От автора.
Наследственное право является одним из наиболее древних правовых институтов и занимает в системе гражданского права любого государства особое место. Сегодня право на наследование является одним из конституционных прав граждан. Оно закреплено и гарантируется Основным Законом государства. Право на наследование, с одной стороны, означает, что гражданин свободен в определении судьбы своего имущества, с другой - гарантирует защиту от необоснованных притязаний на наследственное имущество со стороны третьих лиц.
Наследственное право сегодня является крупнейшим институтом гражданского права.
Наследственное право представляет собой совокупность правовых норм, предметом регулирования которых являются общественные отношения, возникающие в связи с переходом имущества и имущественных прав гражданина другим лицам после его смерти. Совершенно естественно, что оставаться безразличным к судьбе своего имущества на случай смерти люди не могут и не должны. Право наследования означает по своему смыслу, прежде всего, гарантию для каждого человека свободно, по своему усмотрению распорядиться своим имуществом.
Закрепление за гражданами права частной собственности на имущество, динамика развития миграционных процессов, а также развитие международных отношений значительно расширило круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного правопреемства. Причем сегодня право наследования распространяется не только на имущество находящееся на территории проживания наследодателя или наследника, но и находящегося в других странах.
Основу наследственного права России, включая сферу международного частного права, образуют положения п.4 ст.15, ст.35 Конституции Российской Федерации.
Цель и задачи.
Цель данной работы состоит в рассмотрении исторического фундамента и теоретических аспектов становления института наследования, в системе гражданского права, а также в систематизации исторического материала по предмету исследования.
- Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Проведение анализа становления и развития института наследования.
- Поэтапный исторический анализ наследственных правоотношений.
- Определение понятия наследования имущества, наследственного права.
Предметом исследования является история становления и эволюционное развитие наследственных правоотношений в системе гражданского права.
Теоретическую базу работы составили труды дореволюционных отечественных цивилистов: Н.П. Боголепова, К.Д. Кавелина, Д.И. Мейера, С.А. Муромцева, В. Никольского, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, Г.Ф. Шершеневича и др.
История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений.
Любое законодательное регулирование может быть успешным только при использовании суммы знаний и результатов правоприменительной практики, полученной в ходе исторического развития общества.
Возникновение института собственности поставило перед обществом множество вопросов, в том числе и вопрос о том, что делать с имуществом после смерти человека, которому оно принадлежало. Следует отметить, что, несмотря на свою архаичность, до сих пор все правовые системы мира исходят из сочетания двух основополагающих принципов: свободы завещания и охраны интересов семьи.
Первой в истории человечества общественно-экономической формой общественного устройства на раннем этапе по некоторым гипотезам был матриархат, характерный для всего периода первобытного строя'. Это обусловлено тем, что в ранний период матриархата существовал групповой брак, при котором группа мужчин состояла в браке с группой женщин. При такой форме брака отец ребенка не мог быть установлен с достоверностью. Поэтому происхождение детей и счет родства велся только по женской линии.
В период первобытно- общинного строя, особенно на ранних этапах его развития, потребности людей и средства их удовлетворения были более чем скудными, а разнообразие и размер собственности были недостаточно велики, чтобы развить сильный интерес к процессу наследования.
В данный период от отца к сыну переходили орудия производства (например, орудия охоты и рыбной ловли), находившиеся во владении и пользовании рода (племени).
В семье оставались средства поддержания домашнего очага, шкуры диких животных, запасы продовольствия, украшения. Однако знаки принадлежности к роду (племени) подлежали захоронению вместе с умершим.
Возникавшие при этом общественные отношения между людьми регулировались многовековыми традициями и обычаями, нормами религии, морали.
В целях укрепления экономической основы родовой общины обычай не допускал выхода имущества умершего за пределы рода, оно распределялось между сородичами и чаще всего поступало в наследство ближайшим кровным родственникам со стороны матери.
Представляется спорным утверждение некоторых ученых о том, что в период первобытного строя наследственного права не существовало [Мусаев Р.М. Наследование по завещанию: история и современность. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. -С.Ю.].
Следующий период, патриархат, характеризуется значительным ростом производительных сил, приручение животных позволило людям заниматься скотоводством. В результате этого пастушеские племена выделились из массы других племен. Это было первое крупное общественное разделение труда.
Изобретение плуга и тягловой силы позволило людям обрабатывать большие земельные массивы. Земледелие, ткачество, обработка металлов и другие разнообразные виды деятельности, естественно, не могли выполняться одним и тем же лицом. Это привело ко второму крупному разделению труда - ремесло отделилось от земледелия.
