Цели урока:
- Образовательная – изучить графическую форму представления алгоритма, научить составлять и исполнять алгоритм в данной форме.
- Развивающая – развитие коммуникативной, информационной компетентности
- Воспитательная – воспитание навыков быстрого мышления и ответственности за коллективный труд, воспитание социальных норм жизни – взаимопомощь;
Задачи урока:
- ввести понятие «блок-схема»;
- познакомить учащихся с элементами блок-схемы;
- закрепить умения составлять алгоритмы и научить изображать их в виде блок-схемы.
- ввести понятия ввод данных, вывод данных
- научить исполнять блок-схему, тестировать алгоритм.
Этапы урока:
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания
Учащиеся предварительно перед уроком берут кружки любого цвета из предложенных трех.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Для урока нам понадобится тетрадь, ручка,
карандаш, линейка, дневник.
Проверить есть ли отсутствующие из данной
группы. Работа с журналом.
Сегодня мы продолжим изучение начатой нами темы.
Но прежде чем к ней приступить, давайте вспомним,
что мы изучали на прошлом уроке? (Алгоритмы, их
свойства, виды, словесную форму записи алгоритма).
Домашнее задание – решение теста (Приложение
2). Передайте тест с ответами с
последних парт. Давайте ответим на вопросы теста,
вспомним материал прошлого урока. Он нам будет
нужен для сегодняшнего урока. (Приложение
1. Слайд 1) с вопросами теста.
2. Актуализация знаний. Целеполагание
Давайте посмотрим на экран. Внимательно рассмотрите содержимое (Приложение 1. Слайд 2)
Что представлено на слайде? Учащиеся должны
попытаться ответить. На слайде представлен
один и тоже алгоритм «Покраски забора», но в
разных формах представления. Одна из форм вам уже
известна – мы ее изучили (словесная).
Вторая форма – представлена в _______(графической,
должны ответить уч-ся). Скажите, с данной формой
алгоритма вы знакомы?
Сейчас я выскажу свое суждение (оно может быть верным
или неверным), а ваша задача, освоив материал
урока, в конце урока опровергнуть или утвердить
мое суждение и привести аргументы.
Словесная форма – наглядно, ясно и точно
выражает смысл алгоритма.
Вопрос. Как вы думаете, что мы сегодня
будем изучать на уроке?
Учащиеся должны постараться ответить.
Итак, тема урока: Представление алгоритма в графической форме. (Приложение 1. Слайд 3).
Учащиеся открывают тетрадь и записывают тему урока.
Вопрос. Чему мы должны сегодня научиться? Какая цель нашего урока? Учащиеся должны постараться ответить. Цель урока: изучить графическую форму представления алгоритма, научиться составлять и исполнять алгоритм в данной форме. (Приложение 1. Слайд 4).
3. Открытие нового знания. Объяснение материала урока. Первичное закрепление
– Внимание на экран.
Показ Слайдов 5, 6 (Приложение 1). Понятие блок-схема, графические объекты блок-схемы.
Запись конспекта в тетрадь. Задание на соответствие объектов. (Приложение 1. Слайд 7).
– Проверим вашу зрительную память.
– Давайте на примерах познакомимся с конструкциями разных видов алгоритмов в виде блок-схемы. (Приложение 1. Слайды 8-11).
В ходе показа слайдов учащимся задаются вопросы.
– Чем отличается неполная форма от полной
формы разветвляющегося алгоритма?
– Что называется телом цикла?
Учащимся предлагается перевести один пример в словесную форму.
4. Решение задач на закрепление
– Итак, ребята, сейчас мы с вами закрепим
материал урока на практике. Прошу вас занять
место за столом согласно цвету вашего кружка
(формируется 3 команды). Теперь вы команда. В
каждой команде должен быть наставник, он
помогает, оказывает помощь участнику команды в
возникающих вопросах. Друг другу вы можете
оказать взаимопомощь.
На столах у вас лежит карточка №1 с
заданием.
Это групповое задание – выполняете
совместными усилиями на ватмане. На выполнение
дается 3 минуты. Участник команды поочередно
выходит и защищает задание.
У вас на парте лежат индивидуальные карточки.
Каждый участник группы должен выполнить индивидуально карточку с задачей. (Приложение 1. Слайды 14-17). Если кто-то затрудняется в решении, то любой из команды, наставник может помочь навести его на правильное решение, оказать взаимопомощь. На решение – 3 минуты. Кто справится быстро, постараться записать данный алгоритм в словесной форме.
5. Саморефлексия
Перед тем как приступить к разбору заданий, каждый участник команды должен нарисовать так называемый смайлик, но вот какой он будет, зависит от вас. (Приложение 1. Слайд 13)
- Улыбка – при решении затруднений не было,
- Нейтральная – при решении возникли некоторые вопросы, но я справился
- Грусть – затруднялся в решении, потребовалась помощь.
Разбор заданий учащимися. Участник говорит ответ. На слайдах 14-17 (Приложение 1) представлены карточки с заданием.
– Вернемся к суждению, которое я высказала относительно словесной формы. Скажите, верно мое суждение или нет? Почему?
6. Вторичное закрепление. Домашнее задание
– Устно составить и записать по теме урока 2 толстых или тонких вопроса. (Приложение 1. Слайд 18).
Письменная часть домашнего задания будет 3-х уровневое. 1-й уровень – базовый, 2-й уровень – средний, 3-й уровень – повышенный. Есть затруднения – уровень 1, небольшие затруднения, но я справлюсь – уровень 2, затруднений нет – уровень 3. Каждый из вас должен выбрать уровень с учетом результата освоения материала урока. В помощь вам, я предлагаю воспользоваться следующим алгоритмом. (Приложение 1. Слайд 19).
Оценить работу отличившихся учащихся на уроке.