Цель урока.
Оборудование: таблица “Строение Солнечной системы”, портреты Н.Коперника, Исаака Ньютона; пёрышко, пачка соли, лист бумаги; книги из серии “Жизнь замечательных людей”, карточки с названиями небесных тел.
Ход урока.
I. Сообщения групп о проделанной работе.
Просмотр презентаций. Презентация 2
- Природа Америки.
- Коренное население Америки, его культура.
- Открытие и завоевание Америки.
II. На доске название темы урока и таблица, которую учитель заполняет с учениками.
Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз?
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? |
1. Земля имеет форму шара. | |
2. Устройство солнечной системы. | 2. Всегда ли она была такой? |
3. Предметы падают вниз. | 3. Почему предметы падают вниз? Кто и как это доказал? |
III. О том, что земля имеет шарообразную форму, сейчас знает каждый ребенок. Но какие доказательства этому вы могли бы привести?
Слайд 2. Шарообразность земли (Аристотель)
Слайд 3. Шарообразность земли (Магеллан)
Слайд 4. Полёт Ю.А.Гагарина.
IV. Слайды 5, 6. Геоцентрическая система мира.
1) Почему система мира называется геоцентрической? (Какие слова спрятаны в этом слове?)
Выслушиваются высказывания детей об ошибочном учении.
V. Сообщения учащихся об Аристотеле и Птолемее.
VI. Работа с учебником [1; стр.66, последний абзац].
- Как бы вы назвали систему Н.Коперника? Докажите.
Слайд 7.
VII. Физкультпауза.
- Представьте, что вы небесное тело. (Раздать карточки с названием планет, звёзд, комет и т.д.). Дети двигаются под музыку. Слайд 8.
- А теперь посмотрите, все ли планеты заняли свое место? (Ответы учеников)
VIII. Рассказ учителя о последователях Николая Коперника. Слайды 11, 12, 13, 14.
IX. Вопрос: Почему предметы падают вниз?
- Дети высказывают свое мнение.
Учитель. На этот вопрос ответил Исаак Ньютон, который открыл закон все мирного тяготения. Слайд 15 [1; стр.68 , 1 абзац, ученики читают самостоятельно].
X. Опыт.
- Давайте проверим ваши высказывания на практике.
Выходят ученики с предметами: лист бумаги, пёрышко, пачка соли, пенал и бросают эти предметы на пол.
Ученики наблюдают и делают вывод, что все тела падают вниз с разной скоростью.
XI. Рефлексия.
- Ответили ли мы с вами на вопросы, поставленные в начале урока?
Дети читают вопросы из второго столбика и отвечают на них.
XII. Домашнее задание. [2; стр.16, № 28, 29].
Литература
- Учебник “Окружающий мир”, 4 класс, I часть, издательство “Учебная литература”, 2010 год. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.
- Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир”, 4 класс, издательство “Учебная литература”. 2011 год.
- Энциклопедия “Я познаю мир”. Космос.
- Книги об ученых Аристотеле, Птолемее, Н.Копернике, И.Ньютоне, Д.Бруно, Г.Галилее, из серии “Жизнь замечательных людей”.