При существовавшем разделении труда промыслом занимались мужчины. В связи с этим им стала принадлежать главенствующая роль в хозяйственной жизни. Так, Ф. Энгельс писал: "Промысел всегда был делом мужчины, средства для промысла изготовлялись им и были его собственностью. Стада были новыми средствами промысла; их первоначальное приручение, а позднее уход за ними были делом мужчины. Поэтому скот принадлежал ему; ему же принадлежали и полученные в обмен на скот товары и рабьи. Весь избыток, который теперь давал промысел, доставался мужчине; женщина участвовала в потреблении его, но не имела доли в собственности" [Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1963].
В этом плане, сосредоточение в, руках мужчины частной собственности вызвало потребность сохранения ее в рамках семьи, чтобы после смерти собственника его имущество наследовали наиболее близкие ему лица - дети. Однако в парной семье происхождение продолжало считаться не по отцовской, а по материнской линии. Поэтому имущество, оставшееся после смерти отца, не переходило к его детям, а доставалось сестрам, братьям и более отдаленным кровным родственникам умершего.
Чтобы наследство поступало к детям умершего, необходимо было изменить устоявшийся порядок наследования, что и было сделано.
Происхождение детей стали уже считать не по материнской линии, а по линии отца. Дети стали входить в отцовский род и могли наследовать его имущество. Жена стала проживать в доме мужа. Чтобы передать наследственное имущество своим детям, собственник должен был быть уверен, что дети, рожденные в браке, являются его детьми. Однако парная семья не отвечала этим требованиям. Парная семья была заменена патриархальной, в которой не допускалось нарушение супружеской верности со стороны жены.
В состав патриархальной семьи входили глава семьи, его жена, сыновья с их женами и потомством, незамужние дочери, усыновленные, рабы и лица, попавшие в кабалу. Существовавший в период матриархата порядок наследования, по которому имущество умершего распределялось между всеми членами рода, в ранней стадии патриархата заменяется агнатическим порядком наследования. Имущество умершего стало распределяться между агнатами (главой семьи, его женой, их сыновьями и незамужними дочерьми, женами сыновей с их потомством, а также усыновленными лицами), не выходя за пределы патриархальной семьи. Остальные сородичи призывались к наследованию только лишь в том случае, если не оставалось никого из агнатов.
На смену патриархальной семье пришла моногамная. После смерти отца наследственное имущество поступало к его сыновьям, которые были обязаны содержать своих сестер и обеспечить их приданым. Дочери умершего призывались к наследовании при отсутствии у наследодателя сыновей. Таким образом, продолжало существовать правило невыхода имущества за пределы рода, замужние дочери не могли наследовать своему отцу. Следует также отметить, что к наследованию призывались (при отсутствии сыновей) лишь незамужние дочери . Решающую роль в эволюции имущественных отношений сыграл переход от общинной к частной форме собственности, который произошел в эпоху неолитической революции (VII-V тысячелетия до н.э.). В результате этого появился узаконенный институт наследования.
Вместе с тем постепенно сформировалось и право собственности на недвижимость, что было обусловлено, прежде всего, следующими причинами:
- переходом древних общин к оседлому образу жизни, возникновением территориальных общин и поселений;
- возникновением и развитием земледелия и скотоводства (закреплением в собственности общины или семьи пахотных земель, пастбищ и др.).
В раннеклассовом обществе (V-IV тысячелетия до н.э.) переход наследства начинает носить характер универсального правопреемства, то есть к наследнику переходит единая наследственная масса, состоящая из активной части (имущества) и пассивной части (долгов).
Для всестороннего понимания историко-теоретического значения процесса становления юридических отношений в области наследования наиболее важен анализ римского материала для изучения становления наследственного права, т.к. именно римское право легло в основу многих современных правовых систем. Римляне, создали совершенную универсальную систему права, имеющую в своей основе частную собственность, уникальную по степени своей внутренней завершенности. Иначе, как отмечают многие историки права, римское частное право классического периода является историческим памятником высочайшей ценности.
Римское наследственное право прошло три этапа в своем развитии.
Исторически первая система - цивильное право или "hereditas", позже возникло преторское право или "bonorum possessio", третий этап связан с правовой системой Юстиниана, который кодифицировал римское право и в 534 г. издал новый Кодекс [Хутыз М.Х. Римское частное право. М., 2008. -С. 14, 24.].
Наследование как правовой институт характеризовался единством двух признаков: а) наследование возникало только после смерти собственника, б) существовало преемство всех прав и обязанностей умершего, т.е. имущество рассматривалось как единое целое - с долгами и правами наследодателя переходило к наследнику. Иными словами, нельзя было наследовать только права, отказавшись от обязанностей.
