Исторически сложилось, что субъекты Российской Федерации представляют собой достаточно самобытные регионы, характеризующиеся особенностями условий проживания, социально-экономических, этнонациональных отношений. Учет специфики национального и административно-территориального развития нашей страны обусловлен социальным заказом на образование.
Отличительной чертой современного этапа развития образовательных систем стало использование национально-региональных возможностей в образовании и воспитании учащихся. В последнее время в условиях возрождающего интереса граждан России к истории своего народа, желания самоопределиться в этническом пространстве возросла роль школы в подготовке подрастающего поколения, восприимчивого к многообразию человеческих проявлений и готового к толерантному межэтническому общению. В связи с этим, реализация национально-регионального компонента является значимым педагогическим процессом, непосредственно влияющим на социализацию личности ребенка.
Наша область чрезвычайно богата различными природными ископаемыми и этот факт просто невозможно не отметить при преподавании естественных наук. Такой подход к региональному учебному материалу позволяет учитывать интересы учащихся, их желание узнать больше о своем регионе, об истории открытий известных месторождений, о технологии добычи, переработки и применения местных природных материалов. Уроки и внеклассные мероприятия, затрагивающие все эти вопросы позволяют воспитывать у учащихся элементы экономической, технологической и экологической культуры
Свою работу по реализации регионального компонента я провожу используя самый разнообразные методы и формы работы. Это диспуты, создание презентационного материала и книг на различные темы, проведение круглых столов, включение модульной технологии и конечно же использую современные технологии. Особое внимание уделяю проектно-исследовательской деятельности. На мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Использование этого метода на уроках и внеурочной деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны и расширять свой кругозор, в том числе и относительно своего родного края.
Очень важно, что бы получение нового материала детьми не было простым изложением исторических фактов, географических открытий и сухой статистики. Интерес у учеников должен складываться из личной заинтересованности, из исследования тех вопросов, которые имеют личный оттенок. Наш край не просто регион, а для наших детей, прежде всего дом и свой дом надо знать, и умело им управлять, что бы жизнь была и интереснее и продуктивнее. Поэтому на своих занятиях я делаю упор не на систему докладов и рефератов, а для наибольшей эффективности, предпочитаю сочетать внеурочную проектную деятельность с проектами на уроках. Для этого я разбиваю материал, который используем на уроках на фрагменты, которые готовят ученики и учитель. Впоследствии материалы собираются воедино и оформляются. По итогам может быть оформлена целая книга, в которую включаются листы с каждого урока. В результате такой работы, можно собрать большой дополнительный материал, который можно использовать на дальнейших уроках, при проведении факультативов и на информационно-выставочных стендах
В 2010-11 учебном году при изучении химии 9 класса мною было акцентировано внимание на сырьевые ресурсы Архангельской области. Этот материал удачно сочетается с основным содержанием курса химии.
Работа строилась по нескольким направлениям:
1. Внеурочная проектно-исследовательская деятельность, в рамках которой несколько учеников занимались исследование таких вопросов как
- Сырьевой запас Архангельской области
- Фосфориты и апатиты Архангельской области
- Алмазы Архангельской области
- Природный газ и нефть в Архангельской области
- Характеристика воды в Архангельской области
2. Проектная деятельность на уроках, в содержание которых включались вопросы частных проектов.
Как пример наиболее интересной могу привести пример проектно-исследовательскую работу “Алмазы Архангельской области”. Совместно с ученицей был разработан план работы, намечены цели и задачи:
“Таким образом, цель моей работы: познакомиться с распространением и применением алмазов в Архангельской области.
Задачи:
- Получить дополнительные знания о (морфологии, физ. строении и других характеристиках алмазов Архангельской области).
- Познакомиться с распространением алмазов на территории Архангельской области.
- Получить информацию о том, где находиться производство огранки алмазов в бриллианты на территории Архангельской области.
- Познакомиться с таким видом профессии, как органщик бриллиантов.
- Выяснить, насколько выпускники школь(9 и 11) классов информированы о такой специальности как органщик алмазов.
- Помочь своим соученикам в расширении знаний по профориентации.
Актуальность работы: Весь современный мир использует алмазы. Алмазы всегда относились к активам, которые в долгосрочной перспективе имеют устойчивый рост. В архангельской области запасы алмазов составляют 1/5 от общих запасов Российской Федерации.”
Был собран интересный материал по распространению алмазов в области, а так же информацию по профессии огранщик алмазов, которую можно получить на территории нашего города. В этой работе нашли отражение не только вопросы регионального компонента, но и профориентационные, что явилось очень актуальным в 9 классе.
Хочу привести план работы с некоторыми выдержками:
1. История открытия алмазов на Русском Севере, развитие и экономическая перспектива алмазоносных трубок Архангельской области.
“В Архангельской области природа запрятала трубки основательнее: они не тронуты эрозией и покрыты толстым слоем наносов. Рассказывают, что небольшие магнитные аномалии в этих местах первыми заметили летчики. Бурение на месте аномалии, отбор керна — извлеченного столбика пробуренной породы — и последующие исследования его показали, что обнаружена кимберлитовая трубка. Хотя первые трубки были не алмазоносные, начались интенсивные геофизические исследования в Архангельской области.
