Сотрудничество семьи и детского сада в раскрытии творческого потенциала ребенка в художественно-изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, МХК и ИЗО


Проблема развития детского творчества в современном мире является одной из наиболее актуальной, т.к. речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности на первых этапах ее становления. Особенность детского творчества в том, что ребенок воспринимает творческий процесс, как игру, в процессе которой моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями.

Психологической основой творческой деятельности Л.С.Выготский называет воображение, которое в структуре творческих способностей проявляется как познавательное (О.М.Дьяченко), инициативное, богатое и творческое (Б.М.Теплов). По мнению доктора психологических наук О.М. Дьяченко компоненты творческих способностей развиваются при овладении средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности, создаваемых детьми образов. Психологи Л.А.Венгер, Н.С. Варенцова и др. считают, что развитие творческих способностей непосредственно связано с формированием у детей важнейших умственных и практических действий. Внешне они проявляются в виде способностей:

- наблюдать, сопоставлять и сравнивать;

- выявлять причинно-следственные связи и противоречия;

- отличать оригинальные явления от традиционных;

- самостоятельно осуществлять поиск новых решений, участвовать в исследовании проблемных ситуаций и пр.

Н.А. Ветлугина на основе теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, выделила показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий и продукции детского художественного творчества. Она рассматривала художественно-творческие способности в комплексе и выделила следующие их особенности:

- способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко “входить” в воображаемую ситуацию эмоционально откликаться на красоту;

- способность творить по законам красоты;

- способность к оценке прекрасного в окружающем, различению средств художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и в театральной деятельности;

- способность к самостоятельному поиску и нахождение оригинальных приемов решения творческих задач.

Рассмотрим одно из условий развития творческих способностей дошкольников - организация воспитательного пространства при взаимодействии ребенка со взрослым. На наш взгляд, наиболее эффективная форма работы ДОУ с родителями по развитию креативных способностей дошкольников в художественных видах деятельности – организация бесед – практикумов. Практика показала, что ребенку очень нравится совместная деятельность со взрослым, т.к. он не страшится проблемных ситуаций, спорных вопросов в применении той или иной техники – мама и папа всегда подскажут что и как сделать.

Содержательная сторона такой деятельности заключается в овладении детьми элементарными умениями и навыками при выполнении художественных заданий, затем в овладении более сложными навыками в практических действиях с различными изобразительным материалом. В процессе работы дети активно действуют, открывая новые возможности уже знакомых материалов, их свойства, варианты использования в тех или иных работах.

Творческие игровые задания, ситуации помогают создавать свой образ мира и ориентироваться в нем. Участвуя в беседах-практикумах, родители стремятся развить в ребенке и в себе творческие способности, достичь определенного результата. Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.

Занимаясь изобразительной деятельностью или художественным трудом, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, осуществляет творческие замыслы, но и расширяет свой кругозор, воспитывает вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать, обобщать.

Организация бесед – практикумов, куда мы приглашаем родителей вместе с детьми, предполагает совместную деятельность взрослых и детей по разнообразным темам, которые могут перекликаться с темами непосредственно образовательной деятельности, а могут быть и самостоятельными.

Цель наших бесед – практикумов: обратить внимание родителей на творческое развитие своего ребенка, дать возможность ребенку пообщаться с близким человеком непосредственно в творческой атмосфере изостудии во время совместного выполнения заданий, предлагаемых педагогом. Опыт проведения подобных мероприятий показал, что у детей и родителей возникает неподдельный интерес к такому виду деятельности, ребенку доставляет радость творческий процесс, а взрослый видит конечный результат совместной с ребенком деятельности - рождение художественной творческой работы

Художественные материалы, рекомендуемые для детского творчества

1. Графические материалы: графитный карандаш, уголь, сангина, мел, сухая пастель, масляная пастель, тушь, чернила, фломастеры, цветные карандаши.

2. Живописные материалы: гуашь, акварель, акрил.

3. Материал для коллажа: бумага разной плотности, фактуры, цвета; картон цветной и белый, серый; ткань, тесьма, мелкие предметы, художественный мусор.

Каждый художественный материал имеет свою выразительно-изобразительную специфику, свои изобразительные возможности. Работа с художественными материалами, получение различных эффектов подчинено определенным свойствам того или иного художественного материала. На занятиях обязателен показ педагогом способов действия, технические приемы и правила работы. Важно показать детям особенности и возможности каждого изобразительного материала.

