История, язык и традиции родного края. Расширение кругозора детей старшей и подготовительной группы. Проект "Мой Урал"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предлагаемый мной проект предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию и ознакомлению с общественной жизнью и природой родного края. Цель проекта: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина Отечества, патриота своего родного края.

Задачи.

  1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким.
  2. Формирование чувства любви к родному краю, своей малой Родине, через приобщение к культурным народным традициям и знакомство с природными богатствами Урала.
  3. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения городской, областной символики и управления.

Результат реализации проекта.

Воспитанник, обладающий духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающий культурно- историческое наследие Урала и России.

В последнее время появился термин “новый патриотизм”, который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство духовной привязанности к семье, дому, малой Родине, родной природе, толерантное отношение к людям разных национальностей. Это не что иное, как формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Этапы работы по проекту

1. Подготовительный.

  • Подбор материала педагогом для реализации проекта.
  • Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
  • Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.
  • Составление перспективного плана работы по проекту, с учётом интереса и индивидуальных особенностей детей.
  • Разработка материала заключительной диагностики (фото, сюжетные картинки, серия вопросов).
  • Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.

2. Исследовательский.

  • Серия занятий, цикл дидактических игр, бесед с учётом разделов проекта.
  • Проведение детской поисково-исследовательской деятельности совместно с родителями.
  • Развивающие игры-путешествия по карте города и области.
  • Сюжетно-ролевая игра “Маленькие политики”.
  • Взаимодействие со специалистами узкой направленности в рамках проекта.
  • Походы, экскурсии, экологические акции.
  • Создание макетов архитектурных и природных памятников.
  • Встречи с почётными людьми города.

3. Заключительный. (Анализ и обобщение).

  • Заключительная диагностика.
  • Выставки творческих работ воспитанников.
  • Проведение презентаций, викторин, интерактивных игр.
  • Проведение итоговых занятий по разделам проекта.

Проект “Мой Урал” рассчитан на четыре года.

Раздел 1. “Моя семья”

/младший возраст/

Все началось с простого семейного фотоальбома…

При виде знакомых и родных лиц дети рассказывали о своей семье, своих близких, о домашних интересах и увлечениях. Так родился раздел проекта “Моя семья”.

Совместно с родителями была оформлена “Визитная карточка семьи”.

С детьми был проведен:

  • цикл занятий (“Моя внешность”, “Мое имя”, “Мое тело”, “ Моя семья”);
  • бесед (о братьях и сестрах, о бабушках, о дедушках, о мамах, о том, как помогать маме, о папе);

  • дидактические игры (“Кто я в семье”, “Найди свое место”);
  • совместно с музыкальным руководителем и участием родителей - весенний праздник “Колобок, румяный бок!”.

Благодаря реализации раздела проекта “Моя семья”, у детей сформировалось представление о себе и своей семье:

1. О членах своей семьи (имя, отчество родителей, место работы, домашний адрес и т.п.).

2. О людях, об особенностях их внешнего вида.

3. Добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что–то хорошее.

Раздел 2. “Мой город”

/средний возраст/

Празднование Дня города вызвало у детей большой интерес.

Так возник раздел проекта “Мой город”, который позволил познакомить детей с малой Родиной - родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми которые в нем живут.

Мероприятия по разделу проекта:

  • оформление фотоальбома “Мой город”;
  • оформление макета памятника “Пушка”;
  • проведение дидактических игр: “Профессии нашего города”, “Узнай знакомую улицу”;
  • оформление альбома “Достопримечательности города”;
  • цикл занятий: “Город – село”, “Улицы нашего города”, “Профессии нашего города”, “Мой родной город”;

  • оформление уголка “Я – Россиянин”;
  • ежедневные беседы с детьми: об улицах родного города, адрес, профессии родителей, о родном городе, о близлежащих улицах, о благоустройстве города, о городских праздниках;
  • беседы с родителями: о необходимости выучить домашний адрес, предложить родителям съездить и показать достопримечательности города;
  • просмотр видеофильма о Каменске-Уральском;
  • экскурсия по городу.

В результате реализации раздела проекта дети:

1. Приобрели первоначальное представление о городе, как малой Родине.

2. Познакомились с профессиями людей нашего города.

3. Проявляют добрые чувства и отношения к родному городу и к людям, живущих в нем.

Раздел №3 “Мир природы на Урале”

/старший возраст/

В данном разделе проекта я знакомила детей с природой родного края: природными объектами и Красной книгой Среднего Урала.

Мы с ребятами ходили в поход к близлежащим памятникам природы: к скале “Чертов палец”; к скале “Богатырек”; по тропе Карпинского вдоль реки Каменки.

В условиях активного исследования окружающего мира дети делали выводы об изменениях в природе, делились своими впечатлениями с родителями. Так был оформлен альбом “Мои впечатления”.

Воспоминания о лете Леры Юкачёвой.

Мы с ребятами и нашими воспитателями ходили летом на “Богатырек”, на берегу реки Каменки. “Богатырек” - это такой камень, который стоит на горе. В войну “Богатырь” защищал нашу Родину от врагов, а когда война закончилась, он превратился в камень. Если война начнется снова, этот камень оживет. Мне это поход понравился и запомнился.

Детские природоохранные акции: “Сделаем природу чище”, “Накормим птиц”.

Результатом моей работы над данным разделом проекта стало:

1. Знакомство воспитанников с Красной книгой Среднего Урала.

2. Бережное отношение детей к памятникам природы родного края.

Раздел 4. “Урал опорный край державы”

/подготовительная группа/

Данный раздел проекта был разработан и реализован по типу первых трех разделов.

Были проведены следующие мероприятия:

  • оформлены альбомы “Заводы и предприятия нашего города”, “Профессии нашего города”;
  • серия занятий по теме проекта: “Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина”, “Городская и областная символика”, “Знаменитые люди города и Урала”, “Какие народы живут у нас на Урале”;
  • проведена сюжетно-ролевая игра “Маленькие политики”;
  • беседы с детьми: о профессиях, предприятиях нашего города и области, о народностях и знаменитых людях, о городской и областной символике, традициях, о правах и обязанностях детей;
  • оформлен детьми герб нашей группы:

Реализуя данный раздел проекта, дети узнали:

1. Какие существуют права у ребенка.

2. Как формируется городское и областное правительство.

3. Значение городской и областной символики.

4. О почетных людях города.

Могу утвердительно сказать, что через реализацию проекта “Мой Урал”, у моих воспитанников сформированы задатки духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств, уважение к традициям своей семьи и культурно-историческому наследию Урала и России.