В результате работ была выявлена богатейшая алмазоносная провинция. Обнаружено более 50 кимберлитовых трубок, из них примерно треть — алмазоносные”
2. Физические и химические свойства алмазов, обусловившие его использование в различных сферах жизни человека:
“Беломорские алмазы по своему качеству не уступают алмазам из других месторождений мира. Значительная часть алмазов бесцветна и прозрачна, относится к типу “чистой воды”, однако имеются кристаллы редких фантазийных расцветок: желтого, зеленого и даже розового, преимущественно округлой формы. Около 60 процентов алмазного сырья имеет ювелирное качество”
3. Дальнейший путь алмазов лежит на обрабатывающие предприятия, история открытия перспективы работы:
“Дальнейший путь алмазов, которые добыли, лежит на алмазообрабатывающее предприятие. Открытие Ломоносовского месторождения послужило предпосылкой для создания производства огранки алмазов в бриллианты в 2000г. на ФГУП МП “Звездочка”. Инициатива принадлежала ген. Директору предприятия Н.Я. Калистратову.
Так как предприятие, на котором ведётся огранка алмазов, является режимным, то мы воспользовались помощью Абрамовой В.А.. Нам были предоставлены фотографии с места производства, ответы на вопросы.
Начало производственного пути алмаза - на рабочем столе разметчика. Финишная операция – огранка – по праву считается самым сложным и ответственным процессом при изготовлении бриллиантов. Для успешного осуществления его помимо знаний и опыта огранщика требуется еще и художественный вкус. Огранка производится с помощью быстро вращающегося чугунного диска со скоростью 4000 оборотов в минуту, в поверхность которого втирается алмазный порошок, разведённый в оливковом масле.
Именно с территории нашего предприятия выходят кольца, серьги и другие красивые изделия, которые вы можете видеть в фирменных магазинах “Гемма” и “Гудвил”
4. Результаты анкетирования учащихся 9 и 11классов
“С целью выяснения уровня осведомленности учащихся выпускных классов о существовании такой профессии как огранщик бриллиантов и местах получения ее мы предложили анкету учащимся 9-ых и 11-ых . По результатам анкетирования, мы выяснили, что среди учащихся 9 классов 85% знают о том, что на территории Архангельской области добывают алмазы. Учеников 11, так же знающих эту информацию 95% от числа опрошенных.”
5. Подведение результатов работы
“С целью повышения профориентационной грамотности учащихся, мы подготовили презентационный материал и программу занятия по теме “Долгий путь алмаза к человеку” Краткий конспект которого прилагается к данной работе. В начале занятия на 1 этапе учащиеся оценивали свои знания о такой профессии как огранщик, большинство ребят (80%) отметили, что знают мало об этой профессии.
После проведения работы уровень их знаний об алмазно сырьевой составляющей родной области, о профессии огранщика пополнились новым и интересным материалом ”
Эта работа с успехом была представлена на ежегодной городской учебно-исследовательской конференции школьников “Юность Северодвинска”, где была показана и презентация, сделанная ученицей.
Совместно с ученицей мы разработали план урока, на котором были представлены результаты нашей работы.
Урок “Долгий путь алмаза к человеку”(9 класс)
Цель: Познакомить учащихся с природными источниками алмазов, их составом, перспективами и проблемами развития алмазного сырья в Архангельской области
Задачи:
- Сформировать знания о различных месторождениях алмазов на территории Архангельской области. Об области их использования и перспективах алмазодобывающей и обрабатывающей промышленностей.
- Обогатить знания учащихся о возможностях получения профессии и в частности профессии огранщик бриллиантов.
- Научить работать с несколькими источниками: учебником, научно-популярной литературой, материалами периодической печати, справочниками.
- Помочь в приобретении опыта выступлений перед аудиторией в сопровождении мультимедийной презентации.
- Проводить нравственное воспитание: умение работать коллективно и одновременно проявлять личностные качества (добросовестность, активность, инициативность), умение радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам, отстаивать свое мнение и уважать мнение других.
План урока
1. Вступительное слово учителя. Рассказ о богатствах родного края, перспективах развития области. Вопрос нашего исследования: “Является ли перспективным добыча и обработка алмазов в Архангельской области с учётом конкурентного рынка”
2. Раздача творческих исследовательских заданий( каждой группе предлагается модульная карта, с последовательными шаговыми заданиями)
Необходимо оценить уровень своей осведомлённости о
- о том, что в Архангельской области добывают значительное количество алмазов
- об области применения алмазов
- о профессии огранщик бриллиантов
3. Презентация работы “Алмазы Архангельской области”, в которой представлены материалы исследовательской работы.
4. Работа в мини-группах:
Коллективная работа и отражение её результатов на стенде.
- работа с картой, отметить крупные месторождения алмазов(им . Гриба. И Ломоносовское) ответы на вопросы, используя справочные материалы
- задачи экономического характера(подсчёт годовой добычи алмазов, процентное соотношение технических алмазов к ювелирным и т.д.)
- работа с карточками (соотнести знания о разных профессиях, в том числе и об огранщике бриллиантов: где получают, в чём заключается работа и тд.)
- работа в группах “Плюсы и минусы профессии огранщика”
5. Подведение итогов, что нового узнали и какие вопросы остались не раскрытыми. Ответить на главный вопрос исследования.
Все работы, которые были выполнены на уроке были собраны и помещены с в книгу “Богатство родного края”, которую мы планируем пополнять
В этом учебном году у нас так же запланировано проведение уроков с региональным компонентом и пополнение книг по темам: “Богатство родного края” и “Наши великие земляки”.