Применение информационных технологий для развития познавательной и личностной сферы учащихся 2–3-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Занятие 1

Цели:

- развитие умения устанавливать противоположные понятия, математического компонента логического мышления,

- развитие речи;

- актуализация представлений о качествах характера и эмоциях человека.

Оборудование и материалы: персональные компьютеры (ПК) по количеству участников занятия, задания, размещённые в системе “Школа информатизации” в курсе “Думаем и рассуждаем вместе” (в том числе, задания, выполненные в программе “ЛогоМиры 3.0”), тетради.

1. Приветствие.

Участники занятия садятся в круг. Ведущий: “Здравствуйте, ребята! Я хочу вам задать вопрос: какое дело можно назвать добрым?” Выслушиваются ответы детей, делается вывод, что доброе дело то, которое приносит другим людям пользу и радость, делается бескорыстно, не для своей выгоды. Ведущий предлагает участникам занятия поздороваться друг с другом, начиная приветствие со слов о каком-то добром деле.

Например: “Добрый день тем, кто сегодня помог однокласснику”

“Добрый день тем, кто сам приводит в порядок свою комнату”

Те ребята, которые считают, что было сказано про них, отвечают “Добрый день”.

2. Основное содержание занятия.

Упражнение “Найди противоположное по смыслу слово”

Ведущий: “Ребята, мы сейчас говорили с вами о добрых делах. Какое будет противоположное “добру” по смыслу слово?” Дети называют противоположное слово, а ведущий предлагает выполнить упражнение, в котором также необходимо найти противоположные по смыслу слова. Дети выполняют задание на ПК, подбирая из списка к заданному слову противоположное по смыслу понятие.

После того, как дети выполнили задание, проводится проверка правильности выполнения задания. Ребята встают рядом со своими столами, по очереди называют пары слов. Если дети согласны с подобранной парой противоположных по значению слов, они хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногой.

Задание к упражнению

День – (ночь) Победа – (поражение) Вредный – (полезный)
Глупый – (умный) Тупой – (острый) Исчезать – (появляться)
Высокий – (низкий) Сырой – (сухой) Чёрный – (белый)
Увеличивать – (уменьшать) Покупать – (продавать) Разжигать – (тушить)

<Рисунок 1>

Упражнение “Продолжи числовой ряд”

Детям предлагается записать в тетради ряд чисел (1, 3, 5, 7) и подумать, какое число, не нарушая логической закономерности, может продолжить данный числовой ряд. Ребята высказывают свои предположения. После того, как всем детям стало понятным, какое число и почему может продолжить этот ряд, ведущий предлагает выполнить подобные задания на ПК.

После того, как дети выполнили задание, проводится проверка правильности его выполнения. Ребята встают рядом со своими столами, по очереди называют числовой ряд и то число, которое было выбрано ими для его завершения, объясняют, почему именно это число является, с их точки зрения, верным ответом. Если дети согласны с ответом, они подпрыгивают, если не согласны поднимают вверх руки.

Задание к упражнению

21, 17, 13, 9 … (5) 5, 10, 15, 20 … (25) 2, 4, 6, 8 … (10)
1, 1, 3, 3, 5, 5 … (7) 4, 5, 8, 9, 12, 13 … (16) 9, 1, 7, 1, 5, 1 … (3)
1, 4, 7, 10 … (13)    

<Рисунок 2>

Физкультминутка “Снежинки и сугробы”

Участники занятия становятся в круг, если ведущий говорит “Снежинки”, дети кружатся, изображая падающий снег. Если же ведущий называет число, то детям необходимо объединиться в группы, в которых количество человек соответствует названному числу, и присесть на корточки, изображая снежный сугроб.

Упражнение “Сочиняем рассказ”

Ведущий предлагает детям посмотреть на экран, рассмотреть картинку, прочитать начало рассказа и написать его продолжение в тетради, составив 5-7 предложений. Дети выполняют задание, а затем по очереди читают его. Правый сосед прочитавшего свой рассказ ребёнка высказывает свое мнение о том, что ему понравилось в только что услышанном рассказе.

<Рисунок 3>

Упражнение “Качества характера и эмоции человека”

Ведущий: “Какие замечательные рассказы у вас получились, очень хорошо, что каждый из вас нашел в рассказе своего одноклассника что-то, что ему понравилось. Многие из вас очень интересно описали героя своего рассказа – слонёнка, его внешность, привычки, характер. Давайте вспомним что же такое характер и чувства, эмоции человека”.

На основании ответов детей делается вывод о том, что характер – это те внутренние качества человека, которые проявляются в его поведении, общении, учёбе, а эмоции – это то, что человек чувствует, когда происходит какое-то событие.

