Открытый урок информатики в 7-м классе. Тема: "Представление алгоритма в графической форме"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Образовательная – изучить графическую форму представления алгоритма, научить составлять и исполнять алгоритм в данной форме.
  • Развивающая – развитие коммуникативной, информационной компетентности
  • Воспитательная – воспитание навыков быстрого мышления и ответственности за коллективный труд, воспитание социальных норм жизни – взаимопомощь;

Задачи урока:

  • ввести понятие «блок-схема»;
  • познакомить учащихся с элементами блок-схемы;
  • закрепить умения составлять алгоритмы и научить изображать их в виде блок-схемы.
  • ввести понятия ввод данных, вывод данных
  • научить исполнять блок-схему, тестировать алгоритм.

Этапы урока:

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания

Учащиеся предварительно перед уроком берут кружки любого цвета из предложенных трех.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Для урока нам понадобится тетрадь, ручка, карандаш, линейка, дневник.
Проверить есть ли отсутствующие из данной группы. Работа с журналом.
Сегодня мы продолжим изучение начатой нами темы. Но прежде чем к ней приступить, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Алгоритмы, их свойства, виды, словесную форму записи алгоритма). Домашнее задание – решение теста (Приложение 2). Передайте тест с ответами с последних парт. Давайте ответим на вопросы теста, вспомним материал прошлого урока. Он нам будет нужен для сегодняшнего урока. (Приложение 1. Слайд 1) с вопросами теста.

2. Актуализация знаний. Целеполагание

Давайте посмотрим на экран. Внимательно рассмотрите содержимое (Приложение 1. Слайд 2)

Что представлено на слайде? Учащиеся должны попытаться ответить. На слайде представлен один и тоже алгоритм «Покраски забора», но в разных формах представления. Одна из форм вам уже известна – мы ее изучили (словесная). Вторая форма – представлена в _______(графической, должны ответить уч-ся). Скажите, с данной формой алгоритма вы знакомы?
Сейчас я выскажу свое суждение (оно может быть верным или неверным), а ваша задача, освоив материал урока, в конце урока опровергнуть или утвердить мое суждение и привести аргументы.
Словесная форма – наглядно, ясно и точно выражает смысл алгоритма.
Вопрос. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Учащиеся должны постараться ответить.

Итак, тема урока: Представление алгоритма в графической форме. (Приложение 1. Слайд 3).

Учащиеся открывают тетрадь и записывают тему урока.

Вопрос. Чему мы должны сегодня научиться? Какая цель нашего урока? Учащиеся должны постараться ответить. Цель урока: изучить графическую форму представления алгоритма, научиться составлять и исполнять алгоритм в данной форме. (Приложение 1. Слайд 4).

3. Открытие нового знания. Объяснение материала урока. Первичное закрепление

– Внимание на экран.

Показ Слайдов 5, 6 (Приложение 1). Понятие блок-схема, графические объекты блок-схемы.

Запись конспекта в тетрадь. Задание на соответствие объектов. (Приложение 1. Слайд 7).

– Проверим вашу зрительную память.

– Давайте на примерах познакомимся с конструкциями разных видов алгоритмов в виде блок-схемы. (Приложение 1. Слайды 8-11).

В ходе показа слайдов учащимся задаются вопросы.

Чем отличается неполная форма от полной формы разветвляющегося алгоритма?
– Что называется телом цикла?

Учащимся предлагается перевести один пример в словесную форму.

4. Решение задач на закрепление

– Итак, ребята, сейчас мы с вами закрепим материал урока на практике. Прошу вас занять место за столом согласно цвету вашего кружка (формируется 3 команды). Теперь вы команда. В каждой команде должен быть наставник, он помогает, оказывает помощь участнику команды в возникающих вопросах. Друг другу вы можете оказать взаимопомощь.
На столах у вас лежит карточка №1 с заданием.

img9.jpg (24203 bytes)

Это групповое задание – выполняете совместными усилиями на ватмане. На выполнение дается 3 минуты. Участник команды поочередно выходит и защищает задание.
У вас на парте лежат индивидуальные карточки.

Каждый участник группы должен выполнить индивидуально карточку с задачей. (Приложение 1. Слайды 14-17). Если кто-то затрудняется в решении, то любой из команды, наставник может помочь навести его на правильное решение, оказать взаимопомощь. На решение – 3 минуты. Кто справится быстро, постараться записать данный алгоритм в словесной форме.

5. Саморефлексия

Перед тем как приступить к разбору заданий, каждый участник команды должен нарисовать так называемый смайлик, но вот какой он будет, зависит от вас. (Приложение 1.   Слайд 13)

  • Улыбка – при решении затруднений не было,
  • Нейтральная – при решении возникли некоторые вопросы, но я справился
  • Грусть – затруднялся в решении, потребовалась помощь.

Разбор заданий учащимися. Участник говорит ответ. На слайдах 14-17 (Приложение 1) представлены карточки с заданием.

– Вернемся к суждению, которое я высказала относительно словесной формы. Скажите, верно мое суждение или нет? Почему?

6. Вторичное закрепление. Домашнее задание

– Устно составить и записать по теме урока 2 толстых или тонких вопроса. (Приложение 1. Слайд 18).

Письменная часть домашнего задания будет 3-х уровневое. 1-й уровень – базовый, 2-й уровень – средний, 3-й уровень – повышенный. Есть затруднения – уровень 1, небольшие затруднения, но я справлюсь – уровень 2, затруднений нет – уровень 3. Каждый из вас должен выбрать уровень с учетом результата освоения материала урока. В помощь вам, я предлагаю воспользоваться следующим алгоритмом. (Приложение 1. Слайд 19).

Оценить работу отличившихся учащихся на уроке.