Цель урока: формирование у учащихся представлений об этикете, как правилах хорошего поведения.
Задачи урока:
- определить вместе с учащимися основное содержание понятия “этикет”;
- познакомить учащихся с историей этикета;
- расширить представления детей о правилах и видах этикета;
- определить вместе с учащимися правила школьного этикета;
- развивать умения правильно оценивать себя и других;
- совершенствовать этические нормы поведения в обществе;
- формировать доброе отношение друг к другу.
Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Подготовительная работа: презентация, карточки с ситуациями по группам, “секреты” школьного этикета, пословицы, тест.
Ход урока
Орг.момент
Вступительное слово учителя (Слайд № 1 ) Актуализация учащихся (Слайд №2 )
Актуализация учащихся
Актуализация учащихся
Формулирование учащимися темы и цели урока (Слайд №3) Рефлексия учащихся на начало урока
Учебник стр. 56 учащиеся зачитывают определение этикета Объяснение учителя (Слайд № 4)
(Слайд № 5 )
(Учащиеся сами называют примеры видов этикета) (Слайд №6)
Учитель достает этикетки и раздает их по группам.
Работа учащихся в группах по ситуациям.
Игра – все учащиеся называют слова приветствия.
Объяснения учителя
(Слайд №7)
(Слайд №8)
(Слайд № 9)
Обсуждение ситуаций Работа по группам с ситуациями Группа №1
Учитель прикрепляет их “секреты” к доске
Физкультминутка
Группа №2
(Проигрывание ситуаций)
Группа№3
Группа №4
Учащиеся выполняют упражнение
Работа по группам
Слайд №9
2 ученицы читают стихотворение
Заключительные слова учителя
Слайд №10 Тест
Рефлексия на конец урока |
Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Здравствуйте, ребята, мальчишки и девчата! И гости, которые сегодня к нам пришли! Я еще раз говорю всем здравствуйте! - Ребята, посмотрите внимательно на экран, перед вами две яблони, только одна дикая, а другая культурная. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (Дикая яблоня растет где попало, а культурная в саду. - За дикой никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают - Плоды у дикой мелкие, некрасивые, не сладкие, а у культурной - плоды крупные? вкусные). - Люди тоже могут быть дикими и культурными. А чем они отличаются друг от друга? (Дикие не умеют вести себя красиво, а культурные вежливы, за них не стыдно) - Как вы считаете с каким человеком приятнее общаться с культурным человеком или диким? (С культурным). - А что значит быть культурным человеком? (Это значит соблюдать правила культурного поведения, вести себя так, чтобы не опозорить никого и т.д.) - А хотели бы вы быть культурными людьми? (Да) - А что для этого нам необходимо знать? (Правила этикета) - А о чем бы будем сегодня говорить? (Об этикете) - А какую цель урока мы можем поставить? Отметьте у себя в тетради на шкале балл на сколько вы знаете об этикете. - Для начала нам нужно определить, а что такое этикет? Этикет – это правила хорошего (культурного) поведения. - От какого слова возникло понятие этикет? В какой стране впервые появилось это слово? (Этикетка - описание товара. Во Франции) Слово “этикет” (в переводе с французского языка “этикетка” “надпись”), как правила поведения людей - вошло в обиход в 17 веке. Как-то на одном придворном приеме во времена правления французского короля Людовика 14 века гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От их французского названия “надпись”, “этикетка” и произошло слово этикет. Впоследствии была издана во Франции книга с перечислением правил этикета, разошедшаяся затем по другим странам. Называлась она “Искусство галантных бесед, или Как стать человеком с хорошими манерами”. В России стремились не отставать от Европы. При Петре 1 трижды издавали пособие для юношества “Юности честное зерцало”. В этой небольшой книжке излагались правила как общаться в свете, сидеть за столом и обходиться вилкой и ложкой и др. Например: “Над ествою не чавкай…., не проглотя куска не говори. Чихать, сморкать и кашлять не пригоже”.