Детям предлагается выполнить на ПК следующее задание: определить, что эмоцию или качество характера обозначает то или иное слово и передвинуть его в соответствующий квадрат. (Приложение 1). Правильно ли выполнено задание, ребёнок узнаёт сразу при передвижении слова в квадрат.

3. Подведение итогов занятия.

Участники занятия вспоминают о том, что они успели сделать на занятии, а затем по очереди завершают предложение: “Больше всего мне сегодня понравилось …”.

Занятие 2

Цели:

- развитие мыслительной операции обобщения, классификации и сравнения;

- развитие речи;

- актуализация знаний детей о временах годах, проявлений эмоций в мимике человека.

Оборудование и материалы: персональные компьютеры (ПК) по количеству участников занятия, задания, размещённые в системе “Школа информатизации” в курсе “Думаем и рассуждаем вместе” (в том числе, задания, выполненные в программе “ЛогоМиры 3.0”), проектор, экран, тетради, мяч.

1. Приветствие.

Участники занятия садятся в круг. Ведущий: “Добрый день! Начнём наше занятие с приветствия. Пожалуйста, ответьте “добрый день” те, кто сегодня был вежливым (добрым, сочувствующим, ласковым)”. Дети здороваются с ведущем, который после каждого приветствия спрашивает тех детей, которые ответили “добрый день”, в какой именно ситуации они проявили вежливость, доброту, сочувствие или были ласковыми.

2. Основное содержание занятия.

Упражнение “К какой группе относится?”

Дети пересаживаются за ПК и продолжают работу на занятии. Ведущий: “Посмотрите внимательно на экран, слева перед вами напечатаны слова, а справа – варианты ответов. Подберите, пожалуйста, к каждому понятию группу, к которой оно относится. Например, кошка – это животное”.

После того, как ребята выполнили задание, ведущий проверяет правильность ответов и предлагает детям придумать и записать для него в тетради несколько подобных заданий.

Задание к упражнению

Кошка – (зверь) Осень – (время года) Автобус – (транспорт)
Пенал – (школьн. принадл.) Пятница – (день недели) Сапоги – (обувь)
Апельсин - (фрукт) Апрель – (месяц) Сирень – (кустарник)
Индюк – (птица) Вечер – (время суток) Баклажан – (овощ)
Молоток – (инструмент) Творог – (продукт) Ель – (дерево)

<Рисунок 4>

Упражнение “Чем похожи и чем отличаются?”

Ведущий, показывая задание на экране с помощью проектора: “Ребята, скажите, пожалуйста, а как мы назовем общим словом тарелку и кастрюлю? (Ответы учащихся) Конечно, это посуда! По очереди, передавая друг другу мячик, определим, чем похожи, а затем чем отличаются эти два предмета посуды”. Ребята выполняют задание, давая свои варианты ответа.

<Рисунок 5>

Физкультминутка “Осень и зима, лето и весна”

Участники занятия становятся в круг. Ведущий: “Вспомните, пожалуйста, общее слово для обозначения весны, лета, осени и зимы! (Ответы ребят) Верно, это времена года. Если я скажу “весна” или назову какой-то весенний месяц, вы будете прыгать, как будто перескакиваете лужи. Если услышите слово “осень” или один из осенних месяцев – показываете с помощью жестов и позы, что прячетесь под зонтиком, ведь осенью так часто идут дожди. При слове “зима” или слов, обозначающим зимний месяц, вы должны будете потирать одну руку об другую, переминать ногами, как будто мерзните от холода. Если же я назову какой-то из летних месяцев или просто скажу “лето”, тянем ручки кверху, жмуримся как будто от яркого солнышка”. Ребята выполняют указания ведущего, тот, кто ошибается, выбывает из игры и садится на стул.

Упражнение “Определи время года”

Дети садятся за компьютеры. Ведущий: “Вот мы с вами и повторили название времён и месяцев года. Вам будет легко сделать следующее задание. Посмотрите внимательно на картинку и переместите с помощью “мышки” название соответствующего времени года. (Приложение 2). Ведущий вместе с ребятами проверяет правильность выполнения задания, отмечая признаки каждого времени года.

Упражнение “Подбери названия эмоций”

Ведущий просит детей вспомнить о том, что такое эмоции, и выполнить следующее задание на ПК: “Вы знаете, что о том, что чувствует сейчас человек, нам помогает судить его мимика (выражение лица). Подберите, пожалуйста, к названием эмоций картинку с изображением того, ребёнка, который, по вашему мнению, испытывает обозначенное чувство”. Участники занятия обсуждают, какие мимические проявления характерны для каждого из предложенных в задании эмоциональных состояний. (Приложение 3).

3. Подведение итогов занятия

Участники занятия вспоминают о том, что они успели сделать на занятии, а затем по очереди завершают предложение: “Сегодня на занятии мне помог … (имя участника занятия и ситуация, в которой он помог)”.

