своей семье, своих близких, о домашних интересах и увлечениях. Так родился раздел проекта “Моя семья”.
Совместно с родителями была оформлена “Визитная карточка семьи”.
С детьми был проведен:
- цикл занятий (“Моя внешность”, “Мое имя”, “Мое тело”, “ Моя семья”);
- бесед (о братьях и сестрах, о бабушках, о дедушках, о мамах, о том, как помогать маме, о папе);
- дидактические игры (“Кто я в семье”, “Найди свое место”);
- совместно с музыкальным руководителем и участием родителей - весенний праздник “Колобок, румяный бок!”.
Благодаря реализации раздела проекта “Моя семья”, у детей сформировалось представление о себе и своей семье:
1. О членах своей семьи (имя, отчество родителей, место работы, домашний адрес и т.п.).
2. О людях, об особенностях их внешнего вида.
3. Добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что–то хорошее.
Раздел 2. “Мой город”
/средний возраст/
Празднование Дня города вызвало у детей большой интерес.
Так возник раздел проекта “Мой город”, который позволил познакомить детей с малой Родиной - родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми которые в нем живут.
Мероприятия по разделу проекта:
- оформление фотоальбома “Мой город”;
- оформление макета памятника “Пушка”;
- проведение дидактических игр: “Профессии нашего города”, “Узнай знакомую улицу”;
- оформление альбома “Достопримечательности города”;
- цикл занятий: “Город – село”, “Улицы нашего города”, “Профессии нашего города”, “Мой родной город”;
- оформление уголка “Я – Россиянин”;
- ежедневные беседы с детьми: об улицах родного города, адрес, профессии родителей, о родном городе, о близлежащих улицах, о благоустройстве города, о городских праздниках;
- беседы с родителями: о необходимости выучить домашний адрес, предложить родителям съездить и показать достопримечательности города;
- просмотр видеофильма о Каменске-Уральском;
- экскурсия по городу.
В результате реализации раздела проекта дети:
1. Приобрели первоначальное представление о городе, как малой Родине.
2. Познакомились с профессиями людей нашего города.
3. Проявляют добрые чувства и отношения к родному городу и к людям, живущих в нем.
Раздел №3 “Мир природы на Урале”
/старший возраст/
В данном разделе проекта я знакомила детей с природой родного края: природными объектами и Красной книгой Среднего Урала.
Мы с ребятами ходили в поход к близлежащим памятникам природы: к скале “Чертов палец”; к скале “Богатырек”; по тропе Карпинского вдоль реки Каменки.
В условиях активного исследования окружающего мира дети делали выводы об изменениях в природе, делились своими впечатлениями с родителями. Так был оформлен альбом “Мои впечатления”.
Воспоминания о лете Леры Юкачёвой.
Мы с ребятами и нашими воспитателями ходили летом на “Богатырек”, на берегу реки Каменки. “Богатырек” - это такой камень, который стоит на горе. В войну “Богатырь” защищал нашу Родину от врагов, а когда война закончилась, он превратился в камень. Если война начнется снова, этот камень оживет. Мне это поход понравился и запомнился.
Детские природоохранные акции: “Сделаем природу чище”, “Накормим птиц”.
Результатом моей работы над данным разделом проекта стало:
1. Знакомство воспитанников с Красной книгой Среднего Урала.
2. Бережное отношение детей к памятникам природы родного края.
Раздел 4. “Урал опорный край державы”
/подготовительная группа/
Данный раздел проекта был разработан и реализован по типу первых трех разделов.
Были проведены следующие мероприятия:
- оформлены альбомы “Заводы и предприятия нашего города”, “Профессии нашего города”;
- серия занятий по теме проекта: “Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина”, “Городская и областная символика”, “Знаменитые люди города и Урала”, “Какие народы живут у нас на Урале”;
- проведена сюжетно-ролевая игра “Маленькие политики”;
- беседы с детьми: о профессиях, предприятиях нашего города и области, о народностях и знаменитых людях, о городской и областной символике, традициях, о правах и обязанностях детей;
- оформлен детьми герб нашей группы:
Реализуя данный раздел проекта, дети узнали:
1. Какие существуют права у ребенка.
2. Как формируется городское и областное правительство.
3. Значение городской и областной символики.
4. О почетных людях города.
Могу утвердительно сказать, что через реализацию проекта “Мой Урал”, у моих воспитанников сформированы задатки духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств, уважение к традициям своей семьи и культурно-историческому наследию Урала и России.