Под наследством в широком смысле понимается совокупность имущественных прав и обязанностей человека (наследодателя) в минуту его смерти, кроме личных прав и обязанностей. Римляне считали, что наследование - это не просто переход имущества от одного лица к другому, но и переход души наследодателя к наследнику. Первоначально порядок наследования в Риме основывался на праве первородства . Древнейшая римская семья имела каноническую структуру: ее глава обладал абсолютной властью над семейным имуществом [Дождев д.В. Наследственное право в Риме в эпоху ранней республики. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988. -С. 5]. Со временем идея частной собственности пересилила идею семейной собственности, и с помощью завещания собственник получил возможность осуществлять право распоряжения имуществом, т.е. распоряжения своей индивидуальной собственностью на случай смерти независимо от желания других членов семьи.
Завещание в римском праве признавалось действительным при соблюдении определенных условий, коими являлись:
- способность завещателя к составлению завещания;
- надлежащее назначение наследника;
- соблюдение формы, установленной для составления завещания.
Древнейшее цивильное право знало две формы завещаний: завещания, совершаемые перед народным собранием (calatis comitiis,), и завещания, объявляемые перед войском, готовым выйти в поход. Обе эти формы представляли собой устное выражение воли завещателя перед римским народом. Вопрос о том, выступал ли народ только в качестве свидетеля или требовалось его одобрение воли завещателя, является в литературе спорным.
С изданием законов ХII таблиц был положен конец концепции публичной природы завещания.
В юстиниановском праве было принято деление завещаний на частные (обыкновенные и чрезвычайные) и публичные.
Частное завещание совершалось в присутствии семи свидетелей, добровольно согласившихся по просьбе завещателя участвовать в составлении завещания, а также обладавших способностью быть свидетелями при этой процедуре.
По праву Юстиниана не могли выступать свидетелями: рабы, перегрины , составители пасквилей; женщины; лица, неспособные быть доказательными свидетелями, - малолетние, душевнобольные, немые, глухие; лицо, назначенное наследником, а также лица, связанные с ним по отеческой власти, - сын, брат, отец, кроме лиц, которым назначен отказ; лица, обладавшие сомнительной репутацией.
Помимо наличия завещательной способности у самого наследодателя и свидетелей обязательным условием при совершении завещания было соблюдение единства завещательного акта (unites actus). Римское право не делало различий между письменным и устным завещанием по юридической силе. Они отличались лишь по форме изъявления. Для письменного завещания требовалось составление единого письмённого акта. Если завещание составлялось в устной форме, завещатель должен был ясно и понятно выразить свою волю словами или знаками также в присутствии семи свидетелей. Устное завещание считалось составленным после поимённого указания всех наследников.
Возникновение новых публичных форм завещания относится к императорскому периоду в истории древнего Рима. Их публичность проявлялась в том, что при составлении завещаний участвовали органы власти.
Наследником по завещанию могло быть только одно лицо. Он назначался завещателем лично и по определенной схеме, позволяющей определить данное лицо (реrsona certa).
Римское право допускало назначение наследника под условием. Во времена империи, при преемниках Августа, центумвиральные суды положили начало материальному ограничению завещательного произвола paterfamilias, на почве чего развился институт законной наследственной доли".
Со временем были определены правила лишения лиц обязательной доли (четырнадцать правил, в том числе различные преступления или проступки против завещателя, предосудительный образ жизни, вступление дочери, не достигшей 25 лет, в брак против воли родителей и т.д.).
Римское право связывало время открытия наследства с фактом смерти наследодателя. В зависимости от времени принятия наследства римское право различало два вида наследников. Первый вид наследников составляли те лица, которые входили в состав семьи покойного (в первую очередь это дети). К ним наследство переходило в момент смерти без всякого акта с их стороны. Поэтому они назывались "обязательными наследниками (heredes necesarii). Все они обязывались законом к принятию наследства.
Второй вид наследников составляли остальные наследники или "добровольные наследники" (heredes voluntari) . Для приобретения наследства этими лицами необходимо было выражение воли. Поэтому для них открытие наследства означало возникновение права на принятие наследства, которое могло быть и не осуществлено. Цивильное право не знало срок для принятия наследства, но они могли быть установлены судом по требованию кредиторов наследодателя, заинтересованных в удовлетворении их притязаний. В преторском праве существовали сроки принятия наследства. Для исходящих и восходящих родственников этот срок устанавливался в 100 дней, а для прочих - 1 год.
Наследник нес обязанность выплаты всех долгов наследодателя, если даже они перекрывали актив. Объяснялось это тем, что наследственная масса сливалась с имуществом наследника, и долги наследодателя становились собственными долгами наследника. Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует заключить, что наследственное право прошло долгий и сложный путь своего развития.