Занятие 3

Цели:

- развитие мыслительной операции обобщения, классификации;

- развитие речи, правильного употребления слов, обозначающих пространственное расположение предметов и объектов в пространстве;

- актуализация знаний детей о качествах характера.

Оборудование и материалы: персональные компьютеры (ПК) по количеству участников занятия, проектор, экран, задания, размещённые в системе “Школа информатизации” в курсе “Думаем и рассуждаем вместе” (в том числе, задания, выполненные в программе “ЛогоМиры 3.0”), карточки для упражнения “Характер сказочных героев”, тетради, мячик.

1. Приветствие.

Ведущий: “Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга”. Детям предлагается встать в круг и, передавая по очереди друг другу мяч, здороваться со своим правым соседом, завершая предложение: “Добрый день, мне нравится, что ты… (мне нравится в тебе то, что…)”.

2. Основное содержание занятия.

Упражнение “Что лишнее?”

Дети садятся за ПК. Ведущий: “Перед вами задание, подумайте, пожалуйста, какая картинка из четырех лишняя. Передвиньте неподходящую к остальным картинку на цветной квадрат”. Ребята выполняют задание, затем обсуждается, почему тот или иной предмет оказался лишним, как назвать оставшиеся три предмета одним обобщающим понятием. (Приложение 4).

Изображены: бананы, яблоко, вишня, капуста. Лишняя - капуста, т.к. это овощ, а на остальных картинках представлены фрукты. Изображены: утка, индюк, курица, ворона. Лишняя – ворона, т.к. она – дикая птица, а остальные – домашние. Изображены: легковая машина, маршрутное такси, троллейбус, самолет. Лишний – самолёт, т.к. он относится к воздушному виду транспорту, остальные – к наземному.

Ведущий предлагает ребятам составить в тетради 3-4 подобных “загадки”, после чего обменяться тетрадями и разгадать загадки друг друга.

Упражнение “Составь предложение”

Ребятам необходимо выполнить следующее задание: придумать и записать в тетради предложения, в котором будут заданные ведущим два названия предмета. Ведущий: “Посмотрите на экран. На картинке два предмета: диван и шапка. С названиями этих предметов я составила такое предложение: “Мама сидела на диване и вязала мне шапку”. А какое предложение со словами “диван” и “шапка” можете составить вы? А со словами “курица” и “сапоги”, “пальто” и “бабочка”? Запишите в тетрадь свои варианты предложений”.

Дети, смотря на предложенные картинки, записывают предложения, а затем по желанию читают их вслух.

<Рисунок 6>

Физкультминутка “Прикоснись к…”

Ведущий: “Вы, наверное, хотите чуть-чуть отдохнуть? Давайте поиграем: когда я называю признак предмета, вы стараетесь как можно быстрее найти в комнате предмет с таким свойством и прикоснуться к нему”.

Прикоснись к …
белому квадратному деревянному твёрдому
тёплому гладкому синему холодному
стеклянному пластмассовому тяжёлому красному
мягкому разноцветному узкому железному
лёгкому широкому шершавому треугольному

Ведущий предлагает вспомнить, о каких признаках только что слышали ребята, в какие группы можно обобщить эти свойства (цвет, форма, вес, материал и т.д.).

Упражнение “Поставь предлоги”

Дети возвращаются к ПК и выполняют задание, в котором им требуется вставить в предложение пропущенные слова – предлоги, подходящие по смыслу (Приложение 5). Ведущий проверяет правильность выполнения упражнения и просит детей составить для него в тетради 1-2 подобных предложения с пропущенными предлогами.

Упражнение “Характер сказочных героев”

Ведущий: “Ребята все мы с вами любим сказки. В каждой сказке есть сказочные герои. А у каждого героя, как и у нас с вами, свой характер. Сейчас мы сядем в круг, и по очереди будем вытягивать карточки с названиями героев сказок. Никому не показывая свою карточку, подумайте, какой характер у этого героя, и расскажите нам о нём. Ребята попробуют угадать, о ком идёт речь”. Дети с помощью ведущего по очереди выбирают карточки и описывают характер сказочных героев.

Сказочные герои
Белоснежка Карабас Барабас Дюймовочка
Змей Горыныч Старуха Шапокляк Золушка
Буратино Черепаха Тортила Фрекен Бок
Карлсон Красная Шапочка Чебурашка

После этого ведущий просит детей перейти к ПК и выполнить самостоятельно задание: определить, какое качество характера соответствует тому или иному герою сказки. (Приложение 6).

3. Подведение итогов занятия

Участники занятия вспоминают о том, что они успели сделать на занятии, а затем по очереди завершают предложение: “Я бы хотел быть похожим на … (имя сказочного героя), потому что”. Ведущий предлагает каждому ребёнку поразмышлять над тем, как же развить эти личностные качества, что необходимо для этого делать (к обсуждению привлекаются все участники занятия).