Оборудование: экран, проектор, учебники Начальный курс географии 6 класс Т.П Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, М;2006, рабочие тетради, новые понятия, приборы для измерения параметров погоды.
Тип урока: изучение новой темы с опорой на межпредметные связи (математика, экология, география Тувы), и творческим заданием.
Форма урока: комбинированный урок.
Цель: создание условий для формирования знания об атмосфере, её значении, строении и изучении.
Задачи.
1. Выявить роль атмосферы в жизни человека и планеты.
2. Рассмотреть состав атмосферы Земли.
3. Сформировать представления, о методах изучения атмосферы используя визуальный ряд (презентация).
4. Формировать экологическое мышление и этнокультурную компетентность, на примерах родной республики.
5. Развивать речь и логическое мышление учащихся.
6. Развивать мотивацию учебной деятельности через интеграцию содержания урока.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация темы.
- Изучение нового материала.
- Решение задач.
- Способы изучения атмосферы.
- Закрепление новой темы.
- Подведение итогов и домашнее задание.
А) Выявление значимости атмосферы для Земли.
Б) Газовый состав атмосферы.
В) Строение атмосферы.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, приветствие.
Повторение. Давайте вспомним, какие оболочки Земли есть на нашей планете? Дайте им общую характеристику. (Литосфера, Гидросфера, Атмосфера и Биосфера). Какие оболочки мы уже изучили?
Поставить оценку за ответ.
2. Актуализация новой темы.
Эпиграф к уроку. (Слайд №1. Презентация) О чем это изречение? Сегодня мы начнем изучать невидимую, воздушную оболочку Земли.
3. Изучение нового материала.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд №2).
Перед вами таблица (слайд №3) в которой перечислены компоненты природы и органы чувств, при помощи которых человек познаёт окружающий мир. Если человек может чувствовать этот компонент природы, то говорим да, если не может, говорим, нет.
Обобщение сказанного: растения можно потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Чистая вода прозрачна, не имеет запаха и вкуса, но её тоже можно потрогать, почувствовать, что она мокрая. У воздуха нет ни вкуса, ни запаха. В руки его не возьмешь, мы его не ощущаем. Поэтому мы не замечаем, что он всегда с нами, всегда вокруг нас.
Но если вдруг, воздух исчезнет?
Дети выдвигают свои версии.
Объясните значение атмосферы опираясь на основное предложение слайда. (Cлайд №4)
Значение атмосферы трудно переоценить!
Атмосфера это воздушная оболочка планеты, значит состоит из воздуха. А из чего состоит воздух? Из газов! (Слайд №5). Соотнесите процентный состав газов и запишите в тетрадь.
Что еще кроме углекислого газа СО2 входит в 1%? Это водяной пар, водород, гелий, частицы пыли, озон и другие газы.
Воздушная оболочка вращается вместе с Землей вокруг её оси и Солнца. Почему она не рассеивается в космосе?
Её удерживает сила земного притяжения! Значит, чем дальше от поверхности Земли, тем сила притяжения и плотность воздуха будут меньше.
На какую высоту от поверхности нашей планеты распространяется атмосфера? Об этом мы узнаем, открыв учебники на странице 106 рисунок 68.
Атмосфера похожа на “слоеный пирог”. Условно высоту атмосферы считают 3000 км. Каждый слой воздуха имеет не только свое название, распространяется до определенной высоты, но и имеет свои характеристики. Самый нижний от поверхности Земли до высоты 20 км называется тропосфера. Здесь содержится 80% всего воздуха! Поэтому, глядя вверх, мы видим толщу воздуха, который нам кажется голубым цветом. Самая большая толщина тропосферы над экватором, она составляет 18-20км.Чем ближе к полюсам, тем меньше толщина тропосферы. В умеренных широтах 10-11км, а над полюсами 8-9км. Чем можно объяснить уменьшение толщины тропосферы над полюсами? Причина этому полярное сжатие Земли. Тропосферу ещё называют “Фабрика погоды”, как вы думаете, почему? Только здесь происходят изменения погоды. Образуются облака, и дует ветер, в зависимости от времени года меняется температура.
Разберем состав атмосферы чуть более подробно (слайд №6). Даем характеристику для каждого слоя атмосферы.