Графические рисунки

Знакомство с графическими материалами начинаем с самых мягких при нанесении на лист. Графические материалы: уголь, мел, сангина, пастель легко растушевываются, смешиваются между собой. Это свойство можно использовать при выполнении фактурных изображений (пушистый мех, мягкая шерстка) при рисовании животных; создавать эффект воздушности при изображении облаков, туч, дыма, тумана в пейзажах.

“Пушистые звери разноцветной страны” для детей с 4 лет

Творческий замысел: Выполнение графических изображений животных последующей прорисовкой и детальной проработкой. Использование свойств материала при передаче фактуры меха, шерсти.

Цель: знакомить с художественными свойствами пастели, учить наносить пятно нужной формы, растушевывать и прорисовывать для большей выразительности. Учить подбирать цвет. Показать зависимость интенсивности тона от нажима при выполнении изображения. Развивать образное мышление, целостное восприятие, развивать фантазию и воображение.

Материал: бумага для пастели, пастель художественная

Техника выполнения: В этом упражнении в качестве художественного материала используем цветную пастель (сухую). Данный материал также хорошо и мягко ложится на бумагу, растушевывается, смешивается между собой. Разнообразие цвета дает неограниченный простор для фантазирования и воплощения замыслов в рисунке. Последовательность выполнения рисунка та же, что и в предыдущем упражнении. Разнообразить композицию можно, предложив детям изобразить не одного зверя, а нескольких в различных сюжетных вариантах: играют, танцуют, строят домик и т.д.

При выполнении работ, можно использовать специальную цветную бумагу для рисования пастелью, или приготовить тонированную бумагу самим (заранее закрасить гуашью при помощи широкой флейцевой кисти или валика).

“Удивительный пейзаж” для детей 4-5 лет

Творческий замысел: Рисование пейзажа, использование возможности пастели для передачи облаков, волн, фактуры шерсти животных.

Цель: Закреплять навык работы мягкими графическими материалами. Выполнять пейзажные зарисовки, подбирать цвет в соответствии с замыслом рисунка. Учить передавать характерные особенности облаков, туч, дыма, тумана.

Материал: бумага для пастели, пастель художественная.

Техника выполнения:

1. Определиться с замыслом рисунка – что хотим изобразить: небо, лес, горы, море. В зависимости от возраста, композиционная схема упрощается (небо – лес – поляна) или усложняется (небо – горы – река – берег – лес).

2. Проводим линии пейзажа на листе. Намечаем линию горизонта, горы, линии верхушек деревьев, полянки, реки.

3. Тонируем небо, горы, лес и далее последовательно весь рисунок. Выполнять работу можно расположив пастельный мелок боком по отношению к бумаге. Растушевываем.

4. На тонированных частях пейзажа изображаем: облака на небе, камни и растения на горах, волны и лодочки на реке, мостик, цветы и барашков на лугу, деревья. Важно не перегрузить пейзаж мелкими изображениями. В данном упражнении уместно вспомнить с детьми типы линий и способы нанесения их на лист. (Прямая линия, волнистая, изогнутая, пружинистая, штрихи, точки.) Эти знания понадобятся при выполнении прорисовки деталей рисунка. Облака должны получиться воздушные, а барашки – пушистые и кудрявые.

Нетрадиционные техники и игровые приемы

Материал:

- для печатанья (получение оттисков на бумаге, ткани): поролоновые шарики, палочки, морская губка, целлофан, ткань разной фактуры, пробка, печатки из овощей;

- для выдувания (получение клякс, размытых линий): соломинки, трубочки;

- для набрызга (тонирование бумаги): стеки, жесткие кисти, кусочки картона.

Эти игровые техники позволяют получать различные причудливые пятна и отпечатки для последующей прорисовки определенного образа и создания сюжетной композиции.

“Кружево осенней листвы”

Творческий замысел: Осенних листьев хоровод (цвет, ритм пятен). Творческая работа с использованием печатной техники природным материалом.

Цель: Создание живописной композиции с изображением (отпечатками) осенних листьев, передача эмоционального состояния при помощи ритмичного расположения элементов композиции по всему листу, добавление динамичных легких линий для большей выразительности.

Технические упражнения: Учить применять в работе технические навыки печатания листьями. Располагать изображение по всему листу.