Правил этикета очень много. Одни правила существуют издавна, другие возникли лишь недавно. Одни правила устаревают, другие сохраняют свою силу и значение. Есть правила поведения в школе, в гостях, в театре, в столовой и т.д. мы с вами сегодня остановимся на правилах поведения в школе. Нам пришли “этикетки”. Но нам надо их разгадать. (Ребята разбиваются по группам - по три человека (по своему желанию). Каждая группа получила свою “этикетку” с секретом). 1-я группа – “этикетки” приветствия. 2-я группа – “этикетки” поведения на уроке. 3-я группа – “этикетки” поведения на перемене. 4-я группа – “этикетки” прощания. - Когда мы встречаемся с другими людьми, первое что делает культурный человек - это приветствует другого человека. - И начнем наш разговор об этикете с приветствия. - Как приятно, когда мы приветливы друг с другом, говорим вежливые слова: Проведем аукцион приветствий: - Вспомним и назовем приветствия, которыми мы пользуемся в повседневной речи. (Доброе утро, здравствуйте, привет, добрый день, приветствую, моё почтение, нижайший поклон, салют, здорово, хай, хеллоу, и т.д.) - А теперь давайте вспомним жестовые приветствия. (Кивок головой, поклон, снятие головного убора, поцелуй руки, реверанс, отдача чести, похлопывание, рукопожатие, ) Испокон веков люди приветствовали друг друга. Любое общение начиналось с приветствия, поэтому этот элемент этикета существовал во все времена. Менялись только жесты и слова, хотя пожелания здоровья и благополучия в том или ином виде звучали всегда. “День добрый”, “здравствуйте”, и т.д. Обычай снимать при встрече шапку довольно древнего происхождении. Лет тысячу назад на земле было жить намного опаснее, нежели чем теперь. По дорогам скитались в поисках добычи бездомные бродяги, в лесах укрывались шайки разбойников. Да и при любом споре того и глядишь получишь удар мечом или кинжалом. Люди постоянно ходили вооруженными. Средневековый рыцарь желая показать, что он находится среди друзей и ему ничего опасаться, снимал шлем. “Я тебя не опасаюсь, видишь моя голова открыта. Я тебе доверяю!”. А впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу. Существовал другой обычая – поклона. Причем чем выше была приветствуемая персона, тем ниже был поклон. В ответ – кивок головой, или дама слегка наклоняла корпус. Обычай рукопожатия – еще более древнюю историю . В знак отсутствия враждебных намерений приветствующий протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки. В средние века было принято вкладывать свои руки в руки другого человека – это действие обозначало покорность и повиновение. Крепкое мужское рукопожатие - отличное приветствие среди хорошо знакомых или знакомящихся людей. А вот панибратское похлопывание по плечу или спине дозволено (хотя всегда считалось и считается дурным тоном) лишь в узком кругу друзей – товарищей. Каковы же “секреты” приветствия? (Приложение 1) Ситуации
стоящий. Таким образом форм приветствий много, но нужно соблюдать главный принцип “уважение к другим”. Как говорят французы “Первым здоровается тот, кто вежливее!”. Будете следовать этим принципам никогда не ошибетесь”. А теперь попробуем поздороваться. Мальчики: помашут рукой и скажут “Привет”, а девочки - в ответ - кивок головой и наклон немного вперед. Все мы поприветствуем наших гостей словами: “Здравствуйте”. Вывод: Итак, мы узнали секреты приветствия. Ребята, вы уже не первый год учитесь в школе и отлично знаете, что и там как и везде есть свои правила хорошего тона. Так как же себя нужно вести в школе? А теперь отгадаем секреты поведения в школе.
Секреты поведения на переменах:
Секреты прощания:
Физкультминутка Конечно все любят получать подарки, принимая подарок, человек обязательно должен сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если ответ правильный - хлопайте в ладоши, а если нет – топайте ногами. - Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок. - Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители! - Спасибо, я мечтала о таком подарке. - Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу! - А у меня уже есть такая игра! - Спасибо, это очень хороший подарок! Задание “Этикет в пословицах” (Приложение 2) Нужно соединить половинки пословиц .
Стихотворение Если ты воспитан, если вежлив даже, Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость. А сейчас проверим, знаете ли вы нормы этикета? Викторина (презентация) Рефлексия Отметьте на своей шкале балл, на сколько вы считаете усвоили эту тему. Цитата: “Поведение-это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”. (И.Гёте) (Обсуждение) |