Какой слой атмосферы будет лучше всего прогреваться и почему? Тропосфера, так как ближе к поверхности Земли.
Подумайте, как прозрачный воздух может нагреваться?
(Слайд №7).Солнечные лучи не могут нагревать прозрачный воздух, нагревается поверхность Земли, а от нее воздух.
Почему на вершинах высоких гор лежит снег? Чем выше от поверхности Земли, тем воздух меньше прогревается.
Запишите в тетрадь закон изменения температуры с высотой. На каждый километр высоты температура воздуха в тропосфере понижается на 6° с.
4. Решение задач.
Давайте применим этот закон на примере объектов в нашей республике.
(Слайд №8) Перед вами карта нашей малой родины республика Тыва. На карте обозначены два объекта; гора Монгун-Тайга “Серебряная гора” и высшая точка в нашем городе гора Догээ. Решить задачи в тетрадь. За правильное решение первые три ученика получают оценки. Объяснение решения.
Какие явления природы показаны на этом слайде? (Слайд №9)
5. Изучение атмосферы.
Эти и многие другие явления в атмосфере человек может наблюдать. Мы с вами тоже наблюдаем за изменениями погоды, для этого ведем календарь погоды. Откройте свои календари погоды. Какие элементы погоды мы наблюдаем? Температуру воздуха, направление ветра, осадки, влажность воздуха, облачность, атмосферное давление.
Но человек не только наблюдает, но и изучает атмосферу. Деятельность человека тесно связана с атмосферой, поэтому ученые стараются узнать все её свойства. Существует много наук, изучающих атмосферу, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Метеорология (слово напечатано и вывешивается магнитом на доску) наука, изучающая атмосферу. Синоптика (слово напечатано и вывешивается магнитом на доску) изучает погоду. Изучение атмосферы ведется под руководством Всемирной метеорологической организации, в которую входят многие страны. В том числе и Россия.
(Слайд №10) Метеорологические станции расположены повсюду: в Антарктиде на полярных станциях, в Мировом океане на кораблях.
(Слайд №11) Используются радиозонды, с встроенными датчиками, которые передают на Землю информацию о состоянии атмосферы.
(Слайд №12) Метеорологические ракеты поднимаются на высоту 120 км. Применяются ракеты, которы6е зондируют атмосферу на высоте 400-500 км.
(Слайд №13) Искусственные метеорологические спутники Земли передают фотоснимки с высот 900 км! Сообщения о состоянии атмосферы, сведения о границах снежного покрова, загрязненности, лесных пожарах, извержении вулканов и распространении пепла.
И, конечно, же непосредственные наблюдения космонавтов на орбитальных станциях дают ценные сведения о состоянии атмосферы.
С помощью приборов на метеостанциях проводятся измерения не менее четырех раз в сутки, а на многих станциях ежечасно.
Термометр (наглядный показ прибора) показания температуры воздуха.
Барометр (наглядный показ прибора) показывает атмосферное давление.
Осадкомер, флюгер и др. Изучаются электрические. Звуковые, световые и другие явления в атмосфере.
Минута релаксации.
(Слайд №13). Встаньте, потянитесь. Глубоко вдохните. Садитесь. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в лесу… (включается запись со звуками леса)
Что вы представили себе в минуту релаксации? (Спросить 3-4 учеников). Обобщить ответы, все вы представили природу и чистый воздух.
Мы с вами живем в городе. Что влияет на загрязнение воздуха?
Выхлопы автомашин, предприятий, использование твердых видов топлива, табачный дым. Курение не только вредит здоровью, но и способствует загрязнению атмосферы.
(Слайд №14) С развитием хозяйственной деятельности человека, увеличивается количество сжигаемого топлива, и воздух все боле загрязняется. В нем возрастает количество углекислого газа.
На крупных предприятиях устанавливаются газо- и дымоуловители. Фильтры для очистки воздуха. (Слайд №15)
Для сохранения чистоты воздуха, должны приниматься меры к ограничению выброса вредных веществ в атмосферу.
Человек также научился использовать воздух. Где используется сила сжатого воздуха? (Этот вопрос “для удовольствия”)
6. Закрепление новой темы.
(Слайд №16) устно по три вопроса. Ответы оцениваются.
7. Подведение итогов урока. (Слайд №17) домашнее задание, творческое задание продолжи строку…