Материал: листы бумаги формата А3, листья разных деревьев, щетинная круглая кисть, тонкая кисть, гуашь.

Техника выполнения:

1. Выполнить на листе цветовую заливку, выбрать цвет и способ заливки фона в соответствии с замыслом.

2. Ритмично расположить листья деревьев на подготовленном и высушенном листе, найти наиболее выразительное решение композиции “Осенних листьев хоровод” и отметить расположение листьев на бумаге.

3. Выполнить отпечатки листьев на отмеченных местах.

4. Полученное изображение на листе разживить легкими мазками кистью в тон напечатанных листьев или контрастным цветом.

“Пятнашки и кляксичи” для детей 4-х лет

Творческий замысел: создать образ сказочного персонажа.

Цель: познакомить детей с нетрадиционным техническим приемом: кляксографией - получение причудливых клякс и пятен на листе с последующей прорисовкой и детальной проработкой до определенного узнаваемого образа.

Материал: тушь, бумага белая или тонированная, кусок пластика или оргстекла, кисти.

Техника выполнения:

1. Увлажнить лист бумаги.

2. На пластик капнуть краску. Если пластика под рукой нет, используем бумагу. В таком случае получим два отпечатка.

3. Сверху накрыть листом бумаги и прогладить ладонью лист.

4. Убирать верхний лист - получится смешная расплывчатая клякса, которую можно прорисовать и превратить в какой-то образ.

“Фантастические птицы и звери”. Для детей 5-7 лет

Творческий замысел: создание образов сказочных фантастических птиц и зверей, наделение их сказочными свойствами.

Цель: закрепить навык моделирования образа и наделение его фантастическими свойствами,

Материал: по выбору детей

Техника выполнения:

1. Выполнение рисунка можно начать с причудливых линий и пятен. Выполнить на листе линии или пятна и затем прорисовать до конкретного образа птицы или зверя

2. Творческие игры-упражнения: кляксография, монотипия. Поиск образа в причудливом пятне, прорисовка причудливой линии, моделирование из шаблонов, наделение свойствами нетипичными для обычных птиц и зверей.

Форма и структурные особенности. Цвет для изображения.

3. Способы изображения и приемы, используемые для этого: аппликация с прорисовкой, фактурное выполнение красочного слоя густой гуашью или акрилом, печатание и пр.

4. Детали, придание сказочности, декоративное решение образов.

“Загадки из соломинки” для детей 4-х лет

Творческий замысел: Эта игровая техника получения причудливых клякс на листе с последующей прорисовкой и детальной проработкой до определенного узнаваемого образа.

Цель: познакомить детей с нетрадиционным техническим приемом раздувания краски по листу бумаги.

Материал: тушь, чернила, трубочки для коктейля, бумага, кисти.

Техника выполнения:

1. На лист бумаги, желательно гладкой, которая не впитывает краску, капнуть несколько капель туши или чернил.

2. Затем, взять соломинку и, приблизив к капле, резко подуть. Важно убедиться, что ребенок умеет выдувать воздух, а не втягивать в себя (возникает опасность напиться чернил).

3. Дуть на каплю в разных направлениях. Можно увеличить пятно, добавляя чернил.

4. Получив причудливое пятно, начинаем фантазировать и искать образ, какой подсказывает эта клякса. Дорисовываем и детализируем в зависимости от увиденного и нафантазированного образа.

Чаще всего дети выполняют в данной технике деревья, выдувая причудливые линии из капли туши. Если увеличить каплю в размере, и выдувать чернила в разные стороны, то получим кляксу с “ножками, ручками, рожками и пр.”. Выполнять такие кляксы интереснее на цветном фоне: цветной бумаге или тонированной. Таким образом, получаемая клякса уже попадает в какое-то пространство: облачное небо, морские глубины, знойную пустыню и т.д. Когда клякса готова, начинается работа воображения - важно понять и увидеть образ, получившийся из кляксы и прорисовать, дополнить деталями. В зависимости от возраста количество клякс и разнообразие полученных образов может увеличиваться, будет развиваться сюжет.

“Причудливая нить” для детей от 5 лет

Творческий замысел: Создание графических отпечатков причудливой формы и нахождение в них образов природы, животного мира и человека.

Цель: познакомить детей с нетрадиционным техническим приемом “рисующая нить”

Материал: тушь, чернила или гуашь разного цвета, обычные швейные нитки, бумага, кисти.

Техника выполнения:

1. На лист бумаги (белой или тонированной) кладем нить, пропитанную краской, сверху закрываем другим листом.

2. Придерживая верхний лист, начинаем вытягивать нить за кончик.

3. Когда нить полностью вытащена, убираем верхний лист и любуемся затейливыми отпечатками.Используя этот игровой прием, также как и предыдущий, получаем интересные графические отпечатки, которые оставляет на листе пропитанная краской нить. Затем полученный отпечаток превращаем в образ, какой подскажет наша фантазия.

“Коллажная мастерская”

Коллаж (французское collage, буквально — наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Детское изобразительное творчество – творчество экспериментирования с изобразительным материалом. Предлагаем расширить выбор материалов и, опираясь на детские познания в аппликации, предложить поэкспериментировать с различными материалами для коллажа. Это могут быть различные мелкие предметы, игрушки, лоскутки ткани и кружев, ленточки, бусины и пуговицы, бумага разного качества, картон, природный материал. Главное в этой работе – подобрать материал и предметы по теме и составить композицию.

“Мамочке любимой… ”. Для детей от 3-х до 7 лет

Творческий замысел: Создание творческой композиции. Поиск наиболее выразительных вариантов. Передача цветом характера, настроения, эмоций, своего отношения к изображаемому.

Цель: учить совмещать живописную композицию с техникой коллажа, подбирать составляющие коллаж изображения соответственно теме композиции; поощрять желание передавать эмоциональное состояние, настроение праздника, своего отношения к изображаемому образу; закреплять умение пользоваться при создании коллажа различными изобразительными техниками: набрызг, печатание.

Творческие игры-упражнения: составление разнообразных лиц в технике коллажа из предложенных фрагментов.

Материал: гуашь, акварель, материалы для коллажа: ткань, бусины, цветы, вырезки и т.д., клей.

Техника выполнения:

1. Знакомить детей с техникой “коллаж” (наклеивание). Показать несколько разных коллажей, рассказать о принципе создания таких работ, подборе предметов для составления коллажа. Предложить детям самим дать название рассмотренным коллажам. Затем обратить внимание детей на приготовленные к занятию материалы и самим определить тему данного занятия.

2. Подготовка фона для работы. Объяснить детям, что очень часто художник сам готовит цветные листы бумаги для своих коллажей. Напоминает знакомые детям способы тонирования бумаги. Показ приемов “набрызга”, “печатания”.

3. Изображение портрета мамы на живописном фоне, возможно изображение членов семьи по желанию ребенка.

4. Когда изображение готово, дети начинают подбирать картинки и предметы, бусинки, цветы, бантики, пробуют составить композицию.

Для детей 3-4 лет вполне доступно выполнить портрет мамы аппликацией (детали готовит взрослый) и с помощью взрослого украсить маме платье, наклеить из крупных стеклянных камушков бусы.

“Праздник”. Для детей 4-6 лет

Цель: формировать умение передавать своё настроение, чувства в творческой сюжетной работе - коллаж, развивать творческие способности и воображение детей; закреплять композиционные навыки и навыки цветоведения.

Материал: ткань разного цвета и фактуры, подготовленная рама с тканевой основой, цветные шнуры, пуговицы, бусинки, маркеры разного цвета, клей, кисточки, салфетки, ножницы, трафареты, мел.

Техника проведения:

1. Беседа о том, какие бывают праздники, какой праздник нравится больше всего?

2. Игра “Придумай и покажи”. Цель: развивать творческие способности, умение соотносить движение с тематикой задуманного сюжета (предмета). Задание: предложить придумать сюжет (предмет) на праздничную тему, не называя, показать движением, остальные должны догадаться, о чем идет речь. Например, “Салют”, “Торт”. В конце игры договориться, какая тема больше всего нравится детям.

3. Подготовка эскиза “Праздничного панно”, обсуждение композиции, особое внимание уделить на соотношение деталей по величине, особенности цветового решения, пространственное расположение деталей.

4. Расположить готовые детали из ткани на основе, приклеить основные детали, затем заняться декорированием.

За короткое время наших бесед невозможно охватить то огромное количество игровых занятий, которыми можно увлечь ребенка, поэтому вниманию родителей предлагаем литературу, в которой можно найти подобные